СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое осложненное предложение (урок-обобщение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Простое осложненное предложение (урок-обобщение)»

Тема: Обобщение знаний о простом осложнённом предложении

Цели: систематизация знаний учащихся о признаках осложненных предложений, совершенствование умений обнаруживать и разграничивать конструкции, осложняющие предложение, обнаруживать пунктограммы и решать пунктуационные задачи в простом осложненном предложении

Задачи: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление признаков осложненных простых предложений; способствовать совершенствованию умений решать пунктуационные задачи; способствовать воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою страну, личной ответственности за свои действия и действия команды в целом.

Вид – урок обобщения и систематизации знаний

Форма –смотр знаний

Оборудование – мультимедийная презентация, раздаточные материалы

Ход урока:

I.Организационный момент.

Прошлое, настоящее или будущее?

Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:

— Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.

— Не согласен! — воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть.

— Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом.

Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!

II. Объявление темы и целей урока.

Сегодня, ребята, у нас очень много работы и очень мало времени: нам нужно повторить, обобщить и закрепить знания по теме «Простое осложненное предложение». (Для практической части урока мною было составлено комплексное задание, направленное на закрепление темы и подготовку к централизованному экзамену одновременно. Задание может выполняться индивидуально, а может в группах). Работа наша будет проходить в группах, в каждой команде – свой капитан (Кошель Валерия и Беляева Надежда), от оперативности действий всей группы будет зависеть результат и, следовательно, оценка всех членов команды. Каждая команда представляет свое решение по каждому вопросу и объясняет свой выбор.

III. Синтаксическая разминка.

Мир и созидание заповедь наших предков. Безусловно все люди мечтают о мире и светлом небе над головой. Мир это и любовь и добро и счастье и покой. Созидание неотъемлемая часть мира способная сделать его гармоничным цельным приносящим людям душевную ценность.

Задание: расставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений, графически, где это необходимо, подтвердить расстановку знаков препинаний.

IV. Повторение.

1. Демонстрация презентации


2. Выполнение заданий на повторение (комплексная работа)

(1)Пожалуй наиболее подходящим историческим образом для нынешнего года объявленного Годом мира и созидания является образ Ефросиньи Полоцкой. (2)Юная Евфросиния хорошо знала историю своего рода и была прекрасно осведомлена об окружающей ее политической действительности. (3)А та мало отличалась от прежних смутных времен. (4)И вся жизнь подвижницы стала как бы зримой альтернативой бесконечным интригам склокам заговорам княжеским походам. (5)Евфросиния выбрала путь созидательницы. (6)Фактически она совершила культурную революцию в подлинном смысле этого слова на Полоцкой земле. (7)Благодаря ее усилиям воздвигались храмы и монастыри. (8)Легендой стал Крест Евфросинии Полоцкой. (9)А переписывание книг и вовсе было одним из ее монашеских обетов. (10)Все свое общественное и политическое влияние а оно было немалым Евфросиния использовала для умиротворения многочисленных конфликтов неспокойного времени феодальной раздробленности.

(11)Младшим современником Евфросинии Полоцкой был Кирилл епископ Туровский. (12)Сейчас напомним об одном из его многочисленных свершений связанном как раз с умиротворением смуты. (13)В литературном наследии Кирилла Туровского есть «Притча о Слепце и Хромце». (14)Ее появление связано с острым церковным и политическим кризисом разразившимся в Древней Руси.(15) В то время самым влиятельным князем был Андрей Боголюбский сын Юрия Долгорукого правивший во Владимире Ростове и Суздале. (16)Одновременно князь задумал создать и собственную церковь независимую от Киева и даже Константинополя. (17)Помощником ему служил вольнодумный проповедник Федорец. (18)Его-то в 1164 году Андрей и возвел на епископскую кафедру никого не спросив. (19)А Федорец принялся насаждать разные нововведения сильно походившие на ересь.(20) В иносказательной но предельно понятной форме святитель призвал Андрея Юрьевича одуматься и отказаться от своих рискованных намерений. (21)Огромный авторитет Кирилла а некоторые исследователи полагают что Андрей Боголюбский был его учеником сделал свое дело.


1.Укажите, какие факты отражены в тексте:

1) Евфросиния выбрала путь созидательницы.

2) Евфросиния занималась переписыванием книг.

3) Евфросиния является одной из самых известных небесных покровительниц.

4) «Притча о Слепце и Хромце» входит в литературное наследие Кирилла Туровского.

5) Кирилл Туровский призвал Андрея Юрьевича одуматься и отказаться от своих рискованных намерений.

2.Укажите средства связи, которыми связаны 2-е и 3-е предложения:

1) синтаксическая замена 4) местоимение

2) лексический повтор 5) союз

3) одинаковый порядок слов

3.Какие типы предложений по строению грамматической основы встречаются в данном тексте?

4.Укажите номера предложений, которые осложнены только однородными членами и постройте их схемы.

5. Укажите номера предложений, осложненных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

6. Укажите номера предложений, осложненных обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

7. Какому предложению соответствует характеристика: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленными определениями, выраженными приложением и причастным оборотом.

8. Чем осложнено 11-е предложение? Ответ запишите в именительном падеже.

9. Укажите номер предложения, осложненного вводным словом.

10. Встречаются ли в данном тексте вставные конструкции? Если да, то укажите номера предложений.

11.Укажите номера односоставных предложений и их тип.

12. Укажите тип сказуемого в 14-м предложении.

13. Найдите в 16-м предложении словосочетание с подчинительной связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

14. Укажите, каким членом предложения является выделенное в 14-м предложении слово. Ответ запишите в именительном падеже.

15. Укажите часть речи выделенного в 7-м предложении слова. Ответ запишите в именительном падеже.


(Ориентировочно в середине урока провести физкультминутку и гимнастику для глаз)




3.Упражнение на моделирование предложений.

3.1. Перестройте данное предложение в соответствии со схемами и запишите полученные предложения.

Белорусы гордятся густыми лесами и бескрайними лугами, голубыми реками и озерами, уникальными болотами.

А ) [ : и , и , ].

Б ) [ и , и , - ].

В ) [ : и , и , ]. – обобщающее слово


3.2. Дополните данные предложения обращениями, запишите полученные предложения и расставьте знаки препинания.

1) Помните: источник наших ценностей – историческая память. (в начале предложения)

2) Опирайтесь на опыт старших поколений и традиции. (в конце предложения)

3) Если мы хотим жить в свободном и независимом государстве, то должны беречь и защищать историческую память, духовные ценности и исконные традиции. (в середине предложения)

V. Подведение итогов.

Оценить работу команд, обобщить информацию.

2023 год, объявленный Президентом Республики Беларусь Годом мира и созидания, имеет важное значение для процветания нашей страны.

Сегодня важно сохранить мир и согласие на белорусской земле. Но белорусы всегда были мирными людьми и всегда проповедовали мир. Еще в 1522 г. в "Песни про зубра" звучат актуальные и на сегодняшний день строки:

Хватит убийств! Возбужденная совесть и разум

Властно велят мне тревогу поднять, ополчиться

Против разбоя. Как долго весь мир христианский

Марс беспощадный купает в крови, потрясая

Веры устои! Она, христианская вера,

Шаткою стала и дома, и на поле брани.

Вражьи ли сабли, свои ли мечи подрубают?

Вы, ребята, заканчиваете 11 класс и идете во взрослую жизнь, и будущее нашей страны в ваших руках.

VI. Выставление отметок за урок.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия «Плюс – минус – интересно»








ПРИЛОЖЕНИЯ

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1.И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!