СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.»

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.  Простое предложение – это минимальная единица языка и речи с одной грамматической основой, оформляющая законченную мысль.  По цели высказывания предложения делятся на:  Повествовательные – содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения: Дети учатся в школе .

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Простое предложение – это минимальная единица языка и речи с одной грамматической основой, оформляющая законченную мысль.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • Повествовательные – содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения: Дети учатся в школе .
Вопросительные – содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе? Побудительные – выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе .
  • Вопросительные – содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?
  • Побудительные – выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.):

Дети, учитесь в школе .

По эмоциональной окраске выделяют предложения : Восклицательные – в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком: Дети, учитесь в школе! Не восклицательные – в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций: Дети должны учиться в школе . В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительны е и отрицательные .

По эмоциональной окраске выделяют предложения :

  • Восклицательные – в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком: Дети, учитесь в школе!
  • Не восклицательные – в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций: Дети должны учиться в школе .
  • В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительны е и отрицательные .
Отрицание может выражаться при помощи отрицательной частицы не или слова нет . Если отрицание стоит перед сказуемым, то предложение имеет общеотрицательный смысл, если перед любым другим членом предложения, то отрицается только эта часть высказывания, например: И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком – отрицается вся мысль, предложение имеет общеотрицательное значение; Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой – отрицание стоит перед обстоятельством к а к? не спеша , предложение имеет частное отрицательное значение.

Отрицание может выражаться при помощи отрицательной частицы не или слова нет . Если отрицание стоит перед сказуемым, то предложение имеет общеотрицательный смысл, если перед любым другим членом предложения, то отрицается только эта часть высказывания, например: И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком – отрицается вся мысль, предложение имеет общеотрицательное значение; Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой – отрицание стоит перед обстоятельством к а к? не спеша , предложение имеет частное отрицательное значение.

Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение. Средства оформления предложения.

Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение.

В русском языке нет строгих правил того, как члены предложения должны выстраиваться; порядок слов в предложении свободный. Порядок слов имеет синтаксическое, смысловое и стилистическое значение.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения. Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). - Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. - Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) - наша учительница (сказуемое). - Наша учительница (подлежащее) - моя мама (сказуемое) и т.д.

Стилистическое значение выражается в том, что если член предложения оказался в необычном месте, то он приобретает особую стилистическую окрашенность. Сравните: Ты пойдешь со мной. - Со мной пойдешь ты .

При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов. При прямом порядке слов каждый член предложения занимает свое определенное место. Подлежащее обычно стоит перед сказуемым : Весна наступила . Согласованное определение занимает место перед определяемым словом: желтые листья, солнечный день. Несогласованное определение – после определяемого с лова: листья клена, дом на набережной. Обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым : громко говорил, звонко смеется. Дополнение и другие виды обстоятельств – после сказуемого : читать книгу, приготовиться к бою, въехать в город, вернуться на закате. Обратный порядок (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение.

При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов каждый член предложения занимает свое определенное место.

  • Подлежащее обычно стоит перед сказуемым : Весна наступила .
  • Согласованное определение занимает место перед определяемым словом: желтые листья, солнечный день.
  • Несогласованное определение – после определяемого с лова: листья клена, дом на набережной.
  • Обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым : громко говорил, звонко смеется.
  • Дополнение и другие виды обстоятельств – после сказуемого : читать книгу, приготовиться к бою, въехать в город, вернуться на закате.

Обратный порядок (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение.

И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ , чему-то рад…  (А.А. Фет) Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Теплом озарены, Инверсия может использоваться:  Для оформления вопроса в вопросительных предложениях : Знаете ли ли вы украинскую ночь?; Не сбились ли мы с дороги?  Для связи одного предложения с другим : Потом дождь расходится. Тогда-то возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем… Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы (К. Паустовский).

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ , чему-то рад…

(А.А. Фет)

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

Инверсия может использоваться:

  • Для оформления вопроса в вопросительных предложениях : Знаете ли ли вы украинскую ночь?; Не сбились ли мы с дороги?

  • Для связи одного предложения с другим : Потом дождь расходится. Тогда-то возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем… Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы (К. Паустовский).
Инверсия служит основным средством выделения смыслового центра на письме и является средством выразительности речи. В устной форме речи для этой цели служит логическое ударение: Среди ночи (когда?) проснулась Аленушка. – Среди ночи проснулась (что сделала?) Аленушка. – Среди ночи проснулась (кто?) Аленушка.   Логическое ударение - это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

Инверсия служит основным средством выделения смыслового центра на письме и является средством выразительности речи.

В устной форме речи для этой цели служит логическое ударение: Среди ночи (когда?) проснулась Аленушка. – Среди ночи проснулась (что сделала?) Аленушка. – Среди ночи проснулась (кто?) Аленушка.

Логическое ударение - это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

Интонация включает в се бя: мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение . Она используется для выражение различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего. Выделяют различные виды интонации : вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

Интонация включает в се бя:

  • мелодику,
  • ритм,
  • интенсивность,
  • темп, тембр речи,
  • логическое ударение .

Она используется для выражение различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего. Выделяют различные виды интонации :

  • вопросительную,
  • восклицательную,
  • перечислительную,
  • выделительную,
  • пояснительную и т.д.
Задание: Прочитайте, поставьте знаки препинания в конце предложений. Укажите типы предложений по цели высказывания и по интонации. Приходит ночь, и постепенно оживает сила души Ей нет пока имени Как назвать ее Воображением фантазией, проникновением в мельчайшие поры человеческого сознания, вдохновением Душевным восторгом или спокойствием Радостью или печалью Кто знает  (По К. Паустовскому)

Задание:

Прочитайте, поставьте знаки препинания в конце предложений. Укажите типы предложений по цели высказывания и по интонации.

Приходит ночь, и постепенно оживает сила души Ей нет пока имени Как назвать ее Воображением фантазией, проникновением в мельчайшие поры человеческого сознания, вдохновением Душевным восторгом или спокойствием Радостью или печалью Кто знает

(По К. Паустовскому)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!