(Э,Г) Наблюдение. – Вращаясь вокруг своей оси, Земля делает в то же время и движение вокруг Солнца. Путь этот Земля проходит за год. Сколько дней в году? (365 дней). Его называют земной год. – Что происходит за земной год? (Происходит смена времен года.) – Рассмотрите иллюстрацию «Солнечные лучи». В равных ли количествах Земля получает тепло? Почему летом Солнце поднимается выше и греет сильнее, чем осенью и зимой? (Земля получает тепло в разных количествах.) – От чего это зависит? (Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а она наклонена по отношению к орбите Земли.) – Что бы произошло, если бы ось располагалась под прямым углом к орбите? (На Земле не было бы никаких времен года, а во все дни года было бы одинаково тепло и светло.) – Двигаясь вокруг Солнца, земной шар подставляет солнечным лучам большую часть площади то Северного полушария, то Южного. В том полушарии, которое больше освещено Солнцем, солнечные лучи падают более отвесно и дают больше тепла. Там стоит лето. В это же время в другом полушарии – зима. Вывод. Земля вращается вокруг себя, подставляя Солнцу то одну сторону, то другую – происходит смена дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца по часовой стрелке – происходит смена времен года. Земля делает полный оборот вокруг Солнца за год. (К) Проблемный вопрос. Обратите внимание детей на мерную ленту. Что обозначает вся лента и каждая ее часть? (Год, 4 времени года и 12 месяцев.) Откуда взялись названия месяцев? (Гипотезы детей.) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7cc3ce0733/869759_4.png) (К, И) Работа в Научном дневничке. Обработка информации. - Что такое год? (Год – это время, за которое Земля делает оборот вокруг Солнца.) – Сколько месяцев в году? А вы, знаете, очередность месяцев? С какого месяца год начинается? (Г) Игра «Восстанови год». Предложите каждой группе быстро разложить карточки с названиями месяцев по порядку так, как они идут в году. Что у вас получилось? (Календарь.) (К) Комментарии педагога. Считают, что названия месяцев придумали древние римляне. Вначале их называли просто по номерам: первый месяц, второй, третий… Позднее месяцы стали называть в честь героев, богов, праздников. Например, январь – в честь бога Я́нуса, покровителя путешественников и моряков, март – в честь бога войны Ма́рса, июль – в честь полководца и императора Юлия Це́заря. А вот сентябрь по-латыни означает «седьмой», потому что древние римляне считали месяцы не с января, а с марта. Декабрь по-латыни означает «десятый». Назовите каждый месяц года на казахском языке. (С давних пор люди используют для счета времени Луну. Еще древний человек заметил, что Луна меняет свою форму от тонкого серпа до полного круга. Так появились мерки времени – месяц. Казахи с древних времен знали и пользовались лунным календарем. Термин “лунный месяц” в казахском языке звучит “туарай”. В течение года месяц повторяются 12 раз, поэтому год разделён на 12 месяцев. Единицы измерения времени – сутки, месяц, год.) (К,И) Обработка информации. Используя подсказку в учебнике, посоветуйте ученикам, сформулировать определение: Что такое месяц. (Месяц – это время, за которое Луна делает оборот вокруг Земли.) (К) Комментарии педагога. С давних пор люди используют для счета времени луну. Древние отмечали 4 вида луны, которые сменялись через 7 дней. Так появились мерки времени – месяц и неделя. Начало месяца определяли по появлению на небе узенького месяца. Так появилось выражение «МЕСЯЦ НАРОДИЛСЯ».__ (К) Динамическая пауза «Каждый может стать пилотом». Как определить количество дней в месяце? Подпиши в своей ленте. (К,И) Работа по учебнику. Обратите внимание ребят на разновидности календарей и информацию Всезнамуса. Предложите детям объяснить своими словами, почему в году может быть разное число дней. |