СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые игры без реквизитов и с минимумом подготовки на уроке русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Простые игры без реквизитов и с минимумом подготовки на уроке русского языка»

  1. Игры с минимальным количеством реквизитов или без них

«Словарные слова»: пишем в воздухе пальцем, ухом, головой и т.д.

5 класс: при изучении темы «Имя прилагательное» учитель кидает ученику мячик, называет существительное, а ученик к этому слову говорит прилагательное, этот ученик бросает мяч другому ученику, тот ловит и называет еще другое прилагательное.

6 класс: при изучении «Соединительные гласные в сложных словах» учитель кидает мячик ученику и говорит: «Лед, колоть», а ученик называет сложное слово «ледокол» и т.д.

6 класс: при изучении разрядов прилагательных учитель бросает мяч ученику, называет существительное, ученик называет качественное прилагательное, этот ученик бросает мяч другому ученику, тот ловит и называет относительное прилагательное.

6 класс: при изучении переходных и непереходных глаголов учитель бросает мяч ученику, называет глагол, если глагол переходный, ученик составляет словосочетание с этим глаголом, если непереходный, складывает руки накрест.

«Указательный палец вверх – да, указательный палец вниз – нет». В любом классе при изучении любой темы: например, в 7 классе при изучении причастий дети показывают палец вверх, если называю причастие, палец вниз, если называю прилагательное. В 5 классе при изучении темы «Обращение» дети показывают палец вверх, если в предложении есть обращение, палец вниз, если в предложении нет обращения. (Прямая речь, запятая в сложном предложении перед союзом «и». Часто использую этот способ при подготовке к ВПР.)

«Главные и второстепенные члены предложения». Делают все одновременно: и учитель, и ученики. Учитель пишет на доске предложение, потом вместе жестами показывам члены предложения. Подлежащее – одна согнутая рука перед грудью, сказуемое – две руки параллельно согнуты перед грудью, определение – показываем рукой «волну», дополнение – две руки горизонтально согнуты в локтях, обстоятельство – руки согнуты в локте в разные стороны.

«Бегающий диктант». Класс делится на 2 команды. На последних партах лежат слова, в которых дети часто делают ошибки. В командах дети по очереди подбегают к последней парте, читают слово, бегут к доске, пишут. Если слово написано с ошибкой, ученик снова бежит смотрит, как пишется слово, бежит к доске и исправляет. Я обычно даю командам одинаковый набор слов в разной последовательности.

«Кто быстрее?» 3 команды. По одному человеку из каждой команды выбегают к доске и пишут существительные (прилагательные, числительные, причастия и т.д.) Первая команда – существительные 1 склонения, вторая – 2 склонения, третья – третьего склонения (прилагательные качественные, относительные, притяжательные; числительные порядковые, количественные, дробные, собирательные; причастия действительные и страдательные и т.д.)

«Угадай смайлик». Ученик изображает смайл, остальные отгадывают, кто-то пишет на доске (улыбающийся, веселый, радостный, грустный, унылый, хохочущий, смеющийся, плачущий и т.д.). Далее даются задания: определить прилагательные и причастия, обьяснить разницу между частями речи.

«Движущийся поезд». Первый ученик выходит со словами «я люблю», добавляя глагол , например, «я люблю читать» и медленно передвигается. Второй ученик называет следующий глагол в сочетании «я люблю», например, «играть» и сцепляется сзади за первым учеником (паровозиком). И так далее друг за другом. Повторяться нельзя. Остановка на станции «Неопределенная форма глагола». Дети рассказывают, что это такое. Делают вывод о том, что все названные ими глаголы – неопределенной формы.Следующая станция – «Вид глагола». Каждый определяет вид своего глагола. Третья станция – «Возвратность глагола», четвертая – «Прошедшее время» (настоящее время, будущее время, спряжение, причастия, деепричастия и пр.)

«Алфавит имен». Построиться по алфавиту имен (фамилий, отчеств).

«Найди синоним» (антоним, омоним, фразеологизм, пословицу, ударение). На четырех стенах вешаю листы с со словами, фразеологизмами, пословицами, местом ударения (на первом, втором, третьем или четвертом слоге). Раздаю детям карточки (или вытягивают карточки), бегут к нужной стене.

«Мухобойка». На доске пишу слова. Дети бьют мухобойкой ударный слог и произносят вслух.

«Социальные сети». В 8 классе при изучении односоставных предложений смотрим фотографии (отобранные учителем) из соцсетей знаменитостей и изучаем подписи к ним. Определяем вид односоставного предложения.

  1. Простые рисунки для запоминания грамматики.

«УПС!» Управление, примыкание, согласование.

«Ладошки». Для запоминания –н- или –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных рисуем ладошку. На пальцах пишем:1)нет приставки, 2)нет зависимых слов, 3) не заканчивается на -ованный, -ёванный, 4) не образовано от глагола несовершенного вида. При запоминании правила сгибаем пальцы как при счете, если остался один палец, значит это отглагольное прилагательное и в слове пишется одна –н-.

Правило Юли. Слово с пол- пишем через дефис, если слово начинается с заглавной буквы, гласной или на «л».

«Целую, милая» для определения спряжения глаголов: в настоящем времени глаголы 1 спряжения имеют в окончаниях гласные «е», «у», «ю», глаголы 2 спряжения - «и», «а», «я».

«Ослик ИА» для запоминания чередующихся гласных: в корне пишем букву «и», если за корнем стоит суффикс «а».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!