СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Противодействие коррупции и антикоррупционная политика в РФ

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Противодействие коррупции и антикоррупционная политика в РФ

Просмотр содержимого документа
«Противодействие коррупции и антикоррупционная политика в РФ»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»







Утверждаю:

« » _______________ 2018г.

Заместитель директора по УМР

__________________Н.В.Шараева









Методическая разработка









Урок-семинар по теме:

«Противодействие коррупции и антикоррупционная политика РФ»























Разработчик:

преподаватель Югова Галина Юрьевна





























Кожевниково 2018







Пояснительная записка

Что же понимается под «коррупцией» в отечественном уголовном праве? Важно отметить, что это вообще не уголовно-правовой термин. Многие называют его криминологическим, хотя есть и такая точка зрения, что «коррупция - понятие не столько правовое, сколько социальное и нравственное».

Встречается понимание коррупции как социально негативного явления, выражающееся в подкупе одних лиц другими, что отражается уголовно-правовым понятием взяточничество.

1. Характеристика законодательной базы по антикоррупционной политике в РФ

1. Правовую основу антикоррупционной политики составляют Конституция Российской Федерации, нормы настоящего Федерального закона и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.

2. Федеральным законом устанавливаются основы федеральной антикоррупционной политики, основные начала антикоррупционной политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.

3. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими кодексами..

4. Внутренняя антикоррупционная политика партий и других общественно-политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, определяется уставами и иными учредительными документами соответствующих партий и других общественно-политических объединений.

5. Антикоррупционная политика Российской Федерации строится с учетом международно-правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят составной частью в правовую основу антикоррупционной политики. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила по сравнению с предусмотренными национальным антикоррупционным законодательством, то применяются правила международного договора.

2. Положительные характеристики при регулировании проблемы коррупции в РФ

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

- мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов; - пропаганда антикоррупционных стандартов;

- опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики;

- антикоррупционные образование и воспитание;

- установление льгот для государственных и муниципальных служащих, связанных с длительностью безупречной службы;

- ведение обособленных регистров лиц, в том числе юридических, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты мерам юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- предостережение о недопустимости совершения коррупционных правонарушений;

- представление органа дознания, следователя, прокурора и частное определение (постановление) суда о необходимости устранения причин и условий, способствовавших совершению коррупционных преступлений.

3. Собственная оценка результатов государственного регулирования антикоррупционной политики в РФ

Оценка:

корректировка хода экономических реформ, усиление социальной направленности реформ;

переход к реальным и реализуемым бюджетам;

совершенствование налогового законодательства;

обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

повышение нравственного, материального и культурного уровня населения;

привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, особое внимание, уделяя воспитанию правового и гражданского сознания, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).

4. Цели и задачи государственного регулирования в РФ

Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:

- предупреждение коррупционных правонарушений;

- создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус;

- создание правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;

- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;

- возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;

- формирование антикоррупционного общественного сознания;

- содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений, эффективную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;

- содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;

- создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.

Актуальность темы: Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится образовательному учреждению. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача образовательного учреждения.

Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения обучающихся (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Образовательное учреждение нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей. На уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.

Разработка позволяет детализировать отдельные направления работы по противодействию коррупции, создать условия для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся и активной гражданской позиции (комплексность). В свете современных требований в рамках гражданского образования необходимо осуществлять систематическую работу по формированию антикоррупционного сознания обучающихся.

Нормативная база для разработки программы:

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции»;

3. Ведомственная целевая программа «Противодействие коррупции на 2016-2018 годы»

Цель: Создание условий для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся. Воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у учащихся гражданской позиции относительно коррупции.

Задачи:

 Способствовать развитию навыков законопослушного поведения обучающихся.  Обеспечить получение обучающимися знаний о сущности коррупции, ее общественной опасности.

 Способствовать формированию у обучающихся навыков антикоррупционного поведения, нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни.

 Создание условий для совместной деятельности образовательного учреждения и представителей социума по вопросам антикоррупционного воспитания обучающихся. Основные направления:

 Антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда;

 Обеспечение открытости и доступности для населения деятельности образовательного учреждения, укрепление связей образовательного учреждения с гражданским обществом;

 Проведение мероприятий по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде; Перечень мероприятий:

 Организация информационно-методической деятельности по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде;

 Образовательная деятельность антикоррупционной направленности через изучение соответствующих тем в рамках преподавания различных учебных предметов.

 Совершенствование сайта образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения информационной открытости образовательной деятельности.

 Проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями правоохранительных органов, родительских собраний, дней открытых дверей, других мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

Ожидаемые конечные результаты реализации: По итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

 информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

 личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, стрессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

 гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов, умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

 самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

 культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);  решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Урок проводится в виде семинара. В ходе урока участвуют: преподаватель, обучающиеся. Обучающимися подготовлены письменные сообщения, презентация.

Проведение урока в виде семинара характеризуется двумя признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений учащихся, повышению культуры общения.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: воспитание законопослушных членов общества, умение общаться с должностными лицами, не нарушая закона.



























































План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Выступление преподавателя.

  3. Выступление обучающегося с докладом.

  4. Презентация, подготовленная студентами.

  5. Выступление обучающегося с докладом.

  6. Выступление обучающегося с докладом.

  7. Подведение итогов преподавателем.



















































































Ход урока:

    1. Организационный момент: преподаватель проводит переговоры с обучающимися о готовности и очередности выступления обучающихся.

    2. Выступление преподавателя:

«При проведении нашего урока, мне хотелось бы прежде всего обратить Ваше внимание на нормативно правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, а именно, на правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Среди названных нормативно – правовых актов следует указать следующие:

  • «Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

  • Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Мы рассмотрим положения данных нормативных актов, требования по антикоррупционному поведению служащих системы образования РФ.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Основным нормативным актом связанным с противодействием коррупции в нашей стране является Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии коррупции".

Принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Рассмотрим основные положения данного Закона.

Основные принципы противодействия коррупции (ст. 3).

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Организационные основы противодействия коррупции (ст. 5).

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Меры по профилактике коррупции (ст. 6).

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

А теперь мне бы хотелось предоставить слово нашим студентам, которые подготовили материал для его предоставления его Вам»

  1. Выступление студента с докладом по теме: «Антикоррупционное законодательство в России и меры по профилактике» (Приложение № 1).

  2. Показ презентации (слайдов), принимают участие двое студентов (приложение № 2).

  3. Сообщение студента: «Конфликт интересов. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов» (приложение №3).

  4. Сообщение студента: «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Приложение № 4).

  5. Преподаватель подводит итоги открытого урока: «Давайте подведем итоги урока: наш урок посвящен борьбе с коррупцией. Давайте повторим смысл этого понятия. «Коррупция» (от латинского термина CORRUMPIRE) обозначает среди прочих значений и действие «подкупать». «Анти»-«против», т.е. все слово мы можем обозначить как «против подкупа». «Подкуп-взятка» является нарушением должностного лица в целях личной выгоды. Данное преступление, связанное с целью получения незаконных доходов, базируется на использовании должностных полномочий. Обращаю Ваше внимание, что цель нашего урока, ребята, является- создать условия для закрепления и обобщения  информационной компетенции учащихся через осмысление понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, стратегии борьбы. ».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!