Произношение отдельных звуков и слов | |
гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы] позиция нарушения звука: изолированно _____________________ в словах __________________________ в предложениях __________________ характер нарушения звукопроизношения: замена ______________________________ искажение ___________________________ смешение ___________________________ пропуск ___________________________ | свистящие, шипящие, аффрикаты [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ] позиция нарушения звука: изолированно ____________________ в словах ________________________ в предложениях характер нарушения звукопроизношения: замена _______________________ искажение ____________________ смешение пропуск | сонорные [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,] позиция нарушения звука: изолированно _________________ в словах _____________________ в предложениях ________________ характер нарушения звукопроизношения: замена ________________ искажение ________________ смешение _________________ пропуск _________________ | глухие и звонкие парные согласные [п-б], [в-ф], [д-т], [г-к] в твердом и мягком звучании; позиция нарушения звука: изолированно ___________________ в словах ________________________ в предложениях _________________ характер нарушения звукопроизношения: замена _________________________ искажение ______________________ смешение пропуск | |
Произношение предложений | |
Бабушка сушила мокрое белье на веревке. | | |
Произношение слов сложного состава | |
Конструирование, фотографирование, электричество, экскурсовод | | |
4. Слоговая структура слова | |
Повторение многосложных слов | |
Космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, велосипед, парикмахер, аквалангист, термометр | Перестановка звуков или слогов __________________________ Добавление, опускание звуков или слогов | |
Повторение предложений | |
Водопроводчик чинит водопровод. Регулировщик стоит на перекрестке. Парашютисты готовятся к прыжку. Экскурсовод проводит экскурси | | |
Фонематическое восприятие, звуковой, слоговой и языковой анализ и синтез | |
Повторение слогов и слов (с запоминанием звуковых рядов) | |
Са-ша, са-ша-са, ра-ла-ра, за-за-са, па-ба-па, ша-жа-ша, аль-ал-ал, ка-га-ка Сок-цок—сук; том-дом-ком; куст-густ-куст; бусы-бутсы-бусы; влага-фляга-влага; коза-коса-коза | | |
Определение места звука в слове (первый, третий, последний) | |
С - сад, фокус, лиса_________________________________________ Ш – шум, мышка, карандаш___________________________________ К - кошка, окно, мак | В каких словах есть звук (на слух) «р»: рот, арбуз, лапа, кот, барабан Звук «м»: шалаш, машина, самолет, собака, кошка | |
Определение последовательности и количество звуков в слове | |
Рак, сумка, диктант | | |
Составление слов из звуков, букв | |
[c], [а], [д], [к], [т], [о], [т], [о], [к], [р], [у], [к], [а] по разрезной азбуке [c], [а], [д], [к], [т], [о], [т], [о], [к], [р], [у], [к], [а | | |
Подбор слова на заданный звук | |
Назови слово на заданный звук [c], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [ч] Отбери картинки со звуком, покажи, где (по картинкам) С-Ш Маша сушит шубу. С-Ш-Ж Саша жует сушку. З-Ж У Зины желтый зонтик. С-З-Ж-Ш Зина шьет у Саши восемь кожаных сапожек. Коза-коса, удочка-уточка, бочка-дочка, мышка-мишка, крыщка-крыса, мишка-миска | | |
Количество слогов, слов | |
Сколько слогов в слове дом, карандаш Сколько слов в предложении День был тёплый. Около дома росла высокая береза. | | |
6. Словарный запас | |
Предметный словарь (обобщающие понятия) | |
Назвать предметы: мебель, обувь, одежда, транспорт, деревья, овощи, фрукты, птицы, профессии Назвать обобщающим словом предметы (рубашка, платье, брюки, носки) одежда Исключить лишний предмет («Четвертый лишний») Назвать предмет по его описанию («Как называется предмет, в котором варят суп?») | | |
Животные и их детеныши | |
Назвать детенышей и птенцов различных животных и птиц | | |
Словарь, обозначающий действия и состояние предмета | |
Вопросы без опоры на наглядность «Врач что делает?»; Показ картинки «Назови картинку и скажи кто как передвигается?»; «Кто как голос подает?» | | |
Подбор определений к словам | |
Какое бывает солнышко? (Яркое, ясное, золотое, жгучее) Туча……., лес……., дом……. | | |
Употребление относительных и притяжательных прилагательных | |
Стол сделан из дерева. Стол какой? А это ваза? Море, лист, снег, шуба Чей хвост? (Лисий) | | |
Подбор антонимов | |
Подбери к слову другое слово, противоположное по значению Грязный-чистый, широкий-узкий, веселый-грустный, прямой-косой, длинный-короткий, светлый-темный, сухой-сырой, высокий-низкий, больной-здоровый, холодный-горячий | | |
7. Грамматический строй речи | |
Образование множественного числа существительного | |
Именительный падеж Стол - столы; глаз-глаза; рот – рты; стул – стулья; дерево - деревья; перо-перья | |
Употребление падежей (по картинкам и без них) | | |
| |
Родительный падеж В лесу много чего? (Цветов, деревьев, кустов, птиц…) В комнате много чего? (Стульев, книг, игрушек…) Творительный падеж Нож; режут хлеб (чем?)…. Вилка; едят (чем?)… Пила; пилят (чем?)…. | | |
Составление предложений из слов в начальной форме | |
Мальчик, открывать, дверь. Груша, бабушка, внучка, давать. Девочка, читать, книжка. Витя, косить, трава, кролики, для. Доктор, лечить, дети. Миша, дать, собака, большая, кость. Рисовать, карандаш, девочка. Петя, купить, шар, красный, мама, В, сад, расти, вишня. Сидеть, синичка, на, ветка. | | |
Употребление предлогов | |
Вставить недостающий предлог в готовое предложение Мяч перелетел….(через) забор. Мяч упал… (за) забор. Лена наливает чай… ( в ) чашки. Почки распустились…. (на) деревьях. Щенок спрятался ….(под) крыльцом. Чайка летит…(над) водой. Пёс сидит … (у) конуры. Лодка плывет… (по) озеру. Деревья шумят…(от) ветра. Птенец выпал ….(из) гнезда. Последние листья падают…(с) берёзы. | | |
Согласование прилагательных с существительными (по картинкам) | |
Синий чайник, синяя рубашка, синее небо, синие васильки. Мокрый котенок, мокрая трава, мокрое полотенце, мокрые руки. | | |
Словарь и словообразовательные навыки | |
Образование детенышей У козы - козлята, у волка - волчата, у утки-утята, у лисы-лисята, у льва-львята; у собаки - щенята; у курицы - цыплята; у свиньи – поросята; у коровы - телята; у овцы - ягнята Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Сумка – сумочка; гнездо-гнездышко; дерево-деревце; ведро-ведерко; стул – стульчик; круг – кружок Образование прилагательных от существительных (относительных) Игрушка из пластмассы (какая?) - пластмассовая. Дверь из фанеры (какая?) - фанерная. Плита из чугуна - чугунная. Горка изо льда - ледяная. Шляпка из соломы - соломенная. Суп из грибов - грибной. Варенье из клубники - клубничное. Лист клена - кленовый. (качественных) Назови по образцу: за хитрость называют хитрым. За жадность; трусость; силу; смелость; Если днем мороз, то день - морозный; солнце; дождь; снег; ветер; холод (притяжательных) У зайца хвост заячий, а у волка? (волчий). У лисы, у льва. У собаки лапа - собачья. У кошки лапа (кошачья). У медведя лапа (медвежья). У волка (волчья). У льва лапа (львиная). | | |
Согласование числительных с существительными | |
Сосчитать машины (одна машина, две машины, …десять машин) Ухо, помидор, стул, ручка. | |
8. Связная речь | |
Составление рассказа по сюжетной картинке. Пересказ услышанного текста. Составление рассказа по серии картинок. Составление рассказа на заданную тему. | | |
9. Понимание речи | |
Ориентировка на теле и в пространстве Дотронься правой рукой до левого колена. Что на лице выше носа? (глаза, брови, лоб, волосы). Что между глазами и волосами? (брови, лоб). | |
Часть и целое У ручки пишет перо, а у карандаша ? (грифель) и.т.д | | |
Точное значение слов Покажи, где коричневый цвет, а где кремовый. Где графин, а где кувшин. Где старый, а где пожилой человек. Где ползет, а где сползает. | |
Понимание многоступенчатой конструкции Возьми на средней полке толстую книгу и два разных карандаша. Положи книгу на стол, а карандаши над ней. | | |
Понимание объектно-субъектных отношений Колю встретил Вова. Кто пришел? Катю нарисовала Даша. Кто на рисунке? | |
Понимание логико-грамматических связей Коля ниже Пети. Кто выше? Заяц бежит быстрее, чем лиса, а лиса быстрее, чем мышка. Кто самый быстрый? А кто бежит медленнее всех? | | |
Понимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений. Прежде чем посмотреть мультфильмы, Ваня сделал уроки. Что Ваня сделал раньше. Какое предложение правильное: Наташа испачкала платье, потому что скамейка грязная. Скамейка грязная, потому что Наташа испачкала платье. В каком случае каждое из этих предложений может быть правильным. Что бывает между осенью и весной? Вертолет летит над облаками. Что под вертолетом? | |
Понимание грамматических форм Покажи красным карандашом синий карандаш, синим карандашом - красный карандаш. | | |
10. Обследование чтения | |
Чтение текста (не из Букваря). Анализ техники чтения (побуквенное, послоговое, слитное, беглое, с ошибками) Ответы на вопросы по содержанию текста. Пересказ прочитанного. | | |
11. Обследование письма | |
Буквы под диктовку. Задание: п и ш т м щ з ц е г д б э ф й ч е ы в ж ъ х- строчные Г З Д Р Н К Ч У Е Т Ц П Л В М Ф Е Ж Щ - заглавные | | |
Слоги под диктовку. Задание: ас мо осе лы ри ам яр мя жу шо чи аи боло доту лери гиази жне ату ащу зню лох кар аст глу арк слин кра гро астка глор ижбо щац вздо чит шус хвы айка жос крет воч... | |
Слова под диктовку. Задание: ключ, щука, грач, природа, круги, улица, утки, сильный, старушка, аист, шарф, убрал, заснуть, насмешка, крыльцо, чтение... | | |
Фразы под диктовку. Задание: | | |
Слуховой диктант | |
Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Письмо по памяти. | | |