Учитель немецкого языка МБОУ «Коротоякская СОШ» Сухарь Ирина Николаевна
«Деятельностный подход на уроках иностранного языка в начальной школе»
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ВЫСТУПЛЕНИЕ
Сегодня к современному уроку предъявляются совершенно иные требования. В первую очередь это построение урока на деятельностной основе как условие повышения качества преподаваемого предмета. Перед учителем возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
ТЕХНОЛОГИИ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ МЕХАНИЗМОМ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ.
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии.
1. Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
2. Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
3. Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
4.Технология организации проектной деятельности.
Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать деятельностный подход в процессе обучения.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Поскольку я работаю в начальной школе, хочу обратить Ваше внимание на особенности деятельностного подхода в начальной школе.
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу. Учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на уроках немецкого языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
Так, например, при закреплении алфавита и темы «Цвета» я использую игру «ABC-farben». Дети делятся на две команды и садятся вокруг плаката с разноцветными буквами алфавита. Каждая команда бросает кубик и двигается на столько букв вперед по плакату с алфавитом сколько точек на кубике. Команды называют букву, её цвет и слово на эту букву. Выигрывает команда, которая быстрее придет к финишу. Данная игра способствует не только запоминанию букв и цветов у детей, но и повторению лексики по различным темам. Кроме этого, игра способствует развитию памяти, внимания; воспитывает толерантность, уважение к товарищам по команде, чувство сопереживания, дух коллективизма.
Серию игр «Восстанови слово» можно проводить с 1-го по 4-й класс.
Группа делится на две команды. Одной из них даются карточки с первой половиной слова, другой – со второй. По сигналу учителя дети начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, учащиеся зачитывают слово. win + ter ═ winter .
Игра «Волшебная коробка» используется на этапе закрепления или первичного контроля изученных лексических единиц. Каждый ученик достает из коробки картинку и называет слово. Эта игра используется часто, но не наскучивает, так как срабатывает эффект «сюрприза». Главное, периодически обновлять картинки.
При работе с лексическим материалом по теме «Цвета» большой успех имеет игра «В круг – из круга». Для этой игры понадобится лишь доска, мел и цветные магниты, которые есть в каждом учебном кабинете. Учитель рисует круг и заполняет его цветными магнитами. К доске приглашается ученик, который передвигает нужный магнит, услышав цвет. Цвета могут называть другие ребята со своих мест. Играют до первой ошибки. Затем выходит следующий ученик и т.д.
Интересной формой контроля знаний учащихся является игра «Царь горы». Учитель заранее готовит задания разного уровня сложности на карточках и располагает карточки на доске в виде горы, перевернув их пустой стороной. Первый ряд – самые простые задания, но чем выше поднимается ученик, тем сложнее задания. Побеждает тот ученик, кто достигает вершины. Таким образом, простая проверочная работа приобретает привлекательную форму игры соревновательного характера. Каждый ученик может видеть какого уровня он достиг, и на каком уровне его одноклассники. Благодаря этому развиваются такие универсальные учебные действия регулятивного характера как умение поставить учебную задачу, умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата, умение контролировать свои действия и соотносить их с заданным эталоном, умение оценивать качество и уровень усвоения знаний.
Среди разнообразных форм работы на уроке так же можно назвать театрализацию сказок и проигрывание диалогов с помощью кукол-перчаток. Эффективность данной формы работы обусловлена практической направленностью обучения.
Работа ведется по плану:
1. Подготовительная работа.
2. Распределение ролей между учениками.
3. Театрализация.
4. Творческая интерпретация. На этом этапе можно разделить ребят на группы и попросить изменить что-то в диалоге по желанию. Данный этап играет огромную роль, так как во время персонализации учебного материала эффективность усвоения языкового материала повышается.
Ученики 4 класса с удовольствием готовят драматизацию этих знаменитых сказок, а также читают по ролям , что способствует расширению творческого потенциала учащихся, совершенствованию навыков учащихся во всех видах речевой деятельности, формированию положительных эмоций учащихся, чувства успеха.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что посредством игровых технологий в рамках деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Хочу также сказать несколько слов о деятельностном подходе к обучению письменной речи. В данном подходе письмо рассматривается как творческий процесс, в ходе которого происходит осознание и формирование мыслей. Целью процесса является создание текста на основе индивидуального творчества обучающихся. При деятельностном подходе к обучению иностранной письменной речи роль преподавателя заключается в мотивировании обучающихся к творческой работе, в ознакомлении их с различными стратегиями и приемами работы. Творческое письмо дает возможность обучающимся использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность.
Так, в 1-м семестре 4 класс получил задание написать электронное письмо дедушке и бабушке об отдыхе с семьёй. Письменное задание в тетради можно было продублировать письмом мне на электронную почту.
Обучающиеся 3-4 классов писали поздравительные открытки к Новому году и Рождеству (с опорой на образец).
Большой интерес у обучающихся вызывает «Немой диктант».Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать. Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.
Также я провожу «Диктант на память».
На доске записываются несколько слов, которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Одной из технологий, которую я также регулярно использую на уроках английского языка, является метод проектов.
Уже в начальной школе дети с удовольствием вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проекта. Каждый проект – вполне реальное дело для обучающегося: он ставит цель, для достижения цели проекта составляет план своей работы, изучает необходимые лексические и грамматические единицы, занимается поиском источников информации, отбором нужных сведений, оформлением и представлением результатов, делает выводы и самооценку.
В 2-м классе в декабре обучающиеся заканчивают изучение алфавита. Первоклассники нашей школы-гимназии начали работу над проектом “Mein ABC”. На первом уроке по подготовке проекта дети подбирают слова к каждой букве алфавита, и выписывают их в свои тетради. Для этого используются учебник, рабочая тетрадь и другие материалы . На этом этапе дети не смогут сами сразу выбрать нужные слова на каждую букву, поэтому учитель наблюдает за этим процессом, направляет поисково-исследовательскую работу учащихся. Ребёнок выписывает одно или несколько слов, содержащих эту букву. Все дети имеют разные способности, разные возможности работать дополнительно над учебным материалом, поэтому у всех получатся разные проекты. У одних – более простые: одна буква – одно слово, у других – более развёрнутые. Дети сами выбирают себе и формы и содержание ABC, учитель только подаёт им идеи. Допускается любое творчество, при соблюдении главного условия – должны быть найдены слова на все буквы алфавита по порядку.
Далее, дети продолжают делать свой проект дома. Желательно, чтобы им помогли родители, но при этом не выполняли всю работу вместо них, иначе у детей так и не сформируются навыки самостоятельной работы. Свои проекты дети могут представить в форме книжки, буклета, плаката, отдельных картинок, которые можно разместить на доске, или просто в виде карточек на плотной бумаге
Затем следует этап защиты проекта. Здесь могут быть варианты: конкурс проектов, внешкольные мероприятие , или другие. Индивидуальные минипроекты являются основой проектной деятельности во 2.3 и 4 классах после каждой изученной темы, например : «Моя любимая игрушка», «Я и моя семья», «Дом моей мечты», «Мои интересы», «Парад животных» ,
Во время работы над проектом мы строим новые отношения с ребятами. Я уже не являюсь единственным источником информации, только помощником. Свою работу дети предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю, раскрывая свои организаторские способности, скрытые таланты. Используя в своей работе технологию проектов, могу сказать, что он несомненно способствует повышению у детей мотивации к изучении немецкого языка, способствует социализации личности школьника, формирует деятельностный подход в освоении учебного материала, взаимообогащает общение как на родном, так и на иностранном языке.
ВЫВОД
Таким образом, благодаря применению деятельностного подхода на уроке немецкого языка повышается мотивация к изучению иностранного языка, реализуется индивидуальный подход к оценке результатов учебной деятельности, соблюдаются требования к организации урока с учетом образовательных стандартов нового поколения !