СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол заседания МО учителей предметов естественно-математического цикла №4

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол заседания МО учителей предметов естественно-матеамтического цикла № 4

Просмотр содержимого документа
«Протокол заседания МО учителей предметов естественно-математического цикла №4»

Протокол № 4

заседания МО учителей предметов

естественно-математического цикла

от 29.12.2017 г.


Присутствовали: Емельянова Е.С., Антышева О.В., Чудовская А.С., Львова Н.В.,

Крамаренко Л.Н., Довбыш М.К., Гулеенкова А.В., Кудимова

Т.В., Юрочкина И.А., Филатова Т.Ю.


Повестка дня:

1. Анализ прохождения программ за первое полугодие, корректировка календарно-тематических планов.

2. Анализ результатов промежуточного контроля ЗУН (предметных результатов освоения) учащихся, контрольной недели в 10 классах.

3. Об участии в городской Неделе науки.

4. О подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.

5. Особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС ООО, СОО.

6. Отчёты по темам самообразования.


Ход заседания:


По первому вопросу слушали руководителя МО Емельянову Е.С., провела анализ прохождения программ и выполнения практической части (прилагается).

Отмечено отставание по физике в 8 классе (лабораторные работы на 83%, контрольные работы на 33%), в 9 классе (лабораторные работы на 14%, контрольные работы на 25%), в 10А, 7-х классах отставание в прохождении программы 25%, в 10Б классе (лабораторные работы на 33%, контрольные работы на 33%), в 11 классе (лабораторные работы на 25%); по математике в 5А,В классах (контрольные работы на 17%), по геометрии в 9Б классе (контрольные работы на 25%), по биологии в 5 классе (на 19% отставание в прохождении программы, контрольные работы на 100%, лабораторные работы на 33%), по биологии в 8 классе (лабораторные работы на 10%); по химии в 8 классах (контрольные работы на 50%).

Постановили: - учителям Гурулёвой Е.С., Антышевой О.В. скорректировать календарно-тематические планирования с учётом отставания по предметам;

- учителям Гурулёвой Е.С., Львовой Н.В., Емельяновой Е.С., Филатовой Т.Ю., Довбыш М.К., Крамаренко Л.Н. ликвидировать отставание в выполнении практической части.

Голосовали:

«За» - 10 ч.

«Против» - нет

«Воздержались» - нет

По второму вопросу слушали Емельянову Е.С., которая довела до сведения итоги проведения контроля ЗУН (предметных результатов освоения) по предметам естественно-математического цикла за первое полугодие:

класс

5

6

7

8

9

10

11

предмет

Качество

Успева-емость

Качество

Успева-емость

Качество

Успева-емость

Качество

Успева-емость

Качество

Успева-емость

Качество

Успева-емость

Качество

Успева-емость

математика

42

80

31

91

27

78

31

56

10

56

34

67

47

100

Физика







27

56



68

85



Химия











37

66



биология











97

100

80

100

Сравнительный анализ качества ЗУН (предметных результатов) по математике показал:

Сравнительный анализ успеваемости ЗУН (предметных результатов) по математике показал:

Елена Сергеевна обратила внимание, что наибольшие затруднения по биологии в 10 классе вызвали вопросы строения органических веществ клетки, строение и функции мембранных органоидов клетки; в 11 классе вызвали затруднения в записи механизмов движущих сил эволюции органического мира.

По химии в 10 классе вызвали затруднения задания по теории строения органических соединений, гибридизация атомных орбиталей углерода, химические свойства углеводородов и спиртов, расчет массы, объёма, количества вещества продуктов реакции.

По математике в 5 классе вызвали затруднения задания на сложение и вычитание многозначных чисел. В 6 классах вызвали затруднения задания на разложение числа на простые множители, нахождение процента от числа, нахождение числа по его дроби, арифметические действия с дробями; в 7 классах – арифметические действия с рациональными числами, раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых, решение линейных уравнений, построение графика линейной функции, решение задач с помощью уравнений, вычисление решений по формуле; в 8 классах вызвали задания, связанные с применение основного свойства дроби, с применением формул сокращённого умножения, вынесения общего множителя за скобки. В 9 классах вызвали затруднения задания на вычисление синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, использование правила многоугольника для упрощения векторного выражения, на использование уравнения окружности, уравнения прямой, вычисление длины отрезка, координаты середины отрезка; в 10 классах – задания на нахождение значения тригонометрических функций, построение графика функций, решение геометрических задач; в 11 классе допускаются вычислительные ошибки, не проводится проверка корней в иррациональном и логарифмическом уравнении.

По физике в 8 классах вызвали затруднения задания на применение понятий и формул из тем «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», применение табличных данных; в 10 классах отмечается неуверенное ориентирование в формулах по темам «Кинематика», «Динамика», отсутствие четких навыков работы с графиками.

Елена Сергеевна довела до сведения присутсвующих сравнительный анализ результатов срезовых работ, проведённых в 10-х классах по предметам естественно-математического цикла (прилагается).

Постановили: - учителям-предметникам организовать работу по ВПЗ с учащимися с учётом допущенных ошибок;

- на уроках осуществлять индивидуально-дифференцированный подход;

- при изучении новых тем включать вопросы на повторение;

- рассмотреть аналогичные задания при организации работы на курсах «Решение математических задач», «Решение физических задач», «Подготовка к ОГЭ по математике».

Голосовали:

«За» - 10 ч.

«Против» - нет

«Воздержались» - нет

По третьему вопросу слушали руководителя МО Емельянову Е.С., которая напомнила присутствующим о том, что в школе ведётся работа с одарёнными детьми. В феврале планируется провести школьный этап в рамках городской Недели науки, а в марте – муниципальный.

Постановили: - информацию принять к сведению;

- учителям-предметникам организовать работу с наиболее мотивированными и одарёнными детьми.

Голосовали:

«За» - 10 ч.

«Против» - нет

«Воздержались» - нет

По четвёртому вопросу слушали Емельянову Е.С., которая довела до сведения присутствующих информацию о подготовке учащихся к ГИА. Елена Сергеевна рассказала о том, что уже проведены собрания с родителями выпускников, инструктажи учащихся по вопросам порядка проведения ГИА в 9, 11 классах. В рамках плана работы школы в феврале будет проведен контроль «Подготовка учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и 11-х классов к сдаче ЕГЭ». По запросам учащихся и их родителей планируется провести тренировочные экзамены как на уровне школы, так и на уровне города.

Учителя-предметники поделились своим опытом работы с учащимися по подготовке к ГИА.

Постановили: - принять информацию к сведению;

- организовать индивидуальную работу с учащимися, выбравших предметы естественно-математического цикла в качестве экзаменов.

Голосовали:

«За» - 10 ч.

«Против» - нет

«Воздержались» - нет

По пятому вопросу слушали руководителя МО Емельянову Е.С., учителя химии Крамаренко Л.Н., учителей математики Юрочкину И.А., Довбыш М.К., которые ознакомили присутствующих с основными требованиями, предъявляемыми к построению урока по ФГОС.

Концепция ФГОС, позиции системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – как основы образовательного процесса; направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования; активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности) определяют систему требований к уроку:

1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (что является одной из форм мотивации левополушарных обучающихся); они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правополушарных детей).

2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

- находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

- подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);

- является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.

7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания:

- характеристика задания (планируемый результат выполнения);

- мотивационная часть;

- содержание: условия, вопрос;

- инструкция по выполнению;

- время выполнения;

- образец или описание ответа;

- критерии оценки;

- методический комментарий.

8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата).

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение сознания: вопрос – мысль – внутренняя речь – внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в том числе с использованием зрительных опор).

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на урок.

ФГОС общего образования нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности, что требует рассмотреть вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ. Кроме того, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности.

Методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

1.    Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

2.    Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

3.    Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

4.    Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

5.    Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

6.    Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Было акцентировано внимание присутствующих, что при переходе на ФГОС СОО огромное внимание уделяется профессиональной направленности обучения.

Постановили: - принять информацию к сведению;

- учителям-предметникам внедрять в практику основные принципы современного урока;

- учителям Крамаренко Л.Н., Юрочкиной И.А., Довбыш М.К. подготовить информацию об особенностях технологий, применяемых на уроках в рамках ФГОС.

Голосовали:

«За» - 10 ч.

«Против» - нет

«Воздержались» - нет

По шестому вопросу слушали учителя математики Кудимову Т.В., которая представила присутствующим материал по теме самообразования: «Экономические законы на уроке математики» (прилагается).

Также с темами самообразования выступили Емельянова Е.С., Львова Н.В., которые осветили вопрос «ФГОС СОО: особенности организации УВП» (прилагается).

Постановили: - принять информацию к сведению.

Голосовали:

«За» - 10 ч.

«Против» - нет

«Воздержались» - нет




Руководитель МО Е.С. Емельянова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!