СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол заседания районного методического объединения педагогических работников ДОУ на тему: «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми»

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Открытый показ непосредственной образовательной деятельности (НОД) в первой младшей группе  на тему « Путешествие колобка по сказкам» - воспитатель  Асанова З.Р. МДОУ «Майский  детский сад «Солнышко»

 

2. .Презентация из опыта работы на тему: «Значение художественной литературы в развитии речи детей»-  воспитатель  МДОУ «Просторненский  детский сад «Капитошка»   Нестеренко А.М.

 

3.Мастер- класс: «Сказочные кубики  как средство развития связной речи»-  воспитатель  МБОУ «Ермаковская начальная школа  детский сад» Дембровская  К.Ю.

 

4.Презентация из опыта работы на тему: «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми » - воспитатель МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» Вавринюк О.Н.

 

5.Презентация из опыта работы  на тему: «Роль художественной литературы в ознакомлении с народным творчеством крымскотатарского народа» - воспитатель  МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Бекирова М.

 

6.Презентация из опыта работы  на тему: «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми дошкольного возраста» - воспитатель  МДОУ «Новосельцевский  детский сад «Ивушка» Титова Н.В.

 

7.Семинар - практикум на тему : « Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни» - старший воспитатель МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Попкова И.П.

Просмотр содержимого документа
«Протокол заседания районного методического объединения педагогических работников ДОУ на тему: «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми»»

Протокол № 1


заседание районного методического объединения педагогических работников ДОУ

Дата: 25.10. 2018г.

Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко»

Тема: «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми»

Председатель: Попкова Ирина Павловна

Секретарь: Асанова З.Р.

Присутствовало 17 человек.


Повестка дня:

1.Открытый показ непосредственной образовательной деятельности (НОД) в первой младшей группе на тему « Путешествие колобка по сказкам» - воспитатель Асанова З.Р. МДОУ «Майский детский сад «Солнышко»


2. .Презентация из опыта работы на тему: «Значение художественной литературы в развитии речи детей»- воспитатель МДОУ «Просторненский детский сад «Капитошка» Нестеренко А.М.

3.Мастер- класс: «Сказочные кубики как средство развития связной речи»- воспитатель МБОУ «Ермаковская начальная школа детский сад» Дембровская К.Ю.


4.Презентация из опыта работы на тему: «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми » - воспитатель МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» Вавринюк О.Н.


5.Презентация из опыта работы на тему: «Роль художественной литературы в ознакомлении с народным творчеством крымскотатарского народа» - воспитатель МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Бекирова М.


6.Презентация из опыта работы на тему: «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми дошкольного возраста» - воспитатель МДОУ «Новосельцевский детский сад «Ивушка» Титова Н.В.


7.Семинар - практикум на тему : « Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни» - старший воспитатель МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Попкова И.П.


   



 

Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Задача нашего метообьеденения: « Совершенствовать педагогическое мастерство по использованию художественной литературы на основе идей педагогов – новаторов и творчески работающих педагогов»

В первой части работы методобъединения был организован просмотр непосредственной образовательной деятельности (НОД) во второй младшей группе МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» воспитатель Асанова З.Р. Цель занятия «Путешествие колобка по сказкам».

Цель НОД: закрепить знания детей по художественной литературе в познании окружающего мира.

 Задачи НОД:

Образовательные –закрепить :знания детей о знакомых сказках, величину предметов, обобщать понятия фрукты и овощи, формировать представления о свойствах деревянных предметов, признаках осени.

Развивающие: развивать: слуховое восприятие , логическое мышление, чувство коллективизма, умение получать радость от совместной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, желание помочь тем , кто нуждается в помощи, аккуратность при выполнении работы.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально. Для решения поставленных задач задействовала все рабочее пространство группы: учебную и игровую зоны. Педагогом были подобраны необходимые наглядные пособия и раздаточный материал .Который соответствовал эстетическим и педагогическим требованиям.

Занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран согласно возраста детей . Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя.

Воспитатель Асанова З.Р. в ходе НОД использовала разнообразные методы и приемы в комплексе. Дети на занятии были активны, внимательны, заинтересованы происходящим. Деть достигнута дидактическая цель.

Высоко профессиональная подготовка воспитателя к данному мероприятию, использование воспитателем различных педагогических технологий, личностно – ориентированный подход к детям, эстетика оформления различных атрибутов к занятию, целесообразность их использования, способствовала более полному усвоению детьми программного материала, поддерживала большой интерес детей к происходящему на протяжении всего времени.

Следующим шагом в организации первой части работы объединения был самоанализ и анализ ОД. В первую очередь Попкова И.П. напомнила всех присутствующим алгоритм самоанализа ОД. Педагоги образовательных учреждений приняли активное участие в обсуждении, просмотренной образовательной деятельности. Педагоги осудили возникающие проблемы при организации и ОД второй младшей группе по данной теме (конспект НОД, самоанализ НОД прилагается).

По второму вопросу с презентацией «Значение художественной литературы в развитии речи детей» выступила воспитатель МДОУ «Просторненский детский сад «Капитошка» Нестеренко А.М. и отметила,

что используя различные формы работы с художественной литературой , воспитатель становиться активным участником процесса речевого развития дошкольника. Педагог обратила внимание на то ,что регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас , грамотно строить предложения , выразительно и красиво говорить . Помимо этого чтение развивает интеллект , дает новые знания , вырабатывает привычку к познанию , формирует усидчивость.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

( доклад прилагается)

Мастер класс « Сказочные кубики , как средство развития связной речи» провела воспитатель МБОУ «Ермаковская начальная школа- детский сад» Дембровская К.Ю. И познакомила воспитателей с опытом работы по развитию речи в свободной деятельности. Помогла раскрыть многообразие методических приемов, помогающих сделать педагогическую работу более содержательной, многоплановой и эффективной; предоставила возможность на практике применить ряд дидактических упражнений.

Задачи:
1. Рекомендовать воспитателям ДОУ игры и упражнения, способствующие: снятию психоэмоционального напряжения, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков.

2. Показать воспитателям необходимость проведения предложенных игр для воспитания у детей сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, для общего речевого развития воспитанников.

В конце своего выступления педагог отметила, что художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка ( доклад и презентация прилагается).

Презентацию из опыта работы предоставила воспитатель МДОУ

« Майский детский сад « Солнышко» Вавринюк О.Н. на тему

«Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми».

В своей презентации педагог обратила внимание на то, что художественная литература могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающие огромное влияние на развитие и обогащение речи. Чтение расширяет кругозор, помогает познать окружающий мир, обогащает эмоциональную, нравственную и духовную сферу, развивать мышление, внимание, воображение, память, любознательность.

Педагог отметила , что художественная литература является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к речевой деятельности и к игре. Для развития интереса и потребности в чтении необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к  детям. На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят ( доклад , презентация прилагается).

Презентацию из опыта работы предоставила воспитатель МДОУ

« Майский детский сад « Солнышко» Бекирова М. на тему «Роль художественной литературы в ознакомлении с народным творчеством крымскотатарского народа». В своей презентации педагог обратила внимание на то, что воспитание нравственности в крымскотатарском народе считается одной из сложнейших задач воспитания. Народ говорит, что «алим олмакъ къыйын дегиль, адам олмакъ къыйын» (Ученым быть не трудно, трудно быть человеком). Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы нравственные качества, тем меньше отклонений от нормы, тем выше оценка окружающих. Насколько нравственно сформирован человек, проверяли по его действиям, поступкам: «Адамны бильмек истесенъ – арекетлерине бакъ» (Если хочешь узнать человека, смотри на его поступки). Неотъемлемой частью педагогической практики народа является и патриотическое воспитание. Любовь к Родине, к своему народу прививается с молоком матери. Идея патриотизма, любви к родной земле, к своему народу красной нитью проходит через все воспитание. Ведь не случайно крымские татары говорят: «Не будь сыном отца, а будь сыном народа». Ватан – экинджи ананъ. Родина – вторая мать. Ана киби яр олмаз, Ватан киби ер олмаз. Нет друга лучше матери, нет земли лучше Родины. Тувгъан ана - бир, тувгъан ер де бир. Одна у человека мать, одна у него Родина. Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Педагог отметила что, суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо». Познавательное значение фольклора это способ знакомства ребенка с окружающим миром. Все это делает произведение устного народного творчества эффективным средством воспитания нравственной культуры

( доклад, презентация прилагается).

Презентацию из опыта работы предоставила воспитатель МДОУ «Новосельцевский детский сад « Ивушка» Титова Н.В. на тему «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми дошкольного». В своей презентации педагог обратила внимание на то ,что книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Педагог предложила, продолжать пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений , воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям( доклад , презентация прилагается).

Семинар - практикум на тему «Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни» провела старший воспитатель МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Попкова И.П. Цель семинара: повысить профессиональный уровень педагогов в позвательно- речевом развитии дошкольников, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрыть творческий потенциал каждого педагога. Старший воспитатель отметила , что во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях: художественное слово — чтение текста; рассказ воспитателя — тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы; заучивание наизусть; индивидуальное чтение и хоровое проговаривание; соединение двух видов искусств — просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением; инсценировки с помощью пальчиковых игрушек или фигурок; дидактические игры. Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время.

С поставленными задачами педагоги справились. Для подведения итогов районного методического объединения Попкова И. П. предложила педагогам:

- ПАМЯТКИ ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ;

- Структура занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой ;

- Структура занятия по заучиванию стихотворений ;

- Принципы отбора книг для чтения.

- Примерные вопросы, задаваемы детям после прочтения литературного произведения( семинар- практикум прилагается)

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в процессе встречи реализованы задачи систематизации знаний педагогов по проблеме организации совместной образовательной деятельности с детьми направленной на формирование у детей раннего возраста интереса к книге, художественной литературе.


Решение:

1.Строить работу по познавательно- речевому расвитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями развивающего обучения и воспитания в ДОУ и ФГОС ДО.

2.Пополнить предметно – развивающую среду для проведения дидактических игр по развитию речи в соответствии с возрастом детей.


Председатель: Попкова И.П.


Секретарь: Асанова З.Р.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!