Cистема организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы - это образовательный анализ.
Просмотр содержимого документа
«Процесс управления образовательными системами»
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Процесс управления в образовании имеет в своей основе общие положения теории управления образовательными системами.
Одним из очевидных подходов к управлению является функциональный, позволяющий использовать конкретную функциональную модель управленческого цикла. В состав цикла управления включается группа операционных функций, которые по своей сущности не могут быть самостоятельными. К этой группе мы относим следующие функции: анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование, выработка и принятие решения, организация, контроль.
Анализ как функция является началом, подготовительным этапом процесса управления. В результате анализа делаются выводы о состоянии образовательной системы, определяется уровень ее функционирования и развития, эффективность организационной структуры, степень компетентности и ответственности по всей вертикали управления, наличие условий, организационных средств управленческой деятельности. Устанавливается исходная степень соответствия качества условий, ресурсов, результативности процессов и требований, предъявляемых к качеству.
Образовательный анализ является как важнейшей составляющей внутришкольного контроля, так и основой для планирования этого контроля. Анализ – необходимый компонент (инструмент) любого эффективного управления, который направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:
образовательной среды, образовательных технологий, результатов образовательного процесса, эффективности управления ОУ.
Анализ рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Важно разграничивать сущность контроля и анализа: сущность контроля – оценка результата, сущность анализа – оценка процесса.
Органическая связь анализа с другими функциями управления очевидна и проявляется в том, что каждая функция управления выступает как отправная точка анализа, что позволяет проводить систематический анализ различных аспектов жизнедеятельности школы в целях создания оптимальных условий для функционирования и развития педагогической системы.
Аналитическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности. В ее основе лежит анализ. По определению Ю.А. Конаржевского, педагогический анализ - функция управления школой, направленная, на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.
Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков. Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя. Идейно он оказывает наибольшее воздействие на уровень преподавания, а следовательно, на качество знаний учащихся, степень образованности и воспитанности последних.
Анализ это не просто контроль или диагностика чего-либо. Анализ идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.
3