СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процессуальные отрасли права

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме. Это вторая часть темы, которая изучается с использованием интерактивного метода обучения - ментальной карты. В первой части урока изучается суть процессуального права, а в качестве примера рассматривается административное право

Просмотр содержимого документа
«Процессуальные отрасли права»

Процессуальные отрасли права

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.

  1. Проверка знаний и умений

- проверка домашнего задания

- вывод

Процессуальное право определяет правила реализации и защиты материальных прав и свобод человека. Путем обращения в суд, и начала судопроизводства по какому-либо делу человек может защитить свои права, а суд стремиться добиться истины. Поэтому, в первую очередь, отрасли процессуального права призваны защищать права и свободы человека, а не накладывать наказание.

- переход к новой теме

Назовите, какие отрасли процессуального права существуют? (Гражданское процессуальное; уголовное процессуальное; административное процессуальное, конституционное процессуальное; арбитражное право).

Как и каждая соответствующая им отрасль материального права имеет свою специфику, так и отрасли процессуального права очень разительно отличаются между собой, не смотря на то, что в своей сути они похожи – реализация и защита материальных прав.

С одной из наименее сложных отраслей материального и процессуального права мы познакомились. Какой? (Административное и административное процессуальное право).

Необходимо изучить и другие

  1. Подготовка школьников к восприятию новой темы

- тема урока: «Процессуальное право»

- цель урока: сформировать представление о роли судебной системы в демократическом государстве, принципы и способы защиты гражданином РФ своих прав и обязанностей благодаря отраслям процессуального права.

  1. Изучение нового материала

Эта часть урока предполагает групповую работу.

Класс разбивается на две группы, каждая из групп получает свое задание – представить сущность гражданского процессуального и уголовно-процессуального права в виде ментальной (интеллект) карты.

Ментальная карта – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации.

Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект-карте беспредельно расти и постоянно дополняться.

Ученикам раздаются памятки, а также проговариваются основные требования групповой работы и презентации продукта.

Правила построения ментальных карт:

  1. В центре основная мысль или идея, которая должна раскрываться

  2. Каждая ветвь – (линия – отдельный блок информации), отходящая от основной идеи должна ее раскрывать;

  3. Ветви могут быть разного порядка (главные, второстепенны – т.е. отходящие от блоков информации и тд);

  4. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (словосчетание). Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; 

  5. Более значимые идеи находятся ближе к центру, остальные дальше к периферии;

  6. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

  7. Главные линии должны быть более жирными, чем второстепенные;

  8. Желательно, чтобы каждая ключевая тема имела свой цвет для лучшего восприятия

  9. Слишком огромные схемы лучше обводить контуром соответствующего цвета

  10. Схему лучше изображать на большом листе А3 или нескольких соединенных А4, т.к. она может разрастись.

  11. Чем творчески вы подойдете к созданию интеллект карты, используя ассоциации, изображения, цвета, толщину стрелок и контуров, тем лучше материал в ней запомнится

Привести пример на доске:

По материалам пунктов параграфа каждая группа должна представить свою отрасль процессуального права, выделив в ней: 1. Принципы; 2. Участников процесса; 3. Этапы гражданского или уголовного процесса; 4. Статьи соответствующие принципам и участникам процесса (по УПК и ГПК)

На работу дается 25 минут, после чего группы представляют каждая свою отрасль процессуального права. Оценки выставляются по наблюдению учителя за активность. Ученикам посильнее можно дать уголовный процесс, тк. он воспринимается сложнее.

- Гражданский процесс

Если гражданское право регулирует отношения по поводу имущественных и личных неимущественных прав, то что регулирует гражданское процессуальное право? (Судопроизводство по гражданским делам). Гражданские права и обязанности заключены в Гражданском кодексе; гражданские процессуальные права и обязанности заключены в Гражданско-процессуальном кодексе.

Принципы: 1) право на обращение в суд любого, кто заинтересован в защите своих прав; 2) равенство перед законом и судом всех граждан; 3) независимость суда и подчинение только закону; 4) гласность судебного разбирательства; 5) принцип состязательности; 6) принцип равноправия сторон; 7) принцип обязательности судебных постановлений; 8) возможность обжалования в высших инстанциях.

Участники гражданского процесса: * суд; 1) истец – предъявляет требования; 2) ответчик – кому требования предъявляются; 3) третьи лица – прокурор, адвокат представитель органа опеки и попечительства при споре о детях; и лица, способствующие правосудию – свидетели, эксперты, переводчики. У всех есть свои права – знакомиться с материалами, доказывать, задавать вопросы, обжаловать; и обязанности – соблюдать порядок, приходить во время и тд.

Как суду установить истину по какому-либо делу? (Необходимо предъявить доказательства и доказать свою позицию).

Этапы гражданского процесса: * подача иска – и его одобрение судом; 1) возбуждение производства по делу; 2) подготовка дела к судебному разбирательству; 3) судебное разбирательство: а) подготовительный этап; б) рассмотрение дела по существу; в) судебные прения; 4) вынесение решения; 5) объявление решения; 6) выдача исполнительного листа; 7)* обжалование решения в судах высшей инстанции (сначала апелляционную, потом в кассационную: а) оставить, б) изменить или отменить); 8)* пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

- Уголовный процесс

Если уголовное право регулирует отношения по поводу совершения общественно опасных преступлений и назначения наказаний, то что регулирует уголовное процессуальное право? (Судопроизводство по уголовным делам).

Уголовный процесс — это упорядоченная законом деятельность государственных органов по расследованию и разрешению дел, связанных с совершением преступлений. Вполне понятно, что эта деятельность носит особый характер — репрессивный, поэтому она довольно жестко регламентируется законодателем. 

Уголовные права и обязанности заключены в Уголовном кодексе; уголовные процессуальные права и обязанности заключены в Уголовном процессуальном кодексе.

Принципы: 1) принцип законности; 2) равенство всех перед законом и судом 3) правосудие осуществляется только судом; 4) принцип уважения чести и достоинства личности; 5) принцип неприкосновенности личности; 6) принцип неприкосновенности жилища; 7) тайна переписки; 8) принцип презумпции невиновности; 9) принцип состязательности сторон; 10) принцип права на защиту; 11) принцип возможности обжалования процессуальных действий суда и должностных лиц.

Участники уголовного процесса: * суд; 1) со стороны обвинения (прокурор, следователь, дознаватель, потерпевший); 2) со стороны защиты (подозреваемый – только подозревается, обвиняемый – предъявлено обвинение, подсудимый – после передачи дела в суд; защитник); 3) третьи лица – лица, способствующие правосудию – свидетели, эксперты, переводчики, понятые.

Этапы уголовного процесса: * задержание; 1) досудебное производство: а) возбуждение уголовного дела; б) предварительное расследование; в) обвинительное заключение; 2) судебное производство: а) подготовительная стадия; б) судебное разбирательство: - судебное следствие (допросы всех участников), - прения сторон, - реплики сторон; в) последние слова подсудимого; г) вынесение приговора; д) оглашение приговора; е)* обжалование решения в судах высшей инстанции (сначала апелляционную, потом в кассационную); ж)* пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Что такое суд присяжных? (Суд, в котором участвует коллегия из 12 независимых людей, которые могут разносторонне и непредвзято оценить представленные в суд доказательства. Должны ответить на 3 вопроса: доказано ли деяния, доказано ли, что его совершил подсудимый, виновен ли он).

  1. Закрепление

В чем принципиальная разница между материальным и процессуальным правом? (Материальное право – права и обязанности участников различных правоотношений, сам факт их наличия, то есть право как «материя». Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права, судебную защиту прав человека).

Что является основной задачей и спецификой процессуального права? Какого значение отраслей процессуального права для общества? (Процессуальное право определяет правила реализации и защиты материальных прав. Путем обращения в суд, и начала судопроизводства по какому-либо делу человек может защитить свои права, а суд стремиться добиться истины. Поэтому, в первую очередь, отрасли процессуального права призваны защищать права и свободы человека, а не накладывать наказание).

  1. Рефлексия

Облако тегов

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Меня удивило…

Хотелось бы узнать об этом подробнее

  1. Организация домашнего задания

§ 27 читать, пересказывать полностью. Отвечать на вопросы в конце параграфа. Подготовиться к тестированию по параграфу.




Правила построения ментальных карт:

  1. В центре основная мысль или идея, которая должна раскрываться

  2. Каждая ветвь – (линия – отдельный блок информации), отходящая от основной идеи должна ее раскрывать;

  3. Ветви могут быть разного порядка (главные, второстепенны – т.е. отходящие от блоков информации и тд);

  4. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (словосчетание). Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; 

  5. Более значимые идеи находятся ближе к центру, остальные дальше к периферии;

  6. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

  7. Главные линии должны быть более жирными, чем второстепенные;

  8. Желательно, чтобы каждая ключевая тема имела свой цвет для лучшего восприятия

  9. Слишком огромные схемы лучше обводить контуром соответствующего цвета

  10. Схему лучше изображать на большом листе А3 или нескольких соединенных А4, т.к. она может разрастись.

  11. Чем творчески вы подойдете к созданию интеллект карты, используя ассоциации, изображения, цвета, толщину стрелок и контуров, тем лучше материал в ней запомнится

Правила построения ментальных карт:

  1. В центре основная мысль или идея, которая должна раскрываться

  2. Каждая ветвь – (линия – отдельный блок информации), отходящая от основной идеи должна ее раскрывать;

  3. Ветви могут быть разного порядка (главные, второстепенны – т.е. отходящие от блоков информации и тд);

  4. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (словосчетание). Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; 

  5. Более значимые идеи находятся ближе к центру, остальные дальше к периферии;

  6. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

  7. Главные линии должны быть более жирными, чем второстепенные;

  8. Желательно, чтобы каждая ключевая тема имела свой цвет для лучшего восприятия

  9. Слишком огромные схемы лучше обводить контуром соответствующего цвета

  10. Схему лучше изображать на большом листе А3 или нескольких соединенных А4, т.к. она может разрастись.

  11. Чем творчески вы подойдете к созданию интеллект карты, используя ассоциации, изображения, цвета, толщину стрелок и контуров, тем лучше материал в ней запомнится




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!