Процесс личностно-профессионального самоопределения учащихся как социально-педагогическая проблема современности
Сергеенко С.П., методист государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Выбор профессии – это не только выбор
той или иной профессиональной деятельности,
но и выбор жизненной дороги, поиск своего
места в обществе.
Л.С. Выготский
Реализация планов дальнейшего реформирования экономики, решение социальных задач общества во многом зависят от притока квалифицированных человеческих ресурсов в экономику и сферу услуг. Формирование у молодого поколения потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии (специальности) в соответствии с интересами личности является ведущей задачей профессиональной ориентации учащихся.
Находясь в ситуации профессионального выбора, подросток формулирует для себя приоритетные нормы жизни, ценности, дальнейший путь и способ образования. Понимание подростком того, что он САМ выбрал профессию, является условием успешного развития его воли в планировании и проектировании собственной образовательной деятельности для достижения поставленной цели.
Согласно мнению советского и российского психолога, доктора психологических наук, профессора, академика АПН СССР Евгения Александровича Климова, здесь и начинается профессиональный путь: «Правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального, трудового пути»[1].
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение не сводится к акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
Главная цель профессионального самоопределения – постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
С позиции личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения.
1 стадия – возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Это стадия соответствует старшему школьному возрасту.
2 стадия – профессиональное обучение как освоение выбранной специальности, осуществляемое в ПТУ, ССУЗе либо Вузе.
3 стадия – профессиональная адаптация, характеризующая формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
4 стадия – личность частично или полностью реализует себя в самостоятельном труде, что характеризуется как уровнем овладения операционной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определённого отношения к труду.
Требования человека к самому себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живёт. Требования общества – одно из важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек даёт самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.
Ещё Карл Маркс в своей работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал внимание молодёжи на умение дать оценку собственным возможностям: «заблуждение относительно наших способностей к определённой профессии… – это ошибка, которая мстит за себя и … причиняет нам страшные муки»[3].
Исследования показывают, что учащиеся стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. При этом самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии.
Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ её самореализации, составная часть жизненного самоопределения.
Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует две опасности. Первая – затягивание и откладывание старшеклассником самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Вторая – общая незрелость, несформированность самонаблюдений.
В качестве пути преодоления этих опасностей можно порекомендовать использование учебно-воспитательного процесса, ориентированного на личность старшеклассника с учётом его индивидуальных способностей и особенностей. В центре такого процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник средней школы и выпускник объединения по интересам системы дополнительного образования был способен к самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Профессиональное самоопределение – определение пути следования по направлению к профессиональной реализации. От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворённость жизнью.
В программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь на период с 2016 по 2020 годы уделяется большое внимание профессиональному становлению личности и вся работа направлена на самореализацию личности в учебно – профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам обучающихся [2].
Важная роль в профессиональном самоопределении принадлежит профориентационной работе как в учреждениях общего среднего так и дополнительного образования (об этом подробно расскажут мои коллеги педагоги общего среднего и дополнительного образования: Зайцева Людмила Константиновна и Базыленко Антон Антонович).
Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистичного образа себя как профессионала.
Список использованной литературы:
Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Феникс, 1996. – 108 с.
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.
Маркс, К. Размышления юноши при выборе профессии / К.Маркс, Ф.Энгельс // Из ранних произведений. – М.: 1956. – С.1-5.
2