Самостоятельная работа по русскому языку
«Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы»
1. Закончите предложение. Слова, разные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению, называются _______________________________________.
2. Закончите предложение. Слова, противоположные по лексическому значению, называются _______________________________________.
3. Заполнить таблицу, подобрав к данным словам по одному синониму и одному антониму.
Антоним
Синоним
Слово
грубый
тёмный
громко
мудрость
храбрость
потерять
одобрять
4. Составьте с данными синонимами словосочетания (!).
1. Прекрасный – красивый. 2. Большой – огромный. 3. Низкий – невысокий. 4. Мокрый – влажный. 5. Слабый – хилый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Составьте с данными антонимами словосочетания (!).
1. Маленький – большой. 2. Черный – белый. 3. Сильный – слабый. 4. Гладкий – шершавый. 5. Много – мало.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Закончите предложение. Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются ______________________________.
7. Закончите предложение. Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, называются _______________________________________.
8. О чём (о ком) идёт речь в предложениях? Ответ запишите в строке ниже.
1.Она пуще неволи. Если на «неё» ехать, то не надо собак кормить.
___________________________________________________________.
2. Он может быть человеческий и грамматический.
___________________________________________________________.
3. Его встречаем мы в грамматике. На нём говорят в определённых районах.
___________________________________________________________.
4.Они помогают улучшить зрение. Они служат для определения победителя.
___________________________________________________________.
9. Выпишите из текста паронимы (пример: Надел шапку. Одел ребёнка. Выписываем «Надел – одел»).
Зубастая щука в зубном кабинете
Сыграла эффектно на старом кларнете.
А врач эффективно ей зубы лечил.
Поступком он смелым всех- всех удивил.
Меня же друзья за проступки ругают.
Порой осуждают, порой обсуждают.
Удачливым парнем считают меня.
Удачной покупкой хвалилась сестра.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Подберите паронимы к словам (пример: жестокий — жесткий).
Драматический - ___________________.
Дружеский - ___________________.
Злой - ___________________.
Существо - ___________________.
Заглавный - ___________________.
Гнездовье - ___________________.
Подпись - ___________________.
Единственный - ___________________.
11. Докажите, что данные слова являются омонимами. Для этого составьте словосочетания и предложения с данными словами.
Свет, ручка, коса, клетка, лавка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ОЦЕНКА___________