Вариант 1
1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) | УЧАСТНИКИ |
А) создание единой системы денежного обращения в России Б) присоединение Смоленской земли к Московскому государству В) покорение Сибирского ханства | 1) Иван Грозный 2) Елена Глинская 3) Ермак Тимофеевич 4) Иван Пересветов 5) Василий III |
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
Совещательный орган при царе в Московском государстве XVI−XVII вв, состоявший из наиболее знатных и родовитых лиц.
ОТВЕТ:_______________________________________________________
3. «Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам дело на весь день указать, всякому своё рукоделье и работу на день: кому еду готовить, а кому хлебы печь, ситные или решетные. Да сама хозяйка должна знать, как сеять муку, как квашню затворить и замесить, и хлебы скатать да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги; да знала бы, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут, и сколько получается из четверти, из осьмины, или из решета, и сколько высевков останется, и сколько испекут, — меру и счёт знать во всём.
А еду мясную и рыбную, и всякие пироги и блины, и каши и кисели, любые блюда печь и варить, — всё бы сама хозяйка умела: и сама всё знает, и слуг научить может»
Укажите название данного исторического источника.
ОТВЕТ:_______________________________________________________
Назовите имя предполагаемого автора данного исторического источника.
ОТВЕТ:_______________________________________________________
Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5
4. Назовите имя монарха, в правление которого была выделена особая часть государства, границы которой отмечены на карте.
ОТВЕТ:_______________________________________________________
5. Подпишите на карте города Москву и Казань РАБОТА С КАРТОЙ!
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7
| 3) Лицевой летописный свод | 4) Повесть о «Шемякином суде» |
6. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
7. Какой из приведённых памятников культуры связан с рождением наследника престола? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
8. Укажите время, с точностью до половины века, когда в состав России было включено Казанское ханство. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к той же половине века. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которых была Россия.
ОТВЕТ (ВРЕМЯ):________________________________________________
ОТВЕТ (СОБЫТИЕ):_____________________________________________
9. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в последние 10 лет царствования Ивана IV была неудачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1). Присоединение Астраханского ханства к Российскому государству.
2). Заключение Плюсского перемирия.
3). Принятие Уложения о службе
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
ОТВЕТ:________________________________________________
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.
Перечень событий (процессов) |
А) присоединение Казанского ханства | Б) принятие Судебника Ивана IV |
В) отмена кормлений | Г) регентство Елены Глинской |
10. Выбранное событие (процесс): ______(укажите букву в перечне).
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс).
ОТВЕТ (Год (годы)):________________
Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
ОТВЕТ (Факты):_________________________________________________________
11. Выбранное событие (процесс): ______-(укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
ОТВЕТ:___________________________________________________________________
12. Используя знание исторических фактов, объясните, почему проведение опричной политики имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
ОТВЕТ:___________________________________________________________________
Укажите с точностью до десятилетия время, когда начала проводиться опричная политика.
Укажите монарха, правившего в России в данный период.
ОТВЕТ (Время):____________________________________________________________
ОТВЕТ (Монарх):___________________________________________________________
Вариант 2
1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) | УЧАСТНИКИ |
А) издание указа об «урочных летах» Б) присоединение Рязанского княжества к Московскому государству В) издание первой датированной российской печатной книги | 1) Василий III 2) Федор Иоаннович 3) Иван Грозный 4) Иван Пересветов 5) Иван Федоров |
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
Органы центрального управления в России XVI — начала XVIII вв., находившиеся в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Каждый из этих органов ведал определённым кругом вопросов, но строгого разграничения функций между ними не существовало.
ОТВЕТ:_______________________________________________________
3. «Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Московским государством на протяжении трёхсот лет. Влияние правителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дел именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком. Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. «Временщик» не состоял в кровном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».
Укажите имя и фамилию исторической личности, которая в тексте именуется «временщиком».
ОТВЕТ:_______________________________________________________
Укажите год, когда умер царь Федор.
ОТВЕТ:_______________________________________________________
Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5
4. Назовите войну, события которой обозначены на карте.
ОТВЕТ:_______________________________________________________
5. Подпишите на карте город Псков и Великое княжество Литовское РАБОТА С КАРТОЙ!
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7
1) Царь-пушка | 2) «Сказание о князьях Владимирских» | |
6. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
7. Создателем какого из приведённых памятников культуры был Андрей Чохов? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
8. Укажите время, с точностью до половины века, когда произошло венчание на царство Ивана IV. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к той же половине века. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которых была Россия.
ОТВЕТ (ВРЕМЯ):________________________________________________
ОТВЕТ (СОБЫТИЕ):_____________________________________________
9. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внутренняя политика России в последние годы царствования Ивана IV была неудачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1). Сожжение Москвы Девлет-Гиреем.
2). Созыв первого Земского собора.
3). Присоединение Астраханского ханства к Московскому государству
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
ОТВЕТ:___________________________________________________________________
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.
Перечень событий (процессов) |
А) принятие Иваном IV царского титула | Б) Стоглавый собор |
В) поход Ермака Тимофеевича | Г) избрание на царство Бориса Годунова |
10. Выбранное событие (процесс): ______(укажите букву в перечне).
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс).
ОТВЕТ (Год (годы)):________________
Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
ОТВЕТ (Факты):_________________________________________________________
11. Выбранное событие (процесс): ______ (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
ОТВЕТ:___________________________________________________________________
12. Используя знание исторических фактов, объясните, почему учреждение патриаршества в России имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
ОТВЕТ:___________________________________________________________________
Укажите с точностью до десятилетия время, когда в России произошло введение единой денежной единицы. Укажите монарха, правившего в России в этот период.
ОТВЕТ (Время):____________________________________________________________
ОТВЕТ (Монарх):___________________________________________________________