Вариант 1.
1. Установите соответствие между территорией и датой ее присоединения к России.
Даты | Территория |
1) 1581 2) 1556 3) 1552 4) 1557 5) 1497 | А) Астраханское ханство Б) Казанское ханство В) Начало присоединения Сибирского ханства |
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
Форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.
3. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Учреждена же ____ была потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей, вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, царь заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».
Укажите термин, пропущенный в историческом источнике.
Укажите имя царя, о котором идет речь в историческом источнике. (Имя указывать в формате «имя и прозвание» или «имя и номер». Например, Александр Благословенный или Александр I)
4. Рассмотрите карту и выполните задания 4-7
4. Напишите имя русского правителя, к годам правления которого относятся события, указанные на схеме.
5. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.
6. Напишите название средневекового государства, в результате распада которого образовалось ханство, завоёванное в ходе событий, обозначенных на схеме.
7. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Победа в обозначенном на схеме походе была одержана за счёт недавно организованных на европейский лад «полков нового строя».
2) Значение похода, обозначенного на схеме, заключалось в частности в присоединении плодородных земель, необходимых для раздачи дворянам.
3) К финно-угорской группе относится народ, указанный на схеме под цифрой «2».
4) Обозначенный на схеме цифрой «1» город сдался русскому войску без сопротивления.
5) В правление российского государя, при котором произошли события, обозначенные на схеме, началось завоевание Сибири.
6) Народы, обозначенные на схеме под цифрами «4» и «5», относятся к славянской языковой группе
8. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «В России в XVI веке официально закрепляется автокефалия православной церкви»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1. деятельность митрополита Филиппа
2. проведение Стоглавого Собора
3. учреждение Патриаршества в Московском царстве
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
9. Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 9, 10 рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 9, 10 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 9, 10 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
Год (годы):
Факты:
Перечень событий (процессов)
А) принятие Судебника Ивана Грозного В) поход Ермака Тимофеевича | Б) заключение Столбовского мира Г) опричнина Ивана Грозного |
10. Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
Вариант 2.
1. Установите соответствие между событиями (процессами) и датами
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) | Даты |
А) присоединение к России Астраханского ханства Б) учреждение в России патриаршества В) принятие Судебника Ивана III | 1) 1589 г 2) 1497 3) 1550 4) 1552 5) 1556 |
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Высший иерарх Русской православной Церкви, начиная с 1589 г.»
3. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение царя, но и вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу.
...Александровская слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Вожди думы просили царя сложить с них гнев и править государством как ему „годно".
...Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили ему покорным согласием».
Укажите имя царя, о котором идет речь в источнике. (Имя указывается в формате «имя и прозвание» или «имя и номер», например, Александр Благословенный или Александр I)
Укажите название политики, которую начнет проводить царь после событий описанных в отрывке.
4. Рассмотрите карту и выполните задания 4-7
4.
4. Напишите имя правителя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
5. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
6. Напишите название средневекового государства, в результате распада которого образовалось ханство, завоёванное в ходе событий, обозначенных на схеме.
7. Какие 3 суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?.
1) для завоевания столицы ханства была предпринята серия военных походов: второй из них увенчался успехом;
2) в 1559 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства;
3) после взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, город был взят штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел;
4) в результате событий, обозначенных на схеме, ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России, в итоге возникли предпосылки для освоения русскими переселенцами Поволжья, дальнейшего продвижения на Урал и в Сибирь
5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Золотой Орды;
6) в память о взятии столицы и победе над ханством был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве
8. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения:
«При Федоре Иоанновиче происходит дальнейшее закрепощение крестьян»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1. Принятие Судебника
2. введение урочных лет
3. поход Ермака Тимофеевича
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
9. Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 9, 10, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 9, 10 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 9, 10 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
Год (годы):
Факты:
Перечень событий (процессов)
А) венчание Ивана IV на царство В) «Угличское дело» | Б) заключение Тявзинского мира Г) битва при Молодях |
10. Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.