Проверочная работа
Прочитайте предложения и выполните задания 1 – 4.
А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания. Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не узнали её. В. Гео-логические катастрофы не раз изменяли лик Земли. Г. 100- 150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни. |
1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) АБГВ 2) ВАБГ 3) ВГБА 4) ГАБВ 2.Какое сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений? 1) приобрели очертания 2) космонавты могли 3) катастрофы изменяли 4) очертания имели 3. Какая характеристика соответствует предложению Б? 1) сложносочинённое предложение 2) сложноподчинённое предложение 3) сложное предложение с сочинением и подчинением 4) простое предложение с однородными сказуемыми 4. Какой частью речи является слово ЧЕМ в предложении Г? 1) местоимением 2) союзом 3) наречием 4) частицей 5. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке? 1)Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков, Шапошникова 2) Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова 3) Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чижов 4) Уфимцева, Ухов, Чижов, Шапошникова, Шариков 6. В каком слове произносится звук [З]? 1) сдача 2) позже 3) мороз 4) резкий 7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 1) к распустивш…йся сирен…, об улыбающ…мся сынишк… 2) на предыдущ…м конкурс…, в оыпающ…йся хво… 3) на цветущ…й вишн…, о дальнейш…м намерени… 4) последн…й встреч…й, с развевающ…мся знамен…м 8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ь? 1) бросить клич.., утеш..ся малым 2) не реж..те мелко, серебряная брош..ка 3) ударить наотмаш.., намаж..те масло на хлеб 4) быстро пострич..ся, суп горяч… 9. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне можно проверить? 1) опт..мизм, г..рящий, разв..вающийся (флаг) 2) г..ристый (холм), ч..стоплотный, интелл..ктуальный 3) неприк..сновенный, исс..кать, препод..ватель 4) посв..тить (фонарём), преод..левающий, водор..сли 10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) чере..чур, чре..мерно, и..подтишка 2) пр..чудливый, непр..рекаемый, пр..обретенный 3) под..грать, пред..стория, без..нициативный 4) пред..стеречь, поз..вчера, нед..варить 11. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю? 1) они вытерп..т, кол..щая льдинка 2) стел..щийся кустарник, пчёлы жал..т 3) дремл..щая собака, зёрна перемел..тся 4) дети пол..т грядки, завис..щие от образования 12. В каком слове на месте пропуска пишется Е? 1) отча..вшись 2) разве..лось 3) выскоч..вший 4) упорядоч..нный 13. В каком слове на месте пропуска пишется НН? 1) образова..ые люди 2) гуси..ая кожа 3) поездка разреше.а директором 4) красивая вяза..ая кофточка 14. В каком слове на месте пропуска пишется Ё? 1) холщ..вая (ткань) 2) ноч..вка 3) ш..рох 4) сундуч..к 15. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Город расположен на берегу (не)замерзающего залива. 2) На пороге стоял (не)знакомый мне юноша. 3) Пирог оказался очень (не)вкусный. 4) Давно я (не) был в родных краях! 16. Укажите верное объяснение написания выделенного слова. Нужно обогащаться знаниями и в ТО(ЖЕ) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями. 1) ТОЖЕ – всегда пишется слитно. 2) ТО ЖЕ – всегда пишется раздельно 3) ТОЖЕ – здесь это сочинитель-ный союз, поэтому пишется слитно 4) ТО ЖЕ – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно. 17. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) зачеркнув 2) возвращение 3) полосатый 4) отрезанный 18. В каком слове ударение на первом слоге? 1) звонит 2) начата 3) прибывший 4) торты 19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) к две тысячи третьему году 2) положьте на полку 3) много вишен 4) опытные шофёры 20. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Анализируя стихотворный текст, 1) мной был неверно определён размер. 2) помните об особенностях поэтической речи. 3) у нас завязался спор. 4) часто не учитывается ритм и интонация. 21. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Вы оплатили проезд в автобусе? 2) Учёные хотели вникнуть и познать все тайны природы. 3) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач. 4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы. 22. В каком предложении вместо слова ГОРДЫНЯ нужно употребить ГОРДОСТЬ? 1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения. 2) Радость от успеха незаметно ля него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову. 3) Непомерная гордыня обуяла этого человека. 4) Новый клуб – гордыня посёлка. 23. Каково лексическое значение слова ЗАГЛАВНЫЙ? 1) главный, основной, наиболее существенный 2) относящийся к заглавию, являющийся названием чего-либо 3) возглавляющий кого- или чего- либо 4) находящийся в центре, в середине чего – либо 24. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Луга пахли необъяснимо хорошо ( ) и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка от снежных вершин. 1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 25. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Наш корабль(1) ловко примостившись (2) между судами – великанами (3) ещё долго стоял в гавани. 1) 1, 3 – выделяется причастный оборот 2) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот 3) 1, 2 - выделяется причастный оборот 4) 1,3 - выделяется деепричастный оборот 26. На месте каких цифр в предложении нужны запятые? Эта безлунная ночь (1) казалось (2) была так же прекрасна и великолепна, как прежде. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и поэтому вблизи все(3) казалось (4) задернутым почти черной завесой. 1) 1234 2) 12 3) 34 4) 24 27. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (знаки препинания не расставлены) 1) Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло. 2) Зарево полыхало как над городом так и далеко вокруг. 3) В словах друзей было и восхищение и благодарность и любовь. 4) Все белки или протеины очень похожи по своему химическому составу. 28. В каком предложении ставится тире? (знаки препинания не расставлены) 1) Луг как бархат. 2) В Маше изменилось всё походка взгляд голос. 3) Я не мог долго оставаться на одном месте мня грызла тоска 4) Историзм один из важнейших принципов в творчестве писателя. 29. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства(3) которого (4) сводятся к «умерен-ности и аккуратности». 1) 13 2) 2 3) 24 4) 124 30. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса. 1) 13 2) 234 3) 1234 4) 123
Прочитайте текст и выполните задания 31 – 38, 39 1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. 2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. 3) Наедине с толпой.
4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек – 2003 в большом городе. 5) Редкая поездка по столице обходится без метро. 6) Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. 7) Плотный паренёк , видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. 8) Бога-тырское движение! 9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. 10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела. 11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. 12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. 13) Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими « как надо» и « как не надо». 14) Вышли на платформу. 15) Приближается поезд. 16) Нам предстоит сесть в вагон. 17) Операция, казало-сь бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. 18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. 19) Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. 20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша. 21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. 22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. 23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину. … 24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. 25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? 26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. 27) А по- моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. 28) Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер ( хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. 29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть. (По З.Паперному)
31. Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, содержится в тексте в виде прямого высказывания? 1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности. 2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер». 3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства. 4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем раньше. 32. Определите стиль и тип речи текста. 1) разговорный стиль, повествование 2) художественный стиль, повествование 3) разговорный стиль, рассуждение 4) публицистический стиль, есть все типы речи 33. В каком значении в тексте используется слово «толпа»? 1) скопление народа по поводу какого- либо события 2) люди из народа, простолюдины 3) много людей 4) невежественные люди, люди с неразвитым эстетическим вкусом 34. Среди предложений 4 – 13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью двух контекстных синонимов – существительных. Укажите его номер. 35. Какие из указанных средств выразительности использованы в предложениях 1 – 4? Укажите их номера в порядке возрастания. 1) развёрнутая метафора 2) оксюморон ( сочетание слов, противоположных по смыслу) 3) синтаксический параллелизм 4) повтор согласных звуков ( аллитерация) 5) градация 6) неполные предложения ( парцелля-ция) 7) сравнение 8) риторический вопрос 36. Среди предложений 11 – 20 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер. 37. Среди предложений 5 – 10, 21 – 23 найдите предложение, в котором вводное слово стоит в начале обособленного оборота. Укажите его номер. 38. Среди предложений 17 – 22 найдите сложноподчинённые. Укажите их номера в порядке возрастания. 39. Напишите сочинение – рассуждение: считаете ли вы актуальной, важной в наше время тему, поднятую З.Паперным. Аргументируйте своё мнение.
Проверочная работа Вариант 1.
Прочитайте предложения и выполните задания 1 – 4.
А. Над рекой висели два моста, и каждый из них был по- своему красив. Б. И изменчивая, непрочная красота их, казалась, более вечной, чем железо и бетон. В. Но всё- таки, как бы они были красивы, это были всего лишь мосты. Г.А под ними блестела река, расстилались зелёные луга, лёгкие синеваты холмы. |
1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) АГВБ 2) АВБГ 3) АГБВ 4) АВГБ 2.Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста. 1) Предложение А – сложносочинённое предложение, состоит их 2-х простых; в первом подлежащее ДВА МОСТА, во втором – КАЖДЫЙ ИЗ НИХ. 2) Предложение Б – простое предложение со сравнительным оборотом 3) Предложение В – сложносочинённое предложение, состоит из двух простых. 4) Предложение Г – сложное бессоюзное предложение, состоит из двух простых 3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? 1) по – своему – наречие 2) синеватые - причастие 3) более вечной – прилагательное в сравнительной степени 4) под ними – местоимение с предлогом 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой? 1) А 2) Б 3) В 4) Г 5. В каком ряду во всех словах пишется буква Е? 1) неприм..римый, кам..ра, ном.р 2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант 3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание 4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки 6. Найдите слово с орфографической ошибкой ? 1) щипцы 2) лыжы 3) трущоба 4) циферблат 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) раз..грать, по..грать, пред..стория 2) во..становить, бе..дельник, ..бросить 3) пр..остановить, пр..следовать, пр..дводитель 4) пред..ставить, воз..бновить, п..дробно 8. В каком слове пишется буква Е? 1) посмотр..м 2) подар..м 3) намеча..мый 4) невид..мый 9. В каком слове на месте пропуска пишется НН? 1) увере..ый 2) намере..ы 3) лебеди..ый 4) беше..о 10. В каком примере возможно только одно написание? 1) что(бы) 2) как (бы) 3) приве(з/с)ти 4) прив(е/и)дение 11. В каком предложении НЕ пишется отдельно? 1) Художник (не)навидит фальшь. 2) Мы купили (не)большую вместительную сумку. 3) Работа (не) закончена. 4) Раздумывать было (не)когда. 12. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведёт к орфографической ошибке? В 18-ом столети.. уже требовалось, что(бы) памятник был произведени..м искусства - важно было (н..)кто изображ..н, а кто изобразил. 1) что(бы) – подчинительный союз, пишется слитно. 2) столетии – существительное с основой на –И в форме предложного падежа ед.числа 3) (н..)кто – отрицательная частица НЕ перед местоимением КТО, пишется отдельно 4) изображ..н – краткое прилагательное, в суффиксе после шипящего под ударением пишется О. 13. В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) (по)лисьи, кто(то), (во)первых 2) (по)братски, буд(то), (в)двое 3) (по)немногу, где(нибудь), кто(либо) 4) какой(то), чёрно(белый), (по)этому 14. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания? 1) изменилось 2) осенние 3) одобрение 4) уверены 15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с двадцатью пятью рублями 2) нет претензий 3) хуже всего 4) не ложите сюда тетради 16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Работая над сочинением, 1) сначала составляется план 2) не отвлекайтесь 3) вас ничто не должно отвлекать 4) вам нужны будут дополнительные материал. 17. Укажите предложение без грамматической ошибки. 1) Мы выписываем журнал «Природу». 2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. 3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах. 4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. 18. В каком слове ударение на втором слоге? 1) положить 2) поднялась 3) приняты 4) ходатайствовать 19. Значение какого слова определено неверно? 1) сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.п 2) торец – боковая сторона дома 3) заурядный – приметный, обращающий на себя внимание 4) уникальный – редкий, единственный в своём роде 20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Я люблю Россию до боли сердечной ( ) и даже не могу помыслить себя где- либо, кроме России. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 21. На месте каких цифр в предложении нужны запятые? Не так – то просто(1) живя в отеле(2) и (3)разъезжая в автомобиле(4) почувствовать себя настоящим путешественником. 1) 1 2) 1234 3) 14 4) 4 22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остаётся тем же. 2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ. 3) Гость недолго гостит, да много видит. 4) Везде: на стенах домов, беседках, оградах – лепился плющ. 23. В каком предложении не нужно ставить тире? (знаки препинания не расставлены) 1) Северное солнце не яркое. 2) Есть кто- нибудь в доме спросил один из путников. 3) Сейсмограф простой прибор для регистрации землетрясений. 4) Тополиный пух был на земле на крышах на балконах всюду. 24. На месте каких цифр нужны запятые? Я думаю (1) что каждый (2) кто в детстве прочитал «Каштанку» (3) на всю жизнь сохранит (4) чувство восхищения талантом писателя. 1) 1234 2) 13 3) 24 4) 123
Прочитайте текст и выполните задания 25 – 33, 34 1) «Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. 2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет… 3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании». 4) Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р.Х. 5) Древние философы первыми поняли ценность времени – они наверняка ещё до Сенеки пробовали как – то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда и оно угнетало своей быстротечностью. 6) Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. 7) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. 8) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. 9) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт. 10) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо гусиного пера – шариковую ручку. 11) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – всё изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. 12) Однако почему – то нехватка этого времени у человека возрастает. 13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. 14) Не только у него – цейтнот становится всеобщим. 15) Недостаёт времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. 16) Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. 17) Время куда- то исчезает, его становится всё меньше. (По Д. Гранину)
25. Укажите фразу, которая не противоречит содержанию текста. 1) Деловой человек способен покорить время. 2) Древние не ощущали недостатка времени. 3) Времени не хватает только тем, кто не умеет организовать свою работу. 4) Технический прогресс пока не победил время. 26. Определите стиль и тип речи текста. 1) художественный стиль, повествование 2) научный стиль, рассуждение 3) публицистический стиль, рассуждение 4) разговорный стиль, повествование 27. Укажите средство связи предложений 6 и 7. 1) союз 2) местоимение, повтор 3) синонимы 4) антонимы 28. Какие средства выразительности использует автор текста? 1) ряды однородных членов 2) развёрнутые метафоры 3) риторические вопросы 4) сравнительные обороты 29. Как объяснить написание подчёркнутых слов в предложении 16? 1) это отрицательная частица НИ перед однородными дополнениями 2) это усилительная частица НИ 3) это повторяющийся соединительный союз НИ- НИ 4) это уступительный подчинительный союз 30. Какой из перечисленных случаев употребления тире не встречается в этом тексте? 1) в неполном предложении 2) между частями сложного бессоюзного предложения 3) при однородных членах с обобщающим словом 4) между подлежащим и сказуемым 31. Из предложения 2 выпишите причастие. 32. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение, в составе которого есть придаточное причины. Укажите его номер. 33. Укажите простое односоставное безличное предложение с однородными членами. Напишите его номер. 34. Напишите сочинение – рассуждение. Выразите своё отношение к теме, которая волнует автора.
Проверочная работа Вариант 2.
Прочитайте предложения и выполните задания 1 – 4.
А. Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето. Б. Раньше они вызывали только они обычный скудный образ, а теперь в каждом из них вижу бездну живых образов. В. Должно быть у каждого человека случается счастливое время открытий. Г. Именно тогда я узнал много слов, бывших до той поры известными мне, но далёкими и ещё не пережитыми. |
1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) АГБВ 2) ВАГБ 3) ВГАБ 4) БАГВ 2.Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста. 1) Предложение А –простое двусоставное, подлежащее ЛЕТО. 2) Предложение Б – сложносочинённое, состоит из двух простых 3) Предложение В –простое двусоставное. 4) Предложение Г – сложное 3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? 1) узнал – глагол прошедшего времени 2) известными – прилагательное в форме множественного числа, творительного падежа 3) раньше – предлог 4) пережитыми – причастие от глагола пережить 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой? 1) А 2) Б 3) В 4) Г 5. В каком ряду во всех словах пишется буква А? 1) б..гатство, к..саться, б..альон 2) р..стительность, пок..ление, пл..стелин 3) препод..вать, предпол..гать, акв..рель 4) б..лкон, перег..рать, г..рмоничный 6. Найдите слово с орфографической ошибкой ? 1) цыплёнок 2) шоколадный 3) чужой 4) рученка 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) раз..грать, по..грать, пред..стория 2) во..становить, бе..дельник, ..бросить 3) пр..остановить, пр..следовать, пр..дводитель 4) пред..ставить, воз..бновить, п..дробно 8. В каком слове пишется буква Я? 1) они вид..т 2) они кол..т лёд 3) бор..щийся 4) меша…щий 9. В каком слове на месте пропуска пишется НН? 1) цивилизова...ый 2) лебеди…ая верность 3) сборы законче..ы 4) земля…ые орехи 10. В каком примере возможно только одно написание? 1) (по)тому 2) (не/ни)куда 3) осв(я/е)щённый 4) стекля(н/нн)ый 11. В каком предложении НЕ пишется отдельно? 1) Художник (не)навидит фальшь. 2) Мы купили (не)большую вместительную сумку. 3) Работа (не) закончена. 4) Раздумывать было (не)когда. 12. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведёт к орфографической ошибке? (В)следстви.. тумана и (от)того, что печ.. давно уже не топилась, в трубе (не) было тяги, и весь дом наполнился дымом. 1) вследствие – производный предлог. 2) от того – местоимение с предлогом 3) печь – существительное женского рода 4) не было – отрицательная частица с глаголом. 13. В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) (в)двое, (по)братски, буд(то) 2) кто(либо), где(нибудь), (по)немногу 3) (по)другому, (во)первых, кто(то) 4) какой(то), чёрно(белый), (по)этому 14. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) дождливое 2) пересекающееся 3) размечтались 4) пробегают 15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) расположиться на обоих берегах 2) договоры 3) занавесить тюлем 4) едьте быстрее 16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Получив письмо из деревни, 1) меня охватило сильное беспокойство 2) оно очень взволновало и обрадовало 3) нами тотчас же был написан ответ 4) Ирина ещё больше затосковала о родном доме. 17. Укажите предложение без грамматической ошибки. 1) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям 2) Мы выписываем журнал «Природу». 3) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы. 4) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах. 18. В каком слове ударение на втором слоге? 1) занял 2) оптовый 3) алфавит 4) позвонишь 19. Значение какого слова определено неверно? 1) публицистика – вид литературы, посвящённый злободневным общественно – политическим вопросам современности 2) щедрый – богатый, состоятельный 3) лабиринт – сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог 4) гармония – согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего – либо, благозвучие 20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Я лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории() и придал устному рассказу письменную форму. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 21. На месте каких цифр в предложении нужны запятые? Иван отложил авторучку(1) и (2) откинувшись на спинку стула (3)стал смотреть на лес (4) залитый лунным светом. 1) 134 2) 12 3) 234 4) 1234 22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Эта книга интересна не только для детей, но и для взрослых. 2) Всё это: и река, и раскидистые ивы, и этот мальчик – напомнило мне далёкие дни детства. 3) Солнце светило ласково и нежно, и согревало своим теплом лес, луг, озеро. 4) Хорошую книгу читать не в тягость, в радость. 23. В каком предложении не нужно ставить тире? (знаки препинания не расставлены) 1) Жить Родине служить. 2) Есть кто- нибудь в доме спросил один из путников. 3) Работа врача ответственная. 4) И жёлтые листья и туманы по утрам всё напоминало об осени. 24. На месте каких цифр нужны запятые? Хребет убегал далеко на юг (1) где горы теряли высоту (2) и исчезали в синеющей дали (3) расплываясь по широкому горизонту. 1) 13 2) 123 3) 23 4) 12
Прочитайте текст и выполните задания 25 – 33, 34 1) Главное зло на земле – забвение хоть на миг, что человек – высшая на земле ценность... 2) У этого зла есть свой предел – фашизм – распад связей между людьми, то состояние, когда человек перестаёт видеть в других людях людей. 3) Фашизм – это сложная система расчеловечивания. 4) Существует множество людских пороков и слабостей: стяжательство, неуживчивость, жестокость, сварливость, страсть к склокам, зависть, замкнутость – и вдруг эти неприятные качества мобилизуются, становятся достоинствами. 5) Более того, кто не обладает такими пороками, должен ими постепенно обзавестись, иначе его сомнут! 6) Это ужас бесчувственности. 7) Для начала людей отключают от знаний, от достижений цивилизации, до предела сужают круг сведений о мире, о жизни, в свободные от знаний мозги вводят яд. 8) При этом лишают доступа к каким бы то ни было противоядиям. 9) Приходилось видеть врачей, которые до нацизма были обычными врачами, потом вступили в нацистскую партию, в СС, стали врачами- убийцами. 10) А после войны снова стали врачами и лечили людей. 11) Бесчувственно убивали. 12) Бесчувственно лечили. 13) Чувства ни при чём. 14) Ужас фашизма состоит в том, что он убивает общепризнанную мораль, извечные нравственные нормы, стирает заповеди. 15) Что значит для лагерного врача клятва Гиппократа по сравнению с приказом, полученным от какого- нибудь штурмбанфюрера? 16) Но персонал концлагеря тоже находится в концлагере. 17) Ежедневно. 18) Постоянно. (По Л. Гинзбургу)
25. Укажите , в каком абзаце текста наиболее ярко и образно выражена мысль о том, что у фашизма всегда две жертвы: те, кто страдает от фашизма, и те, кто служит ему. 1) первом. 2) втором 3) четвёртом 4) пятом 26. Определите стиль и тип речи текста. 1) художественный стиль, повествование 2) научный стиль, рассуждение 3) публицистический стиль, рассуждение 4) разговорный стиль, повествование 27. Укажите средство связи предложений 9 и 10. 1) союз 2) местоимение, повтор 3) синонимы 4) антонимы 28. Укажите средство выразительности, использованное в 7-ом предложении? 1) ряды однородных членов 2) метафора 3) риторические вопросы 4) сравнительные обороты 29. Выпишите из текста слово, имеющее значение « изречение, содержащее религиозно –нравственное предписание, непреложное правило, положение, служащее руководящим указанием для кого- либо». 30. Среди предложений 1- 5найдите предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущен глагол- связка. Запишите их номера. 31. Укажите номер предложения с обособленным приложением. 32. Укажите номер простого предложения, осложнённого причастным оборотом. 33.. Напишите , сколько придаточных предложений входит в состав 1-го предложения. 34. Напишите сочинение – рассуждение. Выразите своё отношение к теме, которая волнует автора.
Ответы
№ задан | Ответ | вариант 1 ответ | вариант 2 ответ |
1 | 3 | 4 | 2 |
2 | 3 | 3 | 4 |
3 | 2 | 2 | 3 |
4 | 2 | 2 | 3 |
5 | 4 | 3 | 3 |
6 | 1 | 2 | 4 |
7 | 2 | 4 | 4 |
8 | 3 | 3 | 1 |
9 | 2 | 1 | 1 |
10 | 3 | 2 | 4 |
11 | 3 | 3 | 3 |
12 | 4 | 4 | 2 |
13 | 1 | 1 | 3 |
14 | 2 | 2 | 4 |
15 | 4 | 4 | 2 |
16 | 4 | 2 | 4 |
17 | 2 | 3 | 1 |
18 | 4 | 4 | 2 |
19 | 2 | 3 | 2 |
20 | 2 | 1 | 1 |
21 | 2 | 3 | 3 |
22 | 4 | 2 | 3 |
23 | 2 | 1 | 3 |
24 | 3 | 4 | 1 |
25 | 4 | 4 | 4 |
26 | 2 | 3 | 3 |
27 | 2 | 1 | 1 |
28 | 4 | 2 | 2 |
29 | 2 | 3 | заповеди |
30 | 3 | 4 | 1,3 |
31 | 3 | текущую | 2 |
32 | 4 | 5 | 15 |
33 | 3 | 16 | 1 |
34 | 5 | -- | -- |
35 | 256 | -- | -- |
36 | 16 | -- | -- |
37 | 7 | -- | -- |
38 | 19, 21 | -- | -- |