СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по русскому языку для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа по русскому языку для 10-11 классов в рамках подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по русскому языку для 10 класса»

ВАРИАНТ 1

Орфографический минимум

Варе…ка, подру…ка, дворня…..ка, мелочи…ка, деву…ка, деревя…ка, под…ячий, раз…езд, сверх…аполитичный, навзнич…, наотмаш…, бе…телесный, ужас…ный, бомбё…ка, тележ…а, побла…ка, лачу…ка, аген…ство, компан…он, павил…он, вес…ма, порт…е, Р…стов, пред…юбилейный, пред…явитель, от…явленный, сидеть впереме…ку, костя…ка, серде…ный, шос…е, ат…ракцион, тер…аса, пер…он, ш…пот, ч…лка, неч…тный, сгущ…нка, щ…нок, кош…лёк, беч…вка, деш…вый, подж…г дома, он подж…г дом, обж…рство, ш…рты, ш…рох, крыж…вник, пиж…н, снег та…т; ты выгляд…шь отлично; ты не увид…шь меня; туман стел…тся; рассуждать о гоголевском «Ви…»; в усть… Дона; быть в забыть…; замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, развеш…ные по стенам карты; застрел…ный воробей; замеш…ное тесто; замеш…ные в дело свидетели; насто…ный на травах чай; обледе…вший парк; она околдова…а сказкой; эта история таинстве…а, загадоч…а; следствие запута…о следователем; её хозяйство запуще…о, вещи разброса…ы; бельё собра…о в мешки и разложе…о по полкам; она говорила пута…о, бессвязно; он поступал рассея…о и ветре…о.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. В сто сорок солнц закат пылал.

2. Был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

3. Голубой экран заменил людям общение.

4. Вся комната янтарным блеском озарена…

5. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

6. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

7. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

8. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

9. Не бесследно проходят по земле поколения.

10. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.


«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья... тянули кривые руки», «ужас... впился своей пастью...») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки». 

Список терминов:

1) сравнительные обороты

2) олицетворение

3) однородные члены

4) эпитет

5) диалектизм

6) риторическое обращение

7) литота

8) вопросительные предложения

9) парцелляция

(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один?   (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.


ВАРИАНТ 2

Орфографический минимум

До…атый, весну…чатый, доблес…ный воин, дилетан…ский, пес…аный, во…аная игрушка, брус…атый тротуар, скворе…ник, ску…ный, серде…ный, дребез…ащий, комп…ютер, из…явленный, пр…бывать за границей, пр…бывать вовремя, пр…одоление пр…пятствий, пр…нарядиться, пр…умножить, пр…украсить, все без пр…крас, импрес…арио, бизнесм…н, продюс…ер, ц…плёнок, панц…рь, перебе…чик, ж…нглёр, за рубеж…м, чуж…е, морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, когда вы выбер…те это, то скаж…те мне; это скоро законч…тся; он улыба…тся; на фон… осенн…й природы; он участвует в дискусси…; лис…нька, топл…во, жар…во, переводч…к, вкладч…к, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, милост…вый государь, правд…вый человек, заботл…вый мальчик, обезлес…вшие пространства; кровен…вшая рана; раста…вший снег; рассе…ный мальчик; обессил…ные люди; раска…вшийся преступник; завеш…ное окно; он выглядел озабоче…о; местность пусты…а; девушка избалова…а вниманием; герои увенча…ы славой; царица несколько идеализирова…а; волосы зачёса…ы набок; проблемы исследова…ы учёными; всё хорошо продума…о и предусмотре…о; задача реше…а.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей.

2. Он говорил со мной жестко.

3. Спит земля в сиянье голубом.

4. Я выпил целый стакан.

5. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

6. В окошки, в двери, в щель войдя, / Ввалилась солнца масса.

7. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

8. И звезда с звездою говорит.

9. В крови горит огонь желаний.

10. Люди в белых халатах помогли ему.

«В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) просторечие

3) диалектизм

4) литота

5) ряды однородных членов

6) эпитет

7) ирония

8) риторическое обращение

9) противопоставление

 

(6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

(8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел». (18)Он был прав, удручающе прав...

(10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

  (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников.





ВАРИАНТ 3

Орфографический минимум

Иску…твенный свет, иску…ный мастер, кос…ный мозг, ко…сный человек, мой сверс…ник, мой ровес…ник, я…ственный случай, я…ства на столе, блес…нуть (о луче), бл…стеть (о луче, солнце), пр…красный, пр…земление, пр…знаться в обмане, пр…дать друга, пр…давать значение, пр…кратить это, пр…вязаться к собаке, пр…следовать, изво…чик, програм…а, метал…, оп…онент, че…твовать гостя, пром…кашка, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, в третьем отделени…; он носитель этой иде…; вы не высп…тесь; в поведени… ученика; находиться в здани…; верить в привидени…; черкес…кий обычай, одес…кий порт, матрос…кий бушлат, ангел…ский характер, январ…ский, монастыр…ский, консул…ский, екатерин…нский, нищ…нский, раскле…ные марки; немысл…ый поступок; неприемл…ый случай; обезнож…вшие лошади; клокоч…щие волны; наве…ные мысли; брезж…ий рассвет; развева…ые ветром флаги; напуга…ый зверь; они напуга…ы этим; оклее…ые стены; они были легкомысле…ы; наброше…ый платок; платья наброше…ы на манекен; это мне несвойстве…о; всё было неестестве…о; организова…ый митинг; овчин…ый тулуп; овся…ая каша.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

2. И звезда с звездою говорит.

3. Глухие тайны мне поручены…

4. Люди в белых халатах помогли ему.

5. Он мой заклятый друг.

6. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

7. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…

8. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…

9. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!

10. И какой же русский не любит быстрой езды?

«Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство — (А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство — (Б)_____ («душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».

Список терминов:

1) вопросительное предложение

2) диалектизм

3) олицетворение

4) термины

5) ряд однородных членов

6) сравнительный оборот

7) эмоционально-оценочные слова

8) синтаксический параллелизм

9) гипербола

 

(5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...

(31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.





ВАРИАНТ 4

Орфографический минимум

Бл…стать (об уме), учас…твовать, чу…ствовать, громко свис…нуть, свис…нуть (украсть), пятибал…ный, выпускной бал…, пр…клоняться перед искусством, пр…клонить голову, сверх…зысканный, пост…мпрессионизм, без…нтересный, соч…тание, воз…ми, упасть навзнич…, ра…чёт, ра…стилаться, с…грать, зам…рать от испуга, эксп…римент, д…фицит, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш…тка, в темной алле…; в пещер…; полыхающ…я заря; думать об ушедш…м времени; впасть в отчаяни…; голланд…кий, никел…вый, нул…вой, жалостл…вый, обидч…вый, бел…ватый, молодц…ватый, ялт…нский, соч…нский, мари…нский, мешоч…к, шалаш…к, стел…щаяся трава; тяжело дыш…щий ребёнок; всё вид…вший и всё слыш…вший; пиш…щая машинка; состар…вшийся человек; бормоч…щий старик; колебл…мый ветром камыш; окон…ое стекло; опошле…ый анекдот; упроще…ость; опустоще…ость; она опустоше…а и растрое…а; конопля…ик; плен…ик; труже…ик; поклон…ик; земля…ой; довое…ый; деревя…ый; серебря…ый; пусты…ый; бессеребре…ица; каме…ый; бессо…ица, аттракцио…ый, бесприда…ица, ваго…ый, безветре…ый день.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Вся комната янтарным блеском озарена…

2. Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей.

3. Он говорил со мной жестко.

4. Спит земля в сиянье голубом.

5. Я выпил целый стакан.

6. Москва договорилась с Пекином.

7. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

8. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

9. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

10. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…


«Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство — (А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В)_____ (в предложении 28) − помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 36) — отражает глубину чувств юноши». 

Список терминов:

1) диалектизм

2) эпитеты

3) парцелляция

4) синтаксический параллелизм

5) вопросительное предложение

6) сравнительный оборот

7) просторечное слово

8) метафора

9) анафора

 

(28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого… (З6)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?...

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.





ВАРИАНТ 5

Орфографический минимум

Пшеничный колос.., родосский коло…, грам…атика, грам…отный человек, груп…а, кристал…, тон…а, тон…ель, обез…ян…ичать, помощ…ник, ко…ьба травы, ре…кий, предл…гать, опас…ный, безжалос…ный, праз…ничный, сумато…ный, вя…кий мёд, неснос…ный человек, мя…кий, дер…кий, пром…кать под дождем, зап…рать дверь, разв…ваться на ветру, прожуж…ать над ухом, мож…евельник, никч…мный, распаш…нка, щ…лк, ш…потка чая, чащ…ба, трущ…ба, сверч…к, дьяч…к, пустяч…к, снеж…к, клоч…к, бедняж…чка, сюртуч…к, л…вша, д…монтаж, много буд…шь знать; перемел…тся – авось мука буд…т; листва колыш…тся; работа не кле…тся; дитя плач…т; мать хол…т ребенка; та…т льдинки на окне; сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн...шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, переплётч…к, исследу…мый район; обещ…ный обед; оглаш…ный список; обтека…мый ответ; оглуш…ный громом; позолоч…ный медальон; определя…мая величина; масля…ые краски, ле…ость, полен…ица, утрен…ик, путешестве…ик; мошен…ик, сторон…ик, преемстве…ость, единомышле…ик, промышле…ник, кожа…ый, туман…ый, истин…ый, песча…ый, гуси…ый, багря…ый, эволюцио…ый, юн…ый, румян…ый.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Черный вечер. Белый снег.

2. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

3. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

4. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

5. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

6. В окошки, в двери, в щель войдя, / Ввалилась солнца масса.

7. Глухие тайны мне поручены…

8. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

9. Мы читали Пушкина.

10. В крови горит огонь желаний.


«О возможном будущем человечества известный писатель Владимир Солоухин говорит очень эмоционально, взволнованно, используя такой троп, как (А)_____ (в предложении 32). Ещё один троп — (Б)_____ (предложения 8−12, 23) — помогает автору отразить позицию тех, кто не думает о необходимости сохранять природу, и в то же время выразить своё отношение к таким людям. В тексте ощущается тревога автора. Её подчёркивает троп — (В)_____ («зловещее чёрное пятно» в предложении 15). Призывая человека задуматься над сложившейся ситуацией, писатель использует приём — (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в предложении 30)».

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм

2) ирония

3) разговорная лексика

4) эпитет

5) риторическое восклицание

6) развёрнутая метафора

7) фразеологизм

8) противопоставление

9) риторическое обращение

 

(8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте…(15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно…(23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка

(30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!...(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.



ВАРИАНТ 6

Орфографический минимум

Кон…юнктура, проч… уйти, печ… пироги, транс…европейский, изл…жение, двух…ярусный, ад…ютант, недор…сль, подг…ревший, бе…вкусица, бе…кровный, бе…сильный, бе…шумный, бли…сидящий, и…стари, ро…сказни, пре…дипломный, смотреть и…подволь, сырое…ка (гриб), завиз…ать, ум…лять друга, ум…лить грехи, просв…щение, бли…стоящий, д…зинфекция, ж…стянка, девочка обиж…на, он отверж…н мной, страшный толч…к, насладиться борщ…м, растуш…вка карандаш…м, он душой ма…тся; ты цен…шь его; ваши пьесы став…тся и смотр…тся; вы напрасно его ха…те; сделать в назидани…; в назидани… учителя; горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц, канад…кий, шотланд…кий, аббат…кий, алюмини…вый, натри…вый, коричн…вый, гречн…вый, опечал…вшийся странник, ненавид…щий меня сосед; непредугадыва…мый результат; знач…щее событие; преумнож…вший результаты учёный; слыш…вший об этом; свин…ой, пунктуацио…ый, задолже…ость, привяза…ость, торжестве…ый, ветря…ые мельницы, листве…ица, пута…ица, гости…ица; племян…ик, ветря…ая оспа, соломе…ый; змеи..ый, багря…ый закат, именин…ик, гривен…ик, конница.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Я выпил целый стакан.

2. Москва договорилась с Пекином.

3. Черный вечер. Белый снег.

4. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

5. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

6. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

7. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

8. Люди в белых халатах помогли ему.

9. Он мой заклятый друг.

10. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.


«Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13, 15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

1) метафора

2) индивидуально-авторские слова

3) эпитеты

4) общественно-политическая лексика

5) вводное слово

6) вопросно-ответная форма изложения

7) цитирование

8) диалектизм

9) ряды однородных членов


(12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".

(20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов".

(36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание.





ВАРИАНТ 7

Орфографический минимум

Игрушка, брус…атый тротуар, скворе…ник, ску…ный, серде…ный, дребез…ащий, иску…твенный свет, иску…ный мастер, кос…ный мозг, ко…сный человек, бомбё…ка, тележ…а, побла…ка, лачу…ка, аген…ство, компан…он, павил…он, вес…ма, порт…е, Р…стов, пред…юбилейный, пред…явитель, от…явленный, торжественное посв…щение, пр…сытиться этим, було…ная, медал…он, держать в еж…вых рукавицах, увитый плющ…м, ноч…вка, дириж…р, стаж…р, пуш…к, идти с багаж…м, грош…вый, польщ…н комплиментом, он смеш…н и лиш…н чувства юмора, он толсте…т; ты выслед…шь зверя; ты бор…шься; старуха бормоч…т,куда ты ед…шь; как аукн…тся – так и откликн…тся; кокетл…вый, навязч…вый, участл…вый, ворчл…вый, лягуш…чий, кош…чий, угл…ватый, крючк…ватый, син…ватый, угр…ватый, гагар…нский, мытищ…нский, выздоров…вший ребёнок; он высме…л меня; он завис…л от этого; он леле…л мечту; он завед…вал кафедрой; он вывед…вал тайны; они заклад…вают фундамент; малыш посматр…вал и погляд…вал; естестве…ость, смышле…ый; все обессиле…ы и изнеможе…ы; осложне…ая задача; экзамены осложне.ы тестами; люди освобожде…ы, ороше…ая водой местность; поля ороше…ы и приготовле…ы к севу; прекраще…ый сеанс.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Голубой экран заменил людям общение.

2. Я выпил целый стакан.

3. Москва договорилась с Пекином.

4. Черный вечер. Белый снег.

5. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

6. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

7. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

8. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

9. Он мой заклятый друг.

10. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…


«Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности — (А)_____ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются тропы: (Б)_____ («глаза светились от счастья» в предложении 31) и (В)_____ («тоскливое разочарование» в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) литота

4) парцелляция

5) экспрессивно-оценочные слова

6) диалектизм

7) вопросительное предложение

8) разговорные синтаксические конструкции

9) метафора

 

(14)Я сразу ей: триста!.. (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!»

 (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось.

(31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась.

(36)— Разве ты меня обманул?



ВАРИАНТ 8

Орфографический минимум

Громко свис…нуть, свис…нуть (украсть), пятибал…ный, выпускной бал…, пшеничный колос.., родосский коло…, грам…атика, грам…отный человек, груп…а, пр…одоление пр…пятствий, пр…нарядиться, пр…умножить, пр…украсить, все без пр…крас, пр…красный, пр…земление, пр…знаться в обмане, пр…дать друга, неот…емлемая часть, м…р, плен…р, ма…стро, аб…ревиатура, оп…озиция, деревья обнаж…ны, огорч…н отъездом, ч…лн, чеч…тка, щ…голь, ч…порный, прож…рливый, трещ…тка, ж…кей, ш…колад, ш…тландский, артиш…к, пощ…чина, на небе что-то брезж…т; трава стел…тся; он хохоч…т; он леч…т меня; солнце блещ…т на виднеющ…мся море; он рисует людей отчаявш…мися; халат…к, колокольч…к, луков…чка, жиж…ца (жижа), тем…чко, стрем…чко, плем…чко, голов…нька, шуб…нька, кис…нька, дев…нька, переклад…нка, виноград…нка, мгла затм…вает небо; я это преодол…ваю; кони обезнож…ли; он остолбен…л; деревни обезлюд…ли; выбер…те и выпиш…те!; я наста…ваю на этом; бесед…вавший со мной; работа прекраще…а, она была естестве…на, пламе…ные чувства, естестве…ость; неслыха…ый случай, нечая…ая встреча, исправле…ая рукопись, стекля…ый стакан, конче…ый человек, глаже…ые в ателье брюки, ноше…ый- переноше…ый костюм.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Я выпил целый стакан.

2. Москва договорилась с Пекином.

3. И звезда с звездою говорит.

4. Глухие тайны мне поручены…

5. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

6. Мы читали Пушкина.

7. В крови горит огонь желаний.

8. Люди в белых халатах помогли ему.

9. Он мой заклятый друг.

10. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.



«Монолог рассказчика, молодого преподавателя высшего военного учебного заведения, вспоминающего об одной из непростых ситуаций в своей жизни, создаёт его речевой портрет. Мы понимаем, что перед нами образованный человек. Он использует в своей речи (А)_____ («иероглифами», «готическим шрифтом», «структуру»). Используя лексическое средство — (Б)_____ («не давая себе спуску» в предложении 41), герой говорит о своём жизненном принципе, в основе которого лежит (В)_____ («быть» — «казаться»). Характеризуя рассказчика, автор использует синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 40)».

Список терминов:

1) синонимы

2) фразеологизм

3) парцелляция

4) диалектизм

5) ряд однородных членов

6) риторический вопрос

7) анафора

8) термины

9) противопоставление


  (40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.



ВАРИАНТ 9

Орфографический минимум

Раз…езд, сверх…аполитичный, навзнич…, наотмаш…, бе…телесный, ужас…ный, до…атый, весну…чатый, доблес…ный воин, дилетан…ский, пес…аный, во…аная игрушка, пост…мпрессионизм, без…нтересный, соч…тание, воз…ми, упасть навзнич…, ре…кий, предл…гать, опас…ный, безжалос…ный, праз…ничный, сумато…ный, панц…рь, прив…легия, агрес…ия, компроми…, плес…нуть водой, безвес…ный, ди…гармония, щ…ка, ч…каться, ч…боты (старые ботинки), ч…рный, идти со свеч…й, восхищаться пейзажем, думать о чужом, медвеж…нок, волч…нок, лягуш…нок, он лж…т, на берегу бушующ…го Терека; остаться с бьющ…мся сердцем; плескавш…еся у моря дети; тишина висит в застывш…м воздух…; монаш…нка, француж…нка, черкеш…нка, зим…шка, доход…шко, завод…шко, амбар…ще, болот…ще, переводч…к, советч…к, пулеметч…к, застройщ…к, ; исповед…вавший это; они проповед…вали это; масл…ый блин; брош…ный камень; купл…ный билет; лиш…ный чувства юмора; непуг…ый зверь; спас…ный ребёнок; правле…ый текст; се…ые травы; вял…ая рыба; дра…ая куртка; рва…ая рана; стира…ое мамой бельё, платье поноше…о; мощё…ые булыжником дороги, малонаезже…ая трасса, лата…ая-перелата…ая шуба, свежегаше…ая известь, сраже…ый этим человек, они увере…ы в победе, незва…ый гость.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

2. Москва договорилась с Пекином.

3. Он мой заклятый друг.

4. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

5. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.

6. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…

7. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.

8. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…

9. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…

10. И какой же русский не любит быстрой езды?


«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_____ («стеклянные глаза» в предложении 24) и (Г)_____ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

Список терминов:

1) антитеза

2) метафора

3) сравнение

4) анафора

5) ряд однородных членов

6) лексический повтор

7) риторический вопрос

8) риторическое восклицание

9) эпитет

 

(23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.






ВАРИАНТ 10

Орфографический минимум

Кристал…, тон…а, тон…ель, обез…ян…ичать, помощ…ник, ко…ьба травы, кон…юнктура, проч… уйти, печ… пироги, транс…европейский, двух…ярусный, вя…кий мёд, неснос…ный человек, мя…кий, дер…кий, пром…кать под дождем, бе…кровный, бе…сильный, бе…шумный, бли…сидящий, и…стари, ро…сказни, во…звание, по…делать, пр…страстный, корыс…ный, д…серт, верн…саж, им…игрант, река теч…т, нет нич…го хорош…го, разбитый паралич…м, свеж… предание, выкорч…вывать пень, жж…нка, упрощ…нность, сраж…н этим, проект прекращ…н, длиннющ…й вагон; дворищ… (двор); ножищ… (нога); ручища…(рука); буря верт…т и крут…т; печь гре…т; дрова тле…т; находиться в томлени…; бомбардировщ…к, прожорл…вый, плох…нький, калмы…кий, декабр…ский; томит…льный; том…к Блока; толщ…на доски; обжорл…вый; обломовщ…на; неслых…ный случай; опира…щийся на трость; опаса…щийся грозы; опазд…вающий на работу, малохоже…ные тропы; цельнокро…ый костюм; гладкокраш…ый холст; малонош…ый плащ; движ…мый этим чувством писатель; колебл…мый ветром шалаш; рискова…ый проект, выдержа…ое вино, его превосходство общепризна…о, ягоды свежезамороже…ы, ножи заржавле…ы и гряз…ы, сестра намере…а уехать, его дерзость намере…а; ориентирова…ый в этом турист; они ориентирова…ы на это.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Спит земля в сиянье голубом.

2. Я выпил целый стакан.

3. Москва договорилась с Пекином.

4. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

5. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

6. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

7. Люди в белых халатах помогли ему.

8. Он мой заклятый друг.

9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.

 

«В тексте автор употребляет различные тропы: (А)_____ («течёт молчаливая людская река» — перенос признаков одного предмета на другой на основании их сходства), (Б)_____ («как колокольчик» в предложении 36). Объясняя свои внутренние ощущения после нечаянно услышанного разговора, автор использует лексическое средство выразительности − (В)_____ («с лёгким сердцем» в предложении 44). Синтаксическое средство выразительности − (Г)_____ (предложения 1, 5) − помогает автору изобразить обстановку, в которой происходит действие, и передаёт настроение героя».

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

3) лексический повтор

4) ряды однородных членов

5) сравнение

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) диалектизм


(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах.

(36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.

(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих.



ВАРИАНТ 11

Орфографический минимум

Раз…езд, сверх…аполитичный, навзнич…, наотмаш…, бе…телесный, ужас…ный, варе…ка, подру…ка, дворня…..ка, мелочи…ка, деву…ка, деревя…ка, под…ячий, пр…давать значение, пр…кратить это, пр…вязаться к собаке, пр…следовать, пр…клоняться перед искусством, пр…клонить голову, сверх…зысканный, ал…юминий, оперет…а, поэте…а, выр…щенный сад, разг…раться, четырех…ярусный, э…игрант, ему всё нипоч…м, кофе горяч…, общ… говорить, бедная кляч…нка, хвощ…вые заросли, поле орош…но, баржа за барж…й, увлечься монтаж…м, ложка с каш…й, …; он обеща…т это; он меня оберега…т; он обесслав…т своё имя; он муча…т меня; это станов…тся ужасающ…м,обманщ…к; оборонит…льный; обор…чка на платье; ткан…вый, тонич…ский стих; огурч…к; однотомн…к; одуванч…к; ожерель…це; опричн…на; оглушит…льный; ; стро…щийся дом; утро, бор…щееся с ночью; знач…щий для меня праздник; проверя…мое учащимся задание; невид…мый самолёт; обвеш…ный оружием воин; обвеш…ные продавцом покупатели; расстрел…ные партизаны; подстрел…ные охотником утки; выкач…ная из бака нефть, ягоды свежезамороже…ы, ножи заржавле…ы и гряз…ы, сестра намере…а уехать, его дерзость намере…а; ориентирова…ый в этом турист; они ориентирова…ы на это; освещё…ая улица; комната освеще…а; святые места оскверне…ы и поруга…ы.

Задание 26 ЕГЭ

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Я выпил целый стакан.

2. Москва договорилась с Пекином.

3. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

4. Не бесследно проходят по земле поколения.

5. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

6. И звезда с звездою говорит.

7. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

8. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.

9. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

10. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!


«Излагая свои взгляды, автор предпочитает воздействовать прежде всего на разум читателя, приводя факты и стараясь убедительно интерпретировать их. Этому служат вводные конструкции, а также такие приёмы, как (А)_____ (в предложениях 4, 24, 30), позволяющее опереться на мнение известных деятелей культуры, и (Б)_____ (предложения 18—19). Вместе с тем Н. Лебедев выражает своё отношение к обсуждаемым вопросам, поэтому в тексте используются такие лексические средства, как (В)_____ («чтиво» в предложении 14), и (Г)_____ («разводят руками» в предложении 15)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) противопоставление

4) фразеологизм

5) цитирование

6) ряды однородных членов

7) эмоционально-оценочная лексика

8) риторическое обращение

9) вопросно-ответная форма изложения

 

(4)Известны слова Горького: «Любите книгу — источник знания»..(14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», — разводят руками издатели…(18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст…(24)«В зале смеялись, — говорил Быков, — но это было давно»…(30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!