Классный час в 1 классе «Разговор о жадности»
Цели и задачи
— формировать представление о доброте и отзывчивости;
— формировать негативное отношение к жадности.
Оборудование
Листы бумаги, карандаши, бубен.
Ход классного часа
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Синие листья»
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зеленый карандаш.
А Катя говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я спросить забыла.
— Ну что ж, спроси еще брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на следующий день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.
Удивилась Катя, побежала за ней.
— Ну что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учительница спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зеленого не было.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берет.
Посмотрела учительница на обеих и говорит:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
Вопросы для обсуждения:
— Что вы можете сказать про Катю?
— Почему Лена не взяла карандаш, когда Катя ей его предложила?
— Как вы понимаете слова учительницы в конце рассказа?
— Кто такая «жадина»?
Упражнение «Мы рисуем»
Давайте попробуем нарисовать жадину. Как вы ее представляете? Как вы думаете, у жадины много друзей? Почему?
Разучивание отрывка из стихотворения Я. Акима «Жадина».
Жадину я ни о чем
Не прошу,
В гости я жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Тренинг «Подарок»
Дети встают в два круга: большой и маленький — лицом друг к другу. По сигналу бубна дети маленького круга «дарят» товарищу из большого круга воображаемую вещь. Затем они меняются ролями.
Учитель. Что вы чувствуете, когда отдаете? А когда получаете?
Послушайте одну историю. Подумайте, прав ли мальчик.
Мама подарила Косте цветные карандаши.
Однажды к Косте пришел его товарищ Витя.
— Давай рисовать.
Костя положил коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый, синий.
— А где же остальные? — спросил Витя.
Костя пожал плечами.
— Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои потеряла... А черный и желтый взял у меня Петя — у него как раз таких не хватало...
— Но ведь ты сам остался без карандашей! — удивился товарищ. — Разве тебе они не нужны?
— Нет, очень нужны, но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел в руках и сказал:
— Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного карандаша нет!
Костя посмотрел на пустую коробку.
— Ну, бери.... Раз уж такой случай ... — пробормотал он.
Вопросы для обсуждения:
— Всегда ли надо отдавать, когда тебя попросят?
— Что можно отдать?
— Как нужно отвечать, если вещь ты отдать не можешь?
Игровые ситуации
Учитель. А сейчас мы разыграем такие ситуации: «Подари мне машинку»; «Подари мне куклу».
Проводится предварительная подготовка.
Дети отвечают на вопросы:
— Как нужно попросить игрушку?
— Что нужно сказать, когда отдаешь игрушку?
— Что нужно сказать, если собираешься отказать товарищу?
После этого дети разыгрывают ситуации.
Итог
Учитель делает вывод о роли доброты и жадности в отношениях между людьми.
Звучит песенка Леопольда «Если добрый ты».