СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по теме "Онтогенез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа составлена по материалом сайта "Решу ОГЭ", "Решу ЕГЭ".

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме "Онтогенез"»

1. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.

 ОРГАН, ТКАНЬ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) кишечник

Б) кровь

B) почки

Г) лёгкие

Д) хрящевая ткань

Е) сердечная мышца

 

1) энтодерма

2) мезодерма

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­рой ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка и за­ро­ды­ше­вым лист­ком, из ко­то­ро­го она сфор­ми­ро­ва­лась.

 СТРУК­ТУ­РА ОР­ГА­НИЗ­МА

 

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК

A) бо­ле­вые ре­цеп­то­ры

Б) во­ло­ся­ной по­кров

B) лимфа и кровь

Г) жи­ро­вая ткань

Д) ног­те­вые пла­стин­ки

 

1) эк­то­дер­ма

2) ме­зо­дер­ма

 3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стью он­то­ге­не­за и груп­пой ор­га­низ­мов, для ко­то­рой она ха­рак­тер­на.

 ОСО­БЕН­НОСТЬ

 

ГРУП­ПА ОР­ГА­НИЗ­МОВ

A) раз­ви­тие из трёх за­ро­ды­ше­вых лист­ков

Б) нерв­ная си­сте­ма диф­фуз­но­го типа

B) раз­мно­же­ние путём поч­ко­ва­ния

Г) раз­ви­тие ор­га­низ­ма из дву­слой­но­го за­ро­ды­ша

Д) на­ли­чие си­стем ор­га­нов

 

1) Ки­шеч­но­по­лост­ные

2) Ма­ло­ще­тин­ко­вые Коль­ча­тые черви

 4. Установите со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми листками, из ко­то­рых они развиваются.

 ОРГАНЫ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) го­лов­ной мозг

Б) печень

В) кровь

Г) кости

Д) под­же­лу­доч­ная железа

Е) эпидермис кожи

 

1) эктодерма

2) энтодерма

3) мезодерма

 5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, из ко­то­рых они раз­ви­ва­ют­ся.

 ОР­ГА­НЫ

 

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ

А) го­лов­ной мозг

Б) тон­кая кишка

В) хрящи

Г) мышцы

Д) под­же­лу­доч­ная же­ле­за

Е) во­ло­сы

 

1) эк­то­дер­ма

2) эн­то­дер­ма

3) ме­зо­дер­ма

 6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­ра­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОРГАН, ТКАНЬ

 

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК

A) внут­рен­ние сли­зи­стые по­кро­вы

Б) над­по­чеч­ни­ки

B) тка­не­вая жид­кость

Г) лимфа

Д) эпи­те­лий аль­ве­ол

 

1) эн­то­дер­ма

2) ме­зо­дер­ма

7.

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СТРУКТУРЫ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) нервная ткань

Б) кровь

В) скелет

Г) гладкая мышечная ткань

Д) кожный эпидермис

 

1) 1

2) 2

8. Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ОТРЯД

 

ТИПЫ РАЗВИТИЯ

А. чешуекрылые

Б. двукрылые

В. жесткокрылые

Г. прямокрылые

Д. перепончатокрылые

Е. стрекозы

 

1. с неполным превращением

2. с полным превращением

9. Установите соответствие между способами питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИМЕР

 

СПОСОБ ПИТАНИЯ

А) спирогира

Б) пеницилл

В) серобактерия

Г) цианобактерия

Д) дождевой червь

 

1) фототрофный

2) гетеротрофный

3) хемотрофный

 10. Установите соответствие между способом питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИМЕР

 

СПОСОБ ПИТАНИЯ

А) цианобактерии

Б) ламинария

В) бычий цепень

Г) одуванчик

Д) лисица

 

1) автотрофный

2) гетеротрофный

 11. Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 НАСЕКОМЫЕ

 

ТИП РАЗВИТИЯ

А) домашняя муха

Б) майский жук

В) клоп-солдатик

Г) стрекоза коромысло

Д) бабочка павлиний глаз

Е) таракан

 

1) с полным превращением

2) с неполным превращением

 12. Установите соответствие между организмами и особенностями строения тела: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР ЯВЛЕНИЯ

 

Строение

А) хлорелла

Б) дрожжи

В) планария

Г) пеницилл

Д) медуза

Е) сенная палочка

 

1) одноклеточные

2) многоклеточные

 13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и эта­па­ми он­то­ге­не­за жи­вот­ных: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 ПРО­ЦЕС­СЫ

 

ЭТАПЫ ОН­ТО­ГЕ­НЕ­ЗА

А) дроб­ле­ние зи­го­ты

Б) га­стру­ля­ция

В) ме­та­мор­фоз

Г) фор­ми­ро­ва­ние ли­чин­ки

Д) ор­га­но­ге­нез

Е) фор­ми­ро­ва­ние бла­сту­лы

 

1) эм­бри­о­наль­ный

2) по­ст­эм­бри­о­наль­ный

 14. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

 1) эмбриогенезом 2) филогенезом 3) онтогенезом 4) ароморфозом

15. Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности — это

 1) филогенез 2) онтогенез 3) партеногенез 4) эмбриогенез

16. Как называется период развития цыпленка в яйце

 1) эмбриональный 2) постэмбриональный 3) эволюционный 4) онтогенетический

17. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов не имеет ста­дии ней­ру­лы в своём онтогенезе?

 1) ка­рась 2) ланцетник 3) пла­на­рия 4) человек

18. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?

А. В эмбриональном периоде развития животных происходит увеличение числа клеток, а потом и их дифференцировка.

Б. Процесс образования двуслойного зародыша происходит в период дробления при делении бластомеров.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Нервная трубка закладывается у зародыша хордовых на стадии

 1) зиготы 2) бластулы 3) нейрулы 4) гаструлы

20. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий раз­ви­тия печёноч­но­го со­саль­щи­ка, на­чи­ная с вы­де­ле­ния яиц окон­ча­тель­ным хо­зя­и­ном во внеш­нюю среду. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

  1) об­ра­зо­ва­ние цисты

2) внед­ре­ние ли­чин­ки в тело ма­ло­го пру­до­ви­ка

3) раз­мно­же­ние ли­чин­ки

4) выход ли­чин­ки из яиц в воде

5) при­креп­ле­ние хво­ста­той ли­чин­ки к вод­ным пред­ме­там

6) выход ли­чин­ки из тела ма­ло­го пру­до­ви­ка

21. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРОЦЕССЫ

 

СТАДИИ

А) образуется однослойный зародыш

Б) формируется мезодерма

В) образуется двуслойный зародыш

Г) образуется вторичная полость тела

Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк

Е) начинается органогенез

 

1) бластула

2) гаструла

3) нейрула

 22. Можно ли из яйца, купленного в продуктовом магазине, в который яйца поставляются с птицефабрики, вывести цыпленка? Почему?

23.  Все при­ведённые ниже тер­ми­ны, кроме двух, ис­поль­зу­ют для опи­са­ния ста­дии га­стру­лы в эм­брио­ге­не­зе хор­до­вых жи­вот­ных. Опре­де­ли­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) фор­ми­ро­ва­ние эн­то­дер­мы 2) за­ро­дыш из од­но­го слоя кле­ток 3) впя­чи­ва­ние части за­ро­ды­ша внутрь 4) ор­га­но­ге­нез 5) фор­ми­ро­ва­ние по­ло­сти пер­вич­ной кишки



24. Почему беременной женщине опасно употреблять многие лекарства и алкоголь? В какой период развития зародыша это особенно опасно? Ответ поясните.

25. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания эмбрионального развития хордовых животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  1) гаструляция 2) метаморфоз 3) личинка 4) дробление 5) органогенез

26. Определите по­сле­до­ва­тель­ность стадий по­ст­эм­бри­о­наль­но­го развития жука-плавунца  1) личинка, взрос­лая особь, куколка 2) куколка, личинка, взрос­лая особь

3) личинка, куколка, взрос­лая особь 4) куколка, взрос­лая особь, личинка



28. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия од­но­лет­не­го по­кры­то­се­мен­но­го рас­те­ния из се­ме­ни  1) пло­до­но­ше­ние и со­зре­ва­ние семян 2) рост и раз­ви­тие ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов 3) цве­те­ние и опы­ле­ние 4) об­ра­зо­ва­ние и фор­ми­ро­ва­ние за­ро­ды­ша 5) про­рас­та­ние се­ме­ни







29. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла мха (на при­ме­ре ку­куш­ки­но­го льна) на­чи­ная с зи­го­ты.  1) об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты 2) об­ра­зо­ва­ние по­ло­вых кле­ток на ли­сто­сте­бель­ном рас­те­нии 3) об­ра­зо­ва­ние ко­ро­боч­ки на ножке 4) об­ра­зо­ва­ние га­п­ло­ид­ных спор мей­о­зом 5) об­ра­зо­ва­ние ли­сто­сте­бель­но­го рас­те­ния из споры 6) ми­гра­ция спер­ма­то­зо­и­да к яй­це­клет­ке

30. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий жиз­нен­но­го цикла па­по­рот­ни­ка на­чи­ная с зи­го­ты.  1) об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты 2) про­рас­та­ние споры, об­ра­зо­ва­ние за­рост­ка 3) фор­ми­ро­ва­ние по­ло­вых кле­ток в за­рост­ке 4) об­ра­зо­ва­ние кор­не­ви­ща из зи­го­ты 5) об­ра­зо­ва­ние спор на ли­стьях 6) рост ли­стьев из кор­не­ви­ща

31. У насекомых с неполным превращением  1) три стадии развития 2) внешнее оплодотворение 3) личинка похожа на кольчатого червя 4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым 5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) личинка превращается во взрослое насекомое

32. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.

33. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.  1) окисление органических веществ в клетках растений 2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания 3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении 4) поглощение углекислого газа из атмосферы 5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза

34. Установите последовательность этапов размножения куста отводками. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.   1) сделать косой надрез длиной 5 см, глубиной примерно до середины стебля 2) присыпать место надреза грунтом 3) разрыхлить почву вокруг куста на глубину 30 см 4) часть побега с надрезом прикрепить к почве шпилькой 5) на расстоянии 30 см от конца побега оборвать листья, оставив голый стебель




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!