1. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
ОРГАН, ТКАНЬ | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) кишечник Б) кровь B) почки Г) лёгкие Д) хрящевая ткань Е) сердечная мышца | | 1) энтодерма 2) мезодерма |
2. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) болевые рецепторы Б) волосяной покров B) лимфа и кровь Г) жировая ткань Д) ногтевые пластинки | | 1) эктодерма 2) мезодерма |
3. Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ | | ГРУППА ОРГАНИЗМОВ |
A) развитие из трёх зародышевых листков Б) нервная система диффузного типа B) размножение путём почкования Г) развитие организма из двуслойного зародыша Д) наличие систем органов | | 1) Кишечнополостные 2) Малощетинковые Кольчатые черви |
4. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
ОРГАНЫ | | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
А) головной мозг Б) печень В) кровь Г) кости Д) поджелудочная железа Е) эпидермис кожи | | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
5. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.
ОРГАНЫ | | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
А) головной мозг Б) тонкая кишка В) хрящи Г) мышцы Д) поджелудочная железа Е) волосы | | 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма |
6. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАН, ТКАНЬ | | ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК |
A) внутренние слизистые покровы Б) надпочечники B) тканевая жидкость Г) лимфа Д) эпителий альвеол | | 1) энтодерма 2) мезодерма |
7.
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ | | ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ |
А) нервная ткань Б) кровь В) скелет Г) гладкая мышечная ткань Д) кожный эпидермис | | 1) 1 2) 2 |
8. Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТРЯД | | ТИПЫ РАЗВИТИЯ |
А. чешуекрылые Б. двукрылые В. жесткокрылые Г. прямокрылые Д. перепончатокрылые Е. стрекозы | | 1. с неполным превращением 2. с полным превращением |
9. Установите соответствие между способами питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | | СПОСОБ ПИТАНИЯ |
А) спирогира Б) пеницилл В) серобактерия Г) цианобактерия Д) дождевой червь | | 1) фототрофный 2) гетеротрофный 3) хемотрофный |
10. Установите соответствие между способом питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | | СПОСОБ ПИТАНИЯ |
А) цианобактерии Б) ламинария В) бычий цепень Г) одуванчик Д) лисица | | 1) автотрофный 2) гетеротрофный |
11. Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАСЕКОМЫЕ | | ТИП РАЗВИТИЯ |
А) домашняя муха Б) майский жук В) клоп-солдатик Г) стрекоза коромысло Д) бабочка павлиний глаз Е) таракан | | 1) с полным превращением 2) с неполным превращением |
12. Установите соответствие между организмами и особенностями строения тела: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР ЯВЛЕНИЯ | | Строение |
А) хлорелла Б) дрожжи В) планария Г) пеницилл Д) медуза Е) сенная палочка | | 1) одноклеточные 2) многоклеточные |
13. Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ | | ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА |
А) дробление зиготы Б) гаструляция В) метаморфоз Г) формирование личинки Д) органогенез Е) формирование бластулы | | 1) эмбриональный 2) постэмбриональный |
14. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют
1) эмбриогенезом 2) филогенезом 3) онтогенезом 4) ароморфозом
15. Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности — это
1) филогенез 2) онтогенез 3) партеногенез 4) эмбриогенез
16. Как называется период развития цыпленка в яйце
1) эмбриональный 2) постэмбриональный 3) эволюционный 4) онтогенетический
17. Какой из перечисленных организмов не имеет стадии нейрулы в своём онтогенезе?
1) карась 2) ланцетник 3) планария 4) человек
18. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?
А. В эмбриональном периоде развития животных происходит увеличение числа клеток, а потом и их дифференцировка.
Б. Процесс образования двуслойного зародыша происходит в период дробления при делении бластомеров.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Нервная трубка закладывается у зародыша хордовых на стадии
1) зиготы 2) бластулы 3) нейрулы 4) гаструлы
20. Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование цисты
2) внедрение личинки в тело малого прудовика
3) размножение личинки
4) выход личинки из яиц в воде
5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам
6) выход личинки из тела малого прудовика
21. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ | | СТАДИИ |
А) образуется однослойный зародыш Б) формируется мезодерма В) образуется двуслойный зародыш Г) образуется вторичная полость тела Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк Е) начинается органогенез | | 1) бластула 2) гаструла 3) нейрула |
22. Можно ли из яйца, купленного в продуктовом магазине, в который яйца поставляются с птицефабрики, вывести цыпленка? Почему?
23. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания стадии гаструлы в эмбриогенезе хордовых животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) формирование энтодермы 2) зародыш из одного слоя клеток 3) впячивание части зародыша внутрь 4) органогенез 5) формирование полости первичной кишки
24. Почему беременной женщине опасно употреблять многие лекарства и алкоголь? В какой период развития зародыша это особенно опасно? Ответ поясните.
25. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания эмбрионального развития хордовых животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) гаструляция 2) метаморфоз 3) личинка 4) дробление 5) органогенез
26. Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца 1) личинка, взрослая особь, куколка 2) куколка, личинка, взрослая особь
3) личинка, куколка, взрослая особь 4) куколка, взрослая особь, личинка
28. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени 1) плодоношение и созревание семян 2) рост и развитие вегетативных органов 3) цветение и опыление 4) образование и формирование зародыша 5) прорастание семени
29. Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла мха (на примере кукушкиного льна) начиная с зиготы. 1) образование зиготы 2) образование половых клеток на листостебельном растении 3) образование коробочки на ножке 4) образование гаплоидных спор мейозом 5) образование листостебельного растения из споры 6) миграция сперматозоида к яйцеклетке
30. Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла папоротника начиная с зиготы. 1) образование зиготы 2) прорастание споры, образование заростка 3) формирование половых клеток в заростке 4) образование корневища из зиготы 5) образование спор на листьях 6) рост листьев из корневища
31. У насекомых с неполным превращением 1) три стадии развития 2) внешнее оплодотворение 3) личинка похожа на кольчатого червя 4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым 5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) личинка превращается во взрослое насекомое
32. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.
33. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы. 1) окисление органических веществ в клетках растений 2) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания 3) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении 4) поглощение углекислого газа из атмосферы 5) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
34. Установите последовательность этапов размножения куста отводками. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) сделать косой надрез длиной 5 см, глубиной примерно до середины стебля 2) присыпать место надреза грунтом 3) разрыхлить почву вокруг куста на глубину 30 см 4) часть побега с надрезом прикрепить к почве шпилькой 5) на расстоянии 30 см от конца побега оборвать листья, оставив голый стебель