Контрольная работа № 7 по теме: «Органы чувств. Анализаторы».
Вариант № 1
1. Тест (задания с выбором одного правильного ответа)
1. Какой из отделов анализатора обрабатывает полученную информацию: а) рецептор, б) вставочный нейрон, в) мозговые центры, г) чувствительный нейрон.
2. Хрусталик формирует на сетчатке: а) нормальное изображение предмета, б) перевёрнутое, уменьшенное изображение, в) перевёрнутое, увеличенное изображение, г) никакого изображения.
3. Непосредственно к барабанной перепонке прикрепляется: а) улитка, б) стремечко, в) молоточек, г) наковальня.
4. Участок языка, с помощью которого воспринимается сладкий вкус: а) корень, б) центр, в) кончик, г) боковые поверхности.
5. Вкусовая зона больших полушарий находится: а) в теменных долях, б) в затылочных долях, в) в височных долях снаружи, г) в височных долях внутри.
6. Тактильные (осязательные) рецепторы находятся: а) в толще кожи, б) в полукружных каналах, в) в носовой полости, г) на поверхности костей.
2. Установите соответствие между зрительными рецепторами и их признаками.
Признак | Зрительные рецепторы |
А. Воспринимают цвет Б. Образуют жёлтое пятно В. Расположены на периферии сетчатки Г. Возбуждаются при ярком свете Д. Не воспринимают цвет Е. Возбуждаются при сумеречном свете | 1. Палочки 2. Колбочки |
3. Выберите ТРИ правильных ответа из предложенных:
а) сосудистая оболочка глаза прозрачная
б) в сетчатке больше колбочек, чем палочек
в) слепое пятно – это область наилучшего видения предметов
г) хрусталик эластичен и способен менять кривизну
д) рецепторы сетчатки – колбочки и палочки
е) зрительное ощущение возникает в зрительной зоне коры больших полушарий
(В ответе запишите ряд букв).
4. Установите последовательность восприятия звука:
А. колебание перепонки овального окна
Б. раздражение слуховых рецепторов
В. колебание жидкости в улитке
Г. возникновение нервного импульса в слуховых рецепторах
Д. передача нервного импульса по слуховому нерву в височные доли коры больших полушарий головного мозга
(
В ответе запишите ряд букв).
5. Что обозначено на рисунке цифрами 5, 8, 10?
………………………………………………………….
6. Закончите составление текста, в котором даны первое (1) и последнее предложения (8). Расположите предложения 2 – 7 в такой последовательности, чтобы текст получился логически связанным. Озаглавьте текст.
……………………….
(1) Обоняние позволяет различать запахи веществ, даже если они содержатся в воздухе в небольшом количестве. (2) В её слизистой оболочке расположено много обонятельных рецепторов. (3) Мозг человека получает информацию о пахучих веществах. (4) Они раздражаются пахучими газообразными веществами. (5) Эти клетки имеют многочисленные микроворсинки. (6) Импульсы от рецепторов по обонятельному нерву поступают в обонятельную зону коры больших полушарий головного мозга. (7) Орган обоняния расположен в верхней носовой раковине. (8) Это даёт человеку возможность почувствовать запах несвежей пищи, предупреждает о наличии в воздухе вредных газов и т.д.
7. Поясните термины:
Жёлтое пятно……………………
Улитка ……………………….
8. Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Почему опасно вдыхать химические вещества?
Контрольная работа № 7 по теме: «Органы чувств. Анализаторы».
Вариант № 2
1. Тест (задания с выбором одного правильного ответа)
1. Затылочная зона коры больших полушарий отвечает за работу анализатора: а) слухового, б) обонятельного , в) зрительного, г) вкусового.
2. Слепое пятно это: а) место в котором находятся только палочки, б) место выхода зрительного нерва, в) место в котором находятся только колбочки, г) место наилучшего видения
3. Звуковая волна вызывает в первую очередь: а) колебания волосковых клеток, б) колебания жидкости улитки, в) колебания мембраны улитки, г) колебания барабанной перепонки.
4. Участок языка, с помощью которого воспринимается сладкий вкус: а) корень, б) центр, в) кончик, г) боковые поверхности.
5. Орган вкуса реагирует на вещества: а) твёрдые, б) жидкие, в) газообразные, г) в любом агрегатном состоянии.
6. В какую зону коры головного мозга передаётся возбуждение от тактильных (осязательных) рецепторов: а) в двигательную, б) в кожно-мышечную, в) в зрительную, г) в слуховую.
2. Установите соответствие между отделом органа слуха и его элементами.
Элемент отдела органа слуха | Отдел органа слуха |
А. Улитка Б. Ушная раковина В. Молоточек Г. Наружный слуховой проход Д. Барабанная перепонка Е. Наковальня и стремечко | 1. Наружное ухо 2. Среднее ухо 3. Внутреннее ухо |
3. Выберите ТРИ правильных ответа из предложенных:
а) сосудистая оболочка глаза прозрачная
б) в сетчатке больше колбочек, чем палочек
в) слепое пятно – это область наилучшего видения предметов
г) хрусталик эластичен и способен менять кривизну
д) рецепторы сетчатки – колбочки и палочки
е) зрительное ощущение возникает в зрительной зоне коры больших полушарий
(В ответе запишите ряд букв).
4. Установите последовательность передачи световых сигналов к зрительным рецепторам:
А. стекловидное тело
Б. хрусталик
В. палочки и колбочки
Г. роговица
Д
. зрачок
(В ответе запишите ряд букв).
5. Что обозначено на рисунке цифрами 3, 4, 5?
………………………………………………………….
6. Закончите составление текста, в котором даны первое (1) и последнее предложения (8). Расположите предложения 2 – 7 в такой последовательности, чтобы текст получился логически связанным. Озаглавьте текст.
……………………….
(1) Осязательные рецепторы располагаются в коже. (2) Она находится в теменной доле коры больших полушарий головного мозга. (3) Возбуждение по нервам передаётся в головной мозг – в зону кожно-мышечной чувствительности. (4) Оно даёт представление о поверхности предмета, его форме, размере, массе. (5) Чувство боли предохраняет организм от травм, сообщает о возникновении заболевания. (6) Значение осязания для организма очень велико. (7) Они возбуждаются при прикосновении, давлении, воздействии высокой или низкой температуры. (8) Ощущение давления помогает ориентироваться в пространстве.
7. Поясните термины:
Радужка……………………
Среднее ухо ……………………….
8. Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Назовите несколько причин нарушения зрения.