Из опыта работы
У меня, как у учителя, работающего четвёртый год по новым образовательным стандартам, сложилась система мониторинга качества образования по отслеживанию уровня сформированности предметных и метапредметных учебных действий учащихся.
При организации мониторинга соблюдаю следующие условия: (слайд 1)
продолжительность во времени (все 4 года обучения в начальной школе);
систематичность (при проведении базового предметного мониторинга 1 раз в четверть, при проведении тематического предметного мониторинга от 3 и больше работ и т.д.);
сравнимость (с результатами предыдущих работ);
объективность.
При проведении анализа работ я пользуюсь текстовой аналитической справкой, схемами, графиками, таблицами, диаграммами, возможно их сочетание (слайд 2)
Предметный мониторинг:
При проведении предметного мониторинга в своей работе я использую базовый и тематический контроль (слайд 3)
Базовый состоит из контрольных работ:
В начале каждого года провожу диагностические работы (входной контроль), цель которых – определение уровня качества знаний в начале обучения. В конце каждой четверти провожу мониторинг по планируемым результатам.
После чего оформляю листы учёта и контроля знаний в виде таблиц:
(слайд 4,5)
Такая обработка результатов позволяет увидеть:
по горизонтали – слабоуспевающих учащихся,
какой процент базового и повышенного уровней смог выполнить ученик;
по вертикали – какие темы хуже усвоены обучающимися
После анализа этих работ выделяю группы детей для дальнейшей коррекционной работы, а также параллельно веду работу с родителями (составляю программы).
На основании приведённой таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика (слайд 6)
Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и даёт возможность быстрого сравнения итогов
(слайд 7)
Проведя сравнительный анализ, делаем вывод: к концу учебного года некоторые ребята остались на прежнем уровне, у кого- то повысилась или снизилась степень обученности.
В коррекционной работе с группами обучающихся мне помогает тематический мониторинг, который также провожу по планируемым результатам. Например, по математике в разделе «Арифметические действия» выпускник научится
(слайд 8)
Провожу несколько самостоятельных или проверочных работ, после каждой работы данные заношу в таблицу. Между выполнением этих работ при подготовке к урокам включаю различные виды заданий, направленные на коррекцию нарушений.
Результаты учебных достижений по каждой теме оформляю в виде диаграммы качества знаний (слайд 9)
Данный мониторинг позволяет мне получить: (слайд 10)
объективную динамику образования ученика за определенный период обучения;
возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
В обзорной ведомости техники чтения видно, что несмотря на то, что некоторые учащиеся читают не выше нормы, а то и ниже, динамика роста чтения у всех положительная (слайд 11, 12)
Метапредметный мониторинг:
В конце каждого года я, как и все учителя начальной школы, провожу комплексную работу, направленную на отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся. Результаты заношу в таблицу электронных шаблонов (3.2а), диаграммы выходят готовые.
Здесь также прилагаются уже разработанные карты наблюдений за индивидуальными достижениями учащихся + диаграмма (шаблон 3.3а)
Сравнительный анализ результатов комплексных работ показал, что положительная динамика формирования УУД у учащихся на конец 1 класса составила от 25٪ до 40٪
2 класса - от 25٪ до 50٪
3 класса - от 15٪ до 60٪ (слайд 22)
Вывод: главная цель мониторинга – помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.