СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение уроков внеклассного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендации для проведения урока внеклассного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Проведение уроков внеклассного чтения»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»











ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Тема : «Проведение уроков внеклассного чтения»







Подготовила:

учитель начальных классов

Седунова Т.В






30.03.17 г.

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы.

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность. И самое главное — они должны быть современны, интересны сегодняшнему школьнику. Ведь жизненный опыт детей ещё крайне невелик, а реальное окружение чаще всего мало что может добавить к этому опыту. Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней — вот что может сделать детская литература и детская книга. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по настоящему       хорошая.  Естественно, что тематика урока внеклассного чтения не должна формироваться в отрыве от тематики уроков литературного чтения. Чаще всего она связана с детской классикой, которая всегда интересна и всегда актуальна. Так, если например, на уроках литературного чтения изучали какое-то одно произведение Н. Н. Носова, то на уроках внеклассного чтения, в процессе самостоятельной подготовки, учащиеся знакомятся и с другими произведениями этого детского писателя. Изучение классического произведения о природе может перерасти в тему внеклассного чтения «Русские поэты-классики о природе» и т.д. Как видим, урок внеклассного чтения в начальной школе по своему строению может быть монографическим или тематическим. К нему учащиеся подбирают книги самостоятельно, вместе с учителем, готовят выставки с библиотекарем. Таким образом,  формируются знания о доступном круге чтения.

В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно.

Структура урока внеклассного чтения на основном этапе следующая:
•        рассматривание учащимися выставки книг по теме урока и отбор для обсуждения тех, которые наиболее понравились, вызвали интерес с точки зрения         сюжета       и         оформления;
•        анализ прочитанных книг (рассказывание, зачитывание, инсценирование, викторины,                   литературные     игры и       т.д.);
•        знакомство          с        новой         темой         чтения;
•        специальные упражнения по определению содержания книги по её элементам: 1) закрепление умения выбора книги по фамилии автора, заглавию, соотнесение текстов и рисунков на обложке, определение темы чтения по ряду книг, соотнесение книги с автором или автора с книгой и т.д.; 2) соотнесение приобретённых знаний с новыми элементами книги: подзаголовок, фамилия художника-иллюстратора, год издания, издательство; 3) выбор книги по всем её справочным элементам: аннотации, заглавию, предисловию      и       т.д.).

Уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач. Рассмотрим эти требования.

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка  из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или « Что тебе особенно в ней понравилось?» На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.

5.Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу cтраницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6.      Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

7.      Беседа на уроках внеклассного чтения, как уже говорилось, используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых: элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, чем обычно, на развернутые, неодносложные ответы, на привлечение дополнительных сведений – из жизни, из других книг.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!