Итоговая проверочная работа по биологии(5 класс).
Спецификация итоговой проверочной работы.
1.Назначение работы.
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения.
Предлагаемая работа предполагает включение заданий метапредметного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
2.Цель итоговой контрольной работы: оценить качество общеобразовательной подготовки пятиклассников по биологии и дифференцировать учащихся по степени готовности к продолжению обучения по биологии.
Основой разработки вариантов работы является Федеральный государственный стандарт основного общего образования и примерная государственная программа по биологии для общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарёвой.,В.С. Кумченко и др.(Биология: 5-9: программа.-М.: Вентана-Граф, 2012.-304 с.
Материал итоговой контрольной работы направлен на проверку усвоения пятиклассниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса « Биология –наука о животном мире», «Многообразие живых организмов», «Жизнь организмов на планете Земля», «Человек на планете Земля».Связь работы с ГИА и ЕГЭ проявляется в построении структуры КИМ.
3. Структура работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 18 заданий и состоит из двух частей. Часть I( А) содержит 15 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности. Часть II(В)- содержит три задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задание на определение соответствия; 3- задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий.
План работы:
А1- основные признаки живого;
А2- разнообразие биологических наук;
А3- методы изучения природы;
А4-строение клетки;
А5- химический состав клетки;
А6- бактерии и грибы;
А7- водоросли, мхи, папоротники;
А8- голосеменные, покрытосеменные;
А9-беспозвоночные животные;
А10- позвоночные животные;
А11- три среды обитания организмов;
А12-природные зоны Земли;
А13- предки человека, их характерные черты и образ жизни;
А14- основные экологические проблемы нашей планеты;
А15- редкие и исчезающие виды растений и животных;
В1-умение проводить множественный выбор;
В2-умение устанавливать соответствие;
В-3 умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных
3. Распределение заданий по основным группам предметных действий.
-Задания уровня А (тесты с одним правильным ответом), позволяют прежде всего определить уровень предметных УУД: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; объяснение роли различных организмов в жизни человека; сравнение биологических объектов и процессов; умение делать выводы на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе и основ сохранения здорового образа жизни.
-Задания уровня В ( первое задание по выбору трёх правильных ответов из шести, второе задание на соответствие, третье- знание биологических терминов и понятий); позволяют выявить уровень сформированности метопредметных и личностных УУД: овладение умением давать определения, понятия, делать выводы; умение анализировать и оценивать информацию; сформированность познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.
4. Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня(задания части А и В1) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В2- В3)от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов -20
5.Продолжительность работы 40 минут.
6.Кодификатор итоговой контрольной работы
ЧАСТЬ А
| 1 вариант | 2 вариант |
А1 | 3 | 4 |
А2 | 4 | 1 |
А3 | 1 | 3 |
А4 | 4 | 2 |
А5 | 2 | 2 |
А6 | 2 | 1 |
А7 | 2 | 3 |
А8 | 1 | 4 |
А9 | 3 | 4 |
А10 | 4 | 3 |
А11 | 1 | 1 |
А12 | 2 | 1 |
А13 | 2 | 1 |
А14 | 4 | 2 |
А15 | 1 | 3 |
ЧАСТЬ В
| 1 вариант | 2 вариант |
В1 | 134 | 235 |
В2 | 131232 | 311232 |
Задание В3
1 вариант
Ответ:3241
Каждая клетка имеет три главные части: наружную мембрану, которая одевает клетку, цитоплазму-полужидкую массу, которая составляет основное содержимое клетки, и ядро- небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.
2 вариант
Ответ:61243586279
Ученые в своей работе пользуются такими увеличительными приборами , как лупа и микроскоп. Главной частью этих приборов являются увеличительные стекла- линзы. Лупы бывают ручными и штативными. Более сложным увеличительным прибором является микроскоп. Он бывает световой и электронный.
Вариант 1
Часть А
Выберите один верный ответ из четырех предложенных
А1. Процесс получения из окружающей среды питательных веществ называется:
1)дыхание
2)размножение
3)питание
4)обмен веществ
А2. Биология- это наука о
1)веществах
2)клетках
3)небесных телах
4)живой природе
А3. Для определения сроков распускания почек, цветения, образования плодов пользуются методом:
1)наблюдения
2)эксперимента
3)измерения
4)вычисления
А4. Клеточное строение имеют:
1)все природные тела
2)только животные
3)только растения
4)все живые существа
А5. Органические вещества клетки, отвечающие за хранение и передачу наследственной информации, называются:
1)белки
2)нуклеиновые кислоты
3)углеводы
4)жиры
А6. Ядра Не имеют клетки:
1)животных
2)бактерий
3)растений
4)грибов
А7. Самые древние растения:
1)голосеменные
2)водоросли
3)папоротники
4)мхи
А8. Отличительным признаком покрытосеменных растений является:
наличие плода и цветка
наличие корней
наличие семян
отсутствие семян
А9. Отсутствие осевого скелета- это признак:
1)позвоночных
2)простейших
3)беспозвоночных
4)нет верного ответа
А10. Группа позвоночных животных- обитателей только водной среды-
1)земноводные
2)птицы
3)пресмыкающихся
4)рыбы
А11. Часть природы, в которой обитает живой организм
1)среда обитания
2)лес
3)болото
4)луг
А12. Природная зона, основу которой составляют хвойные леса:
1)тундра
2)тайга
3)смешанный лес
4)влажный тропический лес
А13. Кого считают предком человека и человекообразных обезьян?
1)неандертальца
2)австралопитека
3)дриопитека
4)кроманьонца
А14. Вещества, испускающие особые, очень вредные для живого лучи, называются:
1)минеральные
2)органические
3)химические
4)радиоактивные
А15. Название животного, занесенного в Красную книгу:
выхухоль 4)черный ворон
волк
воробей
Часть В
В1. Выберите три верных ответа из шести предложенных
К членистоногим относятся:
1)речной рак; 2)осьминог; 3)капустная белянка; 4)паук-крестовик; 5)дождевой червь; 6)пресноводная гидра.
Ответ______________
В2. Установите соответствие между природными зонами и их обитателями. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ | ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ |
А)ягуар Б)кабан В)ленивец Г)скорпион Д)жук-олень Е)саксаул | 1)влажный тропический лес |
2)пустыня |
3)смешанный лес |
Ответ:
В3. Включите в биологический текст цифры пропущенных терминов из числа предложенных.
Каждая клетка имеет _____главные части:______________ ________, которая одевает клетку, __________-полужидкую массу, которая составляет основное содержимое клетки, и ________________- небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.
Вариант 2
Часть А
Выберите один верный ответ из четырех предложенных
А1. Процесс удаления образовавшихся в процессе жизнедеятельности ненужных веществ называется:
1)питание
2)размножение
3)движение
4)выделение
А2. Физиология- это наука о
процесс жизнедеятельности организма
клетках
небесных телах
живой природе
А3. Для определения длины и массы тела животного пользуются методом:
1)наблюдения
2)эксперимента
3)измерения
4)вычисления
А4. Ученый, открывший клетку:
1)К.Линней
2)Р.Гук
3)И.П. Павлов
4)Н.Коперник
А5. Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме:
1)соли фосфора
2)вода
3)соли железа
4)соли кальция
А6. Заболевание, вызываемое бактериями:
1)ангина
2)грипп
3)ветряная оспа
4)СПИД
А7. Группа растений, у которых впервые появились корни:
1)голосеменные
2)водоросли
3)папоротники
4)мхи
А8. Семена есть у:
1)ламинарии
2)сфагнума
3)хлореллы
4)лиственницы
А9. Отличительный признак простейших:
1)живут в водной среде
2)микроскопические размеры
3)наличие ядра в клетке
4)свойственны все жизненные функции живого организма
А10. Первые настоящие наземные позвоночные животные:
1)земноводные
2)птицы
3)пресмыкающиеся
4)рыбы
А11. В наземно-воздушной среде обитания достаточно:
Света и кислорода
Кислорода и воды
Воды и света
Тепла и воды
А12. Природная зона, в которой грибы выше деревьев
Тундра
Тайга
Смешанный лес
Влажный тропический лес
А13.Время появления первых людей:
2 млн. лет назад
5-7 млн. лет назад
500 тыс. лет назад
10 млн.лет назад
А14.Слой атмосферы, защищающий Землю от губительных ультрафиолетовых лучей:
1)тропосфера
2)озоновый
3)стратосфера
4)ионосфера
А15. Название растения занесенного в Красную книгу:
1)мать-и- мачеха
2)зверобой
3)венерин башмачок
4)клевер
Часть В
В1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.
В саванне встречаются:
1)тигр; 2)баобаб; 3)зебра; 4) анаконда; 5) жираф; 6) белка.
Ответ______________
В2. Установите соответствие между группами растений и их представлениями. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЯ | ГРУППЫ РАСТЕНИЙ |
А)лиственница Б)спирогира В)ламинария Г)щитовник Д)пихта Е)кочедыжник | 1) водоросли |
2) папоротники |
3)голосеменные |
Ответ:
В3. Включите в биологический текст цифры пропущенных терминов из числа предложенных.
Ученые в своей работе пользуются такими _____________приборами , как ______и____________. Главной частью этих приборов являются ____________________стекла-__________. ______________бывают ______________и штативными. Более сложным _______________прибором является_____________. Он бывает __________и____________.
1-лупа 6- увеличительным
2-микроскоп 7-световой
3-линзы 8-ручными
4-увеличительные 9-электронный
5-лупы