СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проводы казака на службу"- интегрированная ООД в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках Региональной программы "Родники Дона" Р.М. Чумичевой, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохиной реализовывается казачий обряд традиционных проводов казаков на службу. Театрализация, казачьи песни и пляски, игра на музыкальных инструментах - основа данного мероприятия. 

Просмотр содержимого документа
«"Проводы казака на службу"- интегрированная ООД в подготовительной группе»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Жемчужинка»










Конспект

организованной образовательной деятельности

по художественно – эстетическому

и познавательному развитию

для детей подготовительной группы

«Проводы казака на службу».






Автор: Абдуллаева М.В.,

музыкальный руководитель.

















Ст.Егорлыкская,

2024г.




Образовательная область: художественно – эстетическое и познавательное развитие.

Возрастная группа: подготовительная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследием донского казачества.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с жизнью и бытом народов, населяющих Донскую землю.

2. Уточнить знания детей о казачьих семейных обрядах.

3. Познакомить детей с обрядом «проводы казака на службу» и традициями, связанными с этим событием.

Развивающие:

1. Приобщать детей к истории и традициям Донского края, духовно-нравственным ценностям своего народа.

2. Развивать художественно-творческие способности средствами регионального фольклора; закрепить умение у детей воспринимать характер казачьей песни; петь лёгким, подвижным звуком, чётко произносить слова.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к родному краю.

2. Стимулировать желание мальчиков стать защитниками Отечества.

Предварительная работа: беседы: «Быт и традиции донского казачества», «Кто такие казаки?», «Казаки – защитники родной земли», «Воинская слава казаков», «Роль боевого коня в службе казака».

Просмотр презентаций: «История донского казачества», «Быт, традиции и семейные обряды казаков», «Жилище казаков».

Разучивание песен «Шли казаки на войну», «Ой, при лужку», «Провожают казаков».

Разучивание танца «Праздничная станичная», разучивание ролей.

Словарная работа:станица, станичники, курень, атаман, братка, рушник, навострять саблю.

Материал и оборудование: интерьер светлицы и казачьего подворья, вещмешки, вышитые платочки, кисеты, сабля, казачьи костюмы, сундук, икона, рушники, музыка, бубны, бубенцы, барабан, узелок с землей.









ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят под музыку, приветствуют гостей: «Здорово дневали, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость!», становятся полукругом.

Исполняется гимн казачества «Тихий Дон».

Дети рассаживаются.

Музыкальный руководитель: Здорово живете, станичники! Здорово дневали, казачата! Собрались мы сегодня с вамит на казачий круг вспомнить традиционные казачьи обряды (на экране высвечиваются фотографии обрядов, дети их называют: сватовство, свадьба, рождение ребёнка, проводы на войну, встреча казака с войны). Известно, что в послевоенные годы на Дону сложился устойчивый обряд – «проводы казака на службу». Этому способствовала сама атмосфера в послевоенное время, когда в обществе было уважительное отношение к человеку военному. А к солдату – в особенности. Престиж службы в армии был невероятно высок. И сегодня, казачата, мы с вами покажем этот обряд.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон

Под музыку дети заняли свои места.

Темно…на экране всходит солнце, кричит петух…на плетне появляются Петушки варежкового театра, кричат (озвучивают дети).

Исполняется «Пляска Петушков».

Хозяйка: Цыпа-цыпа, Петушки,

Алые вы гребешки!

Вас сейчас я покормлю,

Да и по воду пойду! (Петушки дерутся).

Кыш-кыш-кыш…(Петушки разбегаются).

Ох, нелегкий это труд – петушков растить.

(Увидела соседку).

Лучше побегу к соседке я чайку попить!

(Убегает в гости).

Сценка «Соседки».

Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами.

Встречаются:

1.Соседка- Здорово дневала, соседушка.

2.Соседка – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника).

  1. Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.

  2. Да курень мыла, пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.

  1. Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу, соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар.

  2. А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.

  1. Али праздник у вас какой?

  2. Да ты разве не слыхала, соседушка, сынок наш в Армию идеть!

1. Ой, батюшки, вырос уж Андрейка, на службу готовится…ну, поздравляю (кланяется) вас, батьки!

Исполняется «Танец с коромыслами».

(Набрав воду, девицы садятся на завалинку, посплетничать).

1-я казачка: По станице разговоры:

Скоро казакам на сборы!

2-я казачка: Кто из молодых ребят

Едет в этот раз в отряд?

1-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка!

3-я казачка: Ой, пошли к нему, подружки!

Едет в дальнюю станицу,

Надобно нам с ним проститься!

С нами батька Атаман…

(Идут к куреню Громовых).

Атаман: Бог вам в помощь, добрый день!

Это Громовых курень?

Может, не ждали вы гостей

Да серьёзных новостей?

Казаку уже шестнадцать –

Пора службой заниматься!

Завтра двинемся в дорогу,

Собирайтесь понемногу!

Ну, прощайте, я пошёл!

Мать: Может, сядете за стол?

Пообедаем гуртом!

Атаман: Это как-нибудь потом.

Много дел у нас в Управе.

Ну, до встречи на заставе!

Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек!

Драгоценный голубочек!

Не хочу тебя пускать

Саблей вострою махать!

Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик,

А орлом пора взлетать,

Саблей вострою махать!

Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка!

Будет там тебе не сладко!

Потемнеет белый день,

Опустеет наш курень! (обнимает брата)

Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась!

Ничего ведь не случилось! (задумчиво, вспоминает)

Я, вон, деда провожала –

До кумы аж добежала.

Не велел мне горевать,

Говорил: «Так надо, мать!» (вздыхает).

Отец (берет в руки казачье обмундирование, накидывает сыну на плечи, целует его в лоб, приговаривая): Послужи-ка, сынок, славно, продолжи традиции нашего рода казацкого, стародавнего!

Бабушка (вручает внуку оберег с родной землей и приговаривает): Вот тебе, внучок, родная земля. Она сохранит тебя от погибели и приведет живым туда, откуда она взята.

Андрей (обнимает бабушку): Ты, бабуня, не печалься,

Обо мне не огорчайся!

Ведь сегодня ж не война –

Растит воинов страна!

Отец: Мать, икону неси нашу семейную, прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве.

Мать: Иди, Андрейка, под благословение родительское.

Сын становится на колени (на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было») перед отцом и матерью(держит хлеб с солью), целует икону после слов благословения.

Музыкальный руководитель: Молодой казак стоял перед родителями на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было».

Историческое видео: Во имя Отца и Сына и Святого Духа благословляем тебя, сын наш любимый, на службу верную, на службу ратную, помни нас, родителей своих, землю свою родную, не посрами род наш казачий и земляков-станичников, будь верен великим традициям славного казачьего воинства. Аминь.

Мать повязывает рушники со словами: «Служи не тужи», повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».

Музыкальный руководитель: Мать перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, рушниками. Полотенце и рушник символизируют дорогу. Это уподобление до сих пор сохраняется в нашем языке. Мы говорим: «Полотно дороги». И в то же время ткань называется полотном. Кроме того, ткань означает саму жизнь (ткать – жить). Так, перевязывая призывника рушниками и прикрепляя ему платочки, участники обряда негласно желают ему доброго пути.

Входят крёстные отец и мать.


Крёстная мать: Открывайте, кумовья!

Подросли уж сыновья!

Крёстный отец: Сына мы благословляем

Да наказом наставляем:

Не позорь родителей

Да всегда будь бдительным:

Дюже сну не доверяй,

Шашку чаще навостряй!

Крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок шашку.

С шашкой ты казак, Андрей!

Пред врагами не робей!

Крёстная мать: Рушничок я вышивала,

Про Андрейку вспоминала!

В добрый час тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог!

Отдаёт Андрею рушник.

Андрей: Благодарствую на том! (по очереди кланяется всем):

Поклонюсь перед отцом,

Перед матерью, сестрою,

Перед бабушкой седою.

Честь семьи я соблюду,

Дедушку не подведу!

Поют казачью песню «Провожают казаков».

Все выходят во двор, там собрались станичники, юноши с вещмешками, молодые казачки.


Музыкальный руководитель: Обязательным на проводах, когда провожающие шли к месту сбора призывников, было фотографирование, для чего все заходили в ателье. Всеми участниками обряда осознавалась важность и значимость переживаемого момента. Это было обязательным элементом проводов. (Во дворе встречают девчата.)

Первая девушка: Отчего, Андрюш, не весел?

Отчего ты нос повесил?

Вторая девушка: Он за нами заскучал,

Да чуть плакать не начал!

Танец «Люблю я казаченьку»

Отец: Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу проводить. Гуляй, станичники, чтоб ребята наши проводы запомнили и службу верно несли.

Девушка: Эй, девчоночки-подружки,

Веселушки-хохотушки.

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы,

Выходите-ка вперёд.

Чтоб повеселить народ!

Казак: Расписные ложки

Мы возьмём в ладошки.

Раз, два, три,

Заиграют ложкари!


Исполняется «Игра в ложки».

Отец: Тихо, станичники! Атаман слово держать будет.

Атаман: Дорогие земляки, станичники! Сегодня наши молодые казачата отправляются на службу. Мне от имени всего Донского воинства поручено привести их к присяге. На принятие присяги становись! Шапки долой! Смирно! Все молодые казаки становятся в строй лицом к зрителям.

Атаман читает текст присяги по частям, казаки повторяют его хором.


Присяга: НА ХРИСТОВОМ ЖИВОТВОРЯЩЕМ КРЕСТЕ,

НА СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ПРИСЯГАЮ:

СЛУЖИТЬ ВЕРНО СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ,

НЕ ЩАДЯ ГОЛОВЫ И ЖИВОТА, ИМУЩЕСТВА СВОЕГО.

БЕРЕЧЬ КАЗАЧЬЮ ЧЕСТЬ,

ПРИУМНОЖАТЬ ДОСТОЯНИЕ СТАНИЦЫ.

БЕРЕЧЬ КАЗАКОВ.

Вольно, казаки!

Девушка: По старинному казачьему обычаю мы вам дарим вышитые платочки и кисеты.

Отец (обращается к Андрею): Что ж, сынок, сбирайся в путь!

Всё, что слышал, – не забудь!

На прощание, гуртом,

Песню для тебя споём!

Песня «Если хочешь быть военным»(фланкировка)

Пошли по кругу и сели на места.


Музыкальный руководитель: Выход провожаемого со двора был очень значимым моментом. Призывник должен был вернуться во двор. Или что-то преднамеренно забыв, или как бы забыв. И потом уже мать окончательно выводила его со двора платочком: один конец платочка дает ему, за другой – держится сама. Это означало, что он вернется в семью, не забудет, какого он рода и племени.

Отец: По старинному казачьему обычаю пустим папаху по кругу, соберем денег на покупку строевого коня. (Папаха пускается по кругу, все кидают туда деньги.)

Как ложкой, так и шашкой!

Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет.

Казак сам не съест, а коня накормит.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казак в бою, как орёл в небе.

Казак без коня, что воин без ружья.


Музыкальный руководитель: Станичники, соблюдая обычай, соберём средства на покупку строевого коня нашему Андрею!

Атаман: Что ж, станичники, конь нашего новобранца оседлан, за околицей уж заждался, пора в путь-дорожку, на службу верную. На станичников-земляков равняйсь! Налево! С песней вперед!

Под песню «Ой, при лужку» казачата на лошадях выскакивают из зала, девочки машут платочками.

Дети возвращяются. Рефлексия.

Музыкальный руководитель: Вот мы и проводили наших казаков в армию!

Как вы считаете, тяжело новобранцам нести военныю службу? А что их будет оберегать и напоминать о домашнем уюте? (Вышитые платочки и кисеты).

Но не будем мы скучать

Предлагаю поиграть. (Звучит музыка, платочек передают дети по кругу)

Кто платочек в руки взял

Своё мнение сказал.

Проводится «Игра в платочек».

Дети высказываются о проведенной ООД.

Музыкальный руководитель: Друзья! Вы знаете, что кроме традиционных обрядов казаки соблюдали все христианские праздники. А какой же праздник был для них самым главным? (Пасха)

Дети выходят с подарками (яйца из фетра)

Желаем вам счастливой Пасхи

И говорим «Христос воскрес!»

Пусть будет ваша жизнь прекрасной

И, полной света и чудес!



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!