Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жемчужинка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по художественно – эстетическому
и познавательному развитию
для детей подготовительной группы
«Проводы казака на службу».
Автор: Абдуллаева М.В.,
музыкальный руководитель.
Ст.Егорлыкская,
2024г.
Образовательная область: художественно – эстетическое и познавательное развитие.
Возрастная группа: подготовительная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследием донского казачества.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с жизнью и бытом народов, населяющих Донскую землю.
2. Уточнить знания детей о казачьих семейных обрядах.
3. Познакомить детей с обрядом «проводы казака на службу» и традициями, связанными с этим событием.
Развивающие:
1. Приобщать детей к истории и традициям Донского края, духовно-нравственным ценностям своего народа.
2. Развивать художественно-творческие способности средствами регионального фольклора; закрепить умение у детей воспринимать характер казачьей песни; петь лёгким, подвижным звуком, чётко произносить слова.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к родному краю.
2. Стимулировать желание мальчиков стать защитниками Отечества.
Предварительная работа: беседы: «Быт и традиции донского казачества», «Кто такие казаки?», «Казаки – защитники родной земли», «Воинская слава казаков», «Роль боевого коня в службе казака».
Просмотр презентаций: «История донского казачества», «Быт, традиции и семейные обряды казаков», «Жилище казаков».
Разучивание песен «Шли казаки на войну», «Ой, при лужку», «Провожают казаков».
Разучивание танца «Праздничная станичная», разучивание ролей.
Словарная работа:станица, станичники, курень, атаман, братка, рушник, навострять саблю.
Материал и оборудование: интерьер светлицы и казачьего подворья, вещмешки, вышитые платочки, кисеты, сабля, казачьи костюмы, сундук, икона, рушники, музыка, бубны, бубенцы, барабан, узелок с землей.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети заходят под музыку, приветствуют гостей: «Здорово дневали, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость!», становятся полукругом.
Исполняется гимн казачества «Тихий Дон».
Дети рассаживаются.
Музыкальный руководитель: Здорово живете, станичники! Здорово дневали, казачата! Собрались мы сегодня с вамит на казачий круг вспомнить традиционные казачьи обряды (на экране высвечиваются фотографии обрядов, дети их называют: сватовство, свадьба, рождение ребёнка, проводы на войну, встреча казака с войны). Известно, что в послевоенные годы на Дону сложился устойчивый обряд – «проводы казака на службу». Этому способствовала сама атмосфера в послевоенное время, когда в обществе было уважительное отношение к человеку военному. А к солдату – в особенности. Престиж службы в армии был невероятно высок. И сегодня, казачата, мы с вами покажем этот обряд.
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон
Под музыку дети заняли свои места.
Темно…на экране всходит солнце, кричит петух…на плетне появляются Петушки варежкового театра, кричат (озвучивают дети).
Исполняется «Пляска Петушков».
Хозяйка: Цыпа-цыпа, Петушки,
Алые вы гребешки!
Вас сейчас я покормлю,
Да и по воду пойду! (Петушки дерутся).
Кыш-кыш-кыш…(Петушки разбегаются).
Ох, нелегкий это труд – петушков растить.
(Увидела соседку).
Лучше побегу к соседке я чайку попить!
(Убегает в гости).
Сценка «Соседки».
Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами.
Встречаются:
1.Соседка- Здорово дневала, соседушка.
2.Соседка – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника).
Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.
Да курень мыла, пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.
Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу, соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар.
А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.
Али праздник у вас какой?
Да ты разве не слыхала, соседушка, сынок наш в Армию идеть!
1. Ой, батюшки, вырос уж Андрейка, на службу готовится…ну, поздравляю (кланяется) вас, батьки!
Исполняется «Танец с коромыслами».
(Набрав воду, девицы садятся на завалинку, посплетничать).
1-я казачка: По станице разговоры:
Скоро казакам на сборы!
2-я казачка: Кто из молодых ребят
Едет в этот раз в отряд?
1-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка!
3-я казачка: Ой, пошли к нему, подружки!
Едет в дальнюю станицу,
Надобно нам с ним проститься!
С нами батька Атаман…
(Идут к куреню Громовых).
Атаман: Бог вам в помощь, добрый день!
Это Громовых курень?
Может, не ждали вы гостей
Да серьёзных новостей?
Казаку уже шестнадцать –
Пора службой заниматься!
Завтра двинемся в дорогу,
Собирайтесь понемногу!
Ну, прощайте, я пошёл!
Мать: Может, сядете за стол?
Пообедаем гуртом!
Атаман: Это как-нибудь потом.
Много дел у нас в Управе.
Ну, до встречи на заставе!
Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек!
Драгоценный голубочек!
Не хочу тебя пускать
Саблей вострою махать!
Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик,
А орлом пора взлетать,
Саблей вострою махать!
Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка!
Будет там тебе не сладко!
Потемнеет белый день,
Опустеет наш курень! (обнимает брата)
Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась!
Ничего ведь не случилось! (задумчиво, вспоминает)
Я, вон, деда провожала –
До кумы аж добежала.
Не велел мне горевать,
Говорил: «Так надо, мать!» (вздыхает).
Отец (берет в руки казачье обмундирование, накидывает сыну на плечи, целует его в лоб, приговаривая): Послужи-ка, сынок, славно, продолжи традиции нашего рода казацкого, стародавнего!
Бабушка (вручает внуку оберег с родной землей и приговаривает): Вот тебе, внучок, родная земля. Она сохранит тебя от погибели и приведет живым туда, откуда она взята.
Андрей (обнимает бабушку): Ты, бабуня, не печалься,
Обо мне не огорчайся!
Ведь сегодня ж не война –
Растит воинов страна!
Отец: Мать, икону неси нашу семейную, прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве.
Мать: Иди, Андрейка, под благословение родительское.
Сын становится на колени (на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было») перед отцом и матерью(держит хлеб с солью), целует икону после слов благословения.
Музыкальный руководитель: Молодой казак стоял перед родителями на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было».
Историческое видео: Во имя Отца и Сына и Святого Духа благословляем тебя, сын наш любимый, на службу верную, на службу ратную, помни нас, родителей своих, землю свою родную, не посрами род наш казачий и земляков-станичников, будь верен великим традициям славного казачьего воинства. Аминь.
Мать повязывает рушники со словами: «Служи – не тужи», повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».
Музыкальный руководитель: Мать перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, рушниками. Полотенце и рушник символизируют дорогу. Это уподобление до сих пор сохраняется в нашем языке. Мы говорим: «Полотно дороги». И в то же время ткань называется полотном. Кроме того, ткань означает саму жизнь (ткать – жить). Так, перевязывая призывника рушниками и прикрепляя ему платочки, участники обряда негласно желают ему доброго пути.
Входят крёстные отец и мать.
Крёстная мать: Открывайте, кумовья!
Подросли уж сыновья!
Крёстный отец: Сына мы благословляем
Да наказом наставляем:
Не позорь родителей
Да всегда будь бдительным:
Дюже сну не доверяй,
Шашку чаще навостряй!
Крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – шашку.
С шашкой ты казак, Андрей!
Пред врагами не робей!
Крёстная мать: Рушничок я вышивала,
Про Андрейку вспоминала!
В добрый час тебе, сынок,
Не оставит тебя Бог!
Отдаёт Андрею рушник.
Андрей: Благодарствую на том! (по очереди кланяется всем):
Поклонюсь перед отцом,
Перед матерью, сестрою,
Перед бабушкой седою.
Честь семьи я соблюду,
Дедушку не подведу!
Поют казачью песню «Провожают казаков».
Все выходят во двор, там собрались станичники, юноши с вещмешками, молодые казачки.
Музыкальный руководитель: Обязательным на проводах, когда провожающие шли к месту сбора призывников, было фотографирование, для чего все заходили в ателье. Всеми участниками обряда осознавалась важность и значимость переживаемого момента. Это было обязательным элементом проводов. (Во дворе встречают девчата.)
Первая девушка: Отчего, Андрюш, не весел?
Отчего ты нос повесил?
Вторая девушка: Он за нами заскучал,
Да чуть плакать не начал!
Танец «Люблю я казаченьку»
Отец: Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу проводить. Гуляй, станичники, чтоб ребята наши проводы запомнили и службу верно несли.
Девушка: Эй, девчоночки-подружки,
Веселушки-хохотушки.
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы,
Выходите-ка вперёд.
Чтоб повеселить народ!
Казак: Расписные ложки
Мы возьмём в ладошки.
Раз, два, три,
Заиграют ложкари!
Исполняется «Игра в ложки».
Отец: Тихо, станичники! Атаман слово держать будет.
Атаман: Дорогие земляки, станичники! Сегодня наши молодые казачата отправляются на службу. Мне от имени всего Донского воинства поручено привести их к присяге. На принятие присяги становись! Шапки долой! Смирно! Все молодые казаки становятся в строй лицом к зрителям.
Атаман читает текст присяги по частям, казаки повторяют его хором.
Присяга: НА ХРИСТОВОМ ЖИВОТВОРЯЩЕМ КРЕСТЕ,
НА СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ПРИСЯГАЮ:
СЛУЖИТЬ ВЕРНО СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ,
НЕ ЩАДЯ ГОЛОВЫ И ЖИВОТА, ИМУЩЕСТВА СВОЕГО.
БЕРЕЧЬ КАЗАЧЬЮ ЧЕСТЬ,
ПРИУМНОЖАТЬ ДОСТОЯНИЕ СТАНИЦЫ.
БЕРЕЧЬ КАЗАКОВ.
Вольно, казаки!
Девушка: По старинному казачьему обычаю мы вам дарим вышитые платочки и кисеты.
Отец (обращается к Андрею): Что ж, сынок, сбирайся в путь!
Всё, что слышал, – не забудь!
На прощание, гуртом,
Песню для тебя споём!
Песня «Если хочешь быть военным»(фланкировка)
Пошли по кругу и сели на места.
Музыкальный руководитель: Выход провожаемого со двора был очень значимым моментом. Призывник должен был вернуться во двор. Или что-то преднамеренно забыв, или как бы забыв. И потом уже мать окончательно выводила его со двора платочком: один конец платочка дает ему, за другой – держится сама. Это означало, что он вернется в семью, не забудет, какого он рода и племени.
Отец: По старинному казачьему обычаю пустим папаху по кругу, соберем денег на покупку строевого коня. (Папаха пускается по кругу, все кидают туда деньги.)
Как ложкой, так и шашкой!
Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет.
Казак сам не съест, а коня накормит.
Кто пули боится, тот в казаки не годится.
Казак в бою, как орёл в небе.
Казак без коня, что воин без ружья.
Музыкальный руководитель: Станичники, соблюдая обычай, соберём средства на покупку строевого коня нашему Андрею!
Атаман: Что ж, станичники, конь нашего новобранца оседлан, за околицей уж заждался, пора в путь-дорожку, на службу верную. На станичников-земляков равняйсь! Налево! С песней вперед!
Под песню «Ой, при лужку» казачата на лошадях выскакивают из зала, девочки машут платочками.
Дети возвращяются. Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Вот мы и проводили наших казаков в армию!
Как вы считаете, тяжело новобранцам нести военныю службу? А что их будет оберегать и напоминать о домашнем уюте? (Вышитые платочки и кисеты).
Но не будем мы скучать
Предлагаю поиграть. (Звучит музыка, платочек передают дети по кругу)
Кто платочек в руки взял
Своё мнение сказал.
Проводится «Игра в платочек».
Дети высказываются о проведенной ООД.
Музыкальный руководитель: Друзья! Вы знаете, что кроме традиционных обрядов казаки соблюдали все христианские праздники. А какой же праздник был для них самым главным? (Пасха)
Дети выходят с подарками (яйца из фетра)
Желаем вам счастливой Пасхи
И говорим «Христос воскрес!»
Пусть будет ваша жизнь прекрасной
И, полной света и чудес!