Рассказ о жизни и творчестве Б. Васильева Когда началась война, Борис Львович только окончил 9 класс. В составе истребительного комсомольского батальона он уходит на фронт добровольцем в 1941 году. Их направляют под Смоленск, где батальон сразу попадает в окружение. После продолжительных боёв, батальон Васильева прорывает окружение и будущего писателя направляют в полковую кавалерийскую школу, а затем — в пулемётную школу, после окончания которой он служил в полку ВДВ.Во время воздушного десанта под Вязьмой получает тяжёлую контузию в следствие ранения. Вскоре Васильева демобилизуют и в 1943 году направляют на учёбу в Военную академию бронетанковых войск.После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.В 1954 году ушел из армии и занялся литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны. Слово учителя о роли женщин на войне Обсуждение слов советской поэтессы Юлии Друниной, которая не понаслышке знала, что такое война: Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Чтение и обсуждение статьи учебника “Женщины на войне" Обсуждение статьи учебника “Творческая история повести “А зори здесь тихие...” Учащиеся узнают о военном опыте писателя, положенном в основу повести. «А зори здесь тихие» — произведение, написанное Борисом Васильевым, повествующее о судьбах пяти девушек-зенитчиц и их командира в годы Великой Отечественной войны. История создания По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал» Просмотр видео, буктрейлер к повести «А зори здесь тихие…» Работа над сюжетом и композицией повести Где и когда происходят события, описанные в повести? Работа над образом Федота Васкова. Предложим каждому из учащихся охарактеризовать Васкова одним словом (эпитетом). Самые выразительные можно записать в тетрадь, составив кластер. Герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что он из себя представляет. Характеристика героя Осмыслить образ старшины Федота Васкова помогут вопросы: 1.Каким предстает старшина Васков в начале повести? Как он ведет себя с подчиненными и как девушки, в свою очередь, относятся к нему, как его называют? Б.Васильев назвал свою повесть “А зори здесь тихие…”. Тихие зори стали часом бессмертия для 5 девушек. У каждой из них – своя судьба, свой суровый счет к фашистам. Вспомним их поименно. Лиза Бричкина Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Она была дочерью лесника. С детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как её мать болела. Лиза кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она всё больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала отмалчиваться, обходить шумные компании. Однажды её отец привел в дом охотника из города, и Лиза, ничего не видевшая, кроме больной матери и дома, влюбилась, однако он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить её в техникум с общежитием... Но и этим мечтам не дала сбыться война! Лиза верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Вопросы: Что рассказывает о себе Лиза старшине? Почему старшина решил именно Лизу отправить назад, в расположение, чтоб доложила обстановку Кирьяновой? Какие качества выделяет Васков в Лизе? Как объясните слова: «До 19 лет прожила в ощущении завтрашнего дня»? Как преодолевала страшное болото? Какую страшную смерть приняла? Соня Гурвич Соня Гурвич — сирота. Её родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. Ей не повезло. На фронте переводчиков было много, а бойцов – нет. В отряде она была переводчицей. Соня Гурвич — воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура — «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока, с которым она не расстаётся. Вопросы: Какой была семья Сони? детство? юность? Что означал беззвучный крик Сони в лесу? Какой была смерть Сони? Как реагируют девушки на первую смерть? Галя Четвертак Галя Четвертак не знает своих родителей. Её подкинули в детский дом. Галя говорила всем, что её мама — медицинский работник. Это была, конечно, ложь, вернее, желание, выдаваемое за действительность. Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… Вопросы: Почему у Гали была такая фамилия? Что узнаем о ее детдомовском детстве? Какие сказки сочиняла в детдоме? За что собирались Четвертак разбирать в лесу на собрании? Почему Васкова напугало, что боится Галя изнутри? Оправдались ли его опасения? Какой была смерть Гали? Женя Комелькова Женька Комелькова - полная противоположность Осяниной. Сам автор не перестает любоваться ей: «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Выросла в хорошей семье. Семью Женьки: маму, бабушку, братишку — всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр...». Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной. Она весёлая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далёкому и женатому человеку. Вопросы: Какое воспитание получила Женька? Какую роль в судьбе Женьки сыграл полковник Лужин? «Она стреляла, пока были патроны»,- пишет автор. Что этот эпизод говорит о характере Женьки? Рита Осянина Расскажите о довоенной жизни Риты Осяниной? Рита Осянина волевая, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама. Вместе танцевали, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война… Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке, а Рита узнала об этом только через месяц. Она научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт. Вопросы: Какой была довоенная жизнь Риты Муштаковой? Какова судьба старшего лейтенанта Осянина? Почему сошлась с Женкой Комельковой? Как Рита обнаружила в лесу немецкий патруль? Какое смертельное ранение получила Рита? Какое решение принимает, зная о серьезности своей раны? Как это ее характеризует? О чем просит перед смертью Васкова? Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь? Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне? Что объединяет всех этих девушек? Осмысление женских образов с помощью диаграммы. Предложим учащимся подобрать для каждой девушки 2—3 ключевых слова, которые передают сущность героинь.Следует записать слова в свободные секторы диаграммы Женя Комелькова – яркая красота; Рита Осянина – ярко выраженное чувство долга; Соня Гурвич – поэтичность, хрупкость, незащищенность; Лиза Бричкина – близость к природе, сердечность; Галя Четвертак – неуёмность фантазии; Женщина на войне воспринимается Б. Васильевым как нечто противоестественное. Молодые героини, рожденные для продолжения жизни, погибают, но все в повести говорит о несправедливости этих смертей. Девушки Б. Васильева не только воевали, но и любили, мечтали, надеялись, размышляли. Анализ человеческих характеров выдвинут писателем на первый план. Автор заставил читателя глубже взглянуть на природу героизма. Описывая в своей повести экстремальную ситуацию, Б. Васильев поднимает вопрос не только о значении победы, но и о ее цене, когда во избежание больших потерь приходилось жертвовать малыми силами. Но малая ли это цена — человеческая жизнь? Чтение эпилога и беседа по выявлению авторской позиции Повесть “А зори здесь тихие...” завершается небольшим эпилогом в форме письма, написанного современным молодым человеком, случайно встретившим во время отдыха в северных карельских краях двух незнакомых мужчин. Как вы думаете, почему Б. Васильев выбирает для эпилога такую неожиданную форму — письмо другу молодого человека, нашего современника? Какие важные мысли писатель вложил в это письмо? Письмо, как и вся повесть, заканчивается фразой: “А зори- то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел”. Просмотр видео клипа “...A зори здесь тихие” Дискуссия на тему “Истоки подвига” Разговор о том, что такое подвиг, начатый при изучении повести В. Быкова “Сотников”, можно продолжить, организовав дискуссию на тему “Истоки подвига”. 1.Можно ли, на ваш взгляд, назвать смерти девушек-зенитчиц героическими? 2.Возможно ли было обойтись без этих жертв, уклониться от боя, ведь фашистов было намного больше? 3.Сравните мысли Рыбака из повести В.Быкова и Риты Осяниной в критические моменты, в состоянии между жизнью и смертью. Рыбак | Рита Осянина | “Появилась возможность жить — это главное. Все остальное — потом”. | “Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама”. | Подвиг — это безотчетное действие в критической ситуации или осознанный поступок? Во имя чего человек идет на подвиг? В результате дискуссии нужно подвести учащихся к такому выводу.Девушки ненавидят фашистов, у каждой свои счеты с врагом, вторгшимся на их землю. Но в одном они схожи: их судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, они ценой собственных жизней выполнили его: все пять девушек, отправившихся на задание, погибли. Девушки совершили подвиг. Сознание долга перед родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, подвиг не безотчетное действие, а убежденность в правоте дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Девушки и тысячи других воинов понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Поэтому фашизм был побежден. |