СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прыжок через отчаяние в творчестве С. Кьеркегора

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем европейского экзистенциализма.

Трактат "Или – или" первое крупное сочинение величайшего христианского экзистенциалиста Сёрена Кьеркегора, в котором автор излагает свое видение этических и эстетических этапов человеческой экзистенции.

Просмотр содержимого документа
«Прыжок через отчаяние в творчестве С. Кьеркегора»

Прыжок через отчаяние в творчестве  С. Кьеркегора Подготовил Бугаев Н. Бакалавр 3 курса, Пед. Обр. Математика. Информатика.

Прыжок через отчаяние в творчестве С. Кьеркегора

Подготовил Бугаев Н.

Бакалавр 3 курса, Пед. Обр. Математика. Информатика.

Серен Кьеркегор Родился в Дании в протестантской семье. К религиозным вопросам относился очень личностно. Разорвал помолвку и ушел в труды… Издавал на собственные средства свои труды под разными псевдонимами. Считается родоначальником европейского экзистенциализма. Стал особо популярен после смерти. (в 20 веке)

Серен Кьеркегор

  • Родился в Дании в протестантской семье.
  • К религиозным вопросам относился очень личностно.
  • Разорвал помолвку и ушел в труды…
  • Издавал на собственные средства свои труды под разными псевдонимами.
  • Считается родоначальником европейского экзистенциализма.
  • Стал особо популярен после смерти. (в 20 веке)
Изречения Кьеркегора Старость, как известно, осуществляет мечты юности; пример — Свифт: в молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился в нем. У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь. Стремиться вперед — значит потерять покой, оставаться на месте — значит потерять себя. Жизнь может быть понята только назад, но она должна быть прожита вперед. Ведь никогда нельзя предвидеть на что способен человек в припадке отчаяния. Здесь даже самые острожные и робкие люди выкидывали самые неожиданные штуки.

Изречения Кьеркегора

  • Старость, как известно, осуществляет мечты юности; пример — Свифт: в молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился в нем.
  • У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь.
  • Стремиться вперед — значит потерять покой, оставаться на месте — значит потерять себя.
  • Жизнь может быть понята только назад, но она должна быть прожита вперед.
  • Ведь никогда нельзя предвидеть на что способен человек в припадке отчаяния. Здесь даже самые острожные и робкие люди выкидывали самые неожиданные штуки.
Ещё немного биографии Сёрен Обю Кьеркегор родился 5 мая 1813 года в Копенгагене в семье состоятельного купца (бывшего крестьянина) Петера Кьеркегора. Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Был помолвлен с Региной Ольсен, однако разорвал помолвку. После разрыва помолвки до 1851 года много работал, тогда же он написал свои основные труды. Критиковал выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Кьеркегор был убеждённым сторонником монархии и противником любой формы демократии - «Из всех разновидностей тирании народное правительство — тирания самая мучительная, самая бездуховная, являющая непосредственный упадок всего великого и возвышенного…Народное правительство — это воистину портрет преисподней»

Ещё немного биографии

  • Сёрен Обю Кьеркегор родился 5 мая 1813 года в Копенгагене в семье состоятельного купца (бывшего крестьянина) Петера Кьеркегора.
  • Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году.
  • Был помолвлен с Региной Ольсен, однако разорвал помолвку. После разрыва помолвки до 1851 года много работал, тогда же он написал свои основные труды.
  • Критиковал выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином.
  • Кьеркегор был убеждённым сторонником монархии и противником любой формы демократии - «Из всех разновидностей тирании народное правительство — тирания самая мучительная, самая бездуховная, являющая непосредственный упадок всего великого и возвышенного…Народное правительство — это воистину портрет преисподней»
Основные идеи Вёл активную полемику со спекулятивной философией и критиковал в своих работах Гегеля. В своём «Заключительном ненаучном послесловии к „Философским крохам“» Кьеркегор вводит понятие парадоксального-религиозного и утверждает, что прийти к Христу можно только через абсолютный парадокс, совершив «качественный прыжок». Бог — это экзистенциальное сообщение. Прийти к Богу невозможно с помощью разума, мышление бессильно объяснить и понять религиозную стадию существования человека. Философская позиция Кьеркегора — это абсолютная свобода личности, свобода выбора. Кьеркегор считает, что на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живёт лишь переживаниями отдельных моментов; этическую, когда он живёт заботой о будущем, исходя из взятой на себя ответственности за прошлое; и религиозную, когда живёт ощущением вечности.  Карл Ясперс в «Общей психопатологии» пишет о том, что Фрейд описал природу животных инстинктов человека, а Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни.

Основные идеи

  • Вёл активную полемику со спекулятивной философией и критиковал в своих работах Гегеля. В своём «Заключительном ненаучном послесловии к „Философским крохам“» Кьеркегор вводит понятие парадоксального-религиозного и утверждает, что прийти к Христу можно только через абсолютный парадокс, совершив «качественный прыжок». Бог — это экзистенциальное сообщение. Прийти к Богу невозможно с помощью разума, мышление бессильно объяснить и понять религиозную стадию существования человека.
  • Философская позиция Кьеркегора — это абсолютная свобода личности, свобода выбора. Кьеркегор считает, что на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живёт лишь переживаниями отдельных моментов; этическую, когда он живёт заботой о будущем, исходя из взятой на себя ответственности за прошлое; и религиозную, когда живёт ощущением вечности.
  • Карл Ясперс в «Общей психопатологии» пишет о том, что Фрейд описал природу животных инстинктов человека, а Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни.
Труды Кьеркегора Философские работы 1841 — О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates) 1843 — Или-или (Enten-Eller) 1843 — Страх и трепет (Frygt og Bæven) 1843 — Повторение (Gjentagelsen) 1844 — Философские крохи (Philosophiske Smuler) 1844 — Понятие страха (Begrebet Angest) 1845 — Стадии на жизненном пути (Stadier paa Livets Vei)  1846 — Заключительное ненаучное послесловие к

Труды Кьеркегора

  • Философские работы
  • 1841 — О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates)
  • 1843 — Или-или (Enten-Eller)
  • 1843 — Страх и трепет (Frygt og Bæven)
  • 1843 — Повторение (Gjentagelsen)
  • 1844 — Философские крохи (Philosophiske Smuler)
  • 1844 — Понятие страха (Begrebet Angest)
  • 1845 — Стадии на жизненном пути (Stadier paa Livets Vei)
  • 1846 — Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам" (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift)
  • 1847 — Поучительные беседы (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand)
  • 1847 — Дело любви (Kjerlighedens Gjerninger)
  • 1848 — Евангелие страданий. Христианские беседы (Christelige Taler)
  • 1849 — Болезнь к смерти (Sygdommen til Døden) 1850 — Введение в христианство (Indøvelse i Christendom)
Понятие отчаяния ОТЧАЯНИЕ (от лат.-упасть с высоты своей надежды): разочарование, влекущее за собой состояние подавленности и бездействия; состояние того, кто сомневается во всем, т.е. чувство абсурдности всех вещей. Отчаяние - это страх без надежды. (с) Рене Декарт То, что мы называем отчаянием, - часто всего лишь мучительная досада на несбывшиеся надежды. (с) Томас Стернз Элиот Кто ни на что не надеется, никогда не отчаивается. (с) Сенека

Понятие отчаяния

  • ОТЧАЯНИЕ (от лат.-упасть с высоты своей надежды): разочарование, влекущее за собой состояние подавленности и бездействия; состояние того, кто сомневается во всем, т.е. чувство абсурдности всех вещей.
  • Отчаяние - это страх без надежды. (с) Рене Декарт
  • То, что мы называем отчаянием, - часто всего лишь мучительная досада на несбывшиеся надежды. (с) Томас Стернз Элиот
  • Кто ни на что не надеется, никогда не отчаивается. (с) Сенека
Отчаяние Кьеркегора Одно из основных понятий философии С. Кьеркегора. Если сравнить кьеркегоровское отчаяние и сомнение Декарта, то почувствуется отличие начала Эпохи Нового Времени, её этапа, когда «все впереди», от состояния, в котором «все в прошлом». Декарт сомневается во всех вещах мира, и в итоге приходит к Я как единственной достоверной реальности, в которой уже нельзя далее сомневаться. Я здесь достоверно и наполнено бытием. Кьеркегор изначально сомневается не в мире, его он уже мало интересует, уж слишком обстоятельно, с его точки зрения, занималась миром прежняя метафизика. Сомневается он, притом в крайней степени сомнения — отчаянии, именно в самом декартовском Я, и отчаивается без надежды на логико- метафизическое разрешение вопроса. Можно сказать так, что человек, обнаруживший благодаря сомнению с очевиднейшей ясностью несомненный факт своего существования, впоследствии приходит к осознанию безнадёжности этого существования. Иными словами С.Кьеркегор как бы копает вглубь.

Отчаяние Кьеркегора

  • Одно из основных понятий философии С. Кьеркегора. Если сравнить кьеркегоровское отчаяние и сомнение Декарта, то почувствуется отличие начала Эпохи Нового Времени, её этапа, когда «все впереди», от состояния, в котором «все в прошлом». Декарт сомневается во всех вещах мира, и в итоге приходит к Я как единственной достоверной реальности, в которой уже нельзя далее сомневаться. Я здесь достоверно и наполнено бытием. Кьеркегор изначально сомневается не в мире, его он уже мало интересует, уж слишком обстоятельно, с его точки зрения, занималась миром прежняя метафизика.
  • Сомневается он, притом в крайней степени сомнения — отчаянии, именно в самом декартовском Я, и отчаивается без надежды на логико- метафизическое разрешение вопроса. Можно сказать так, что человек, обнаруживший благодаря сомнению с очевиднейшей ясностью несомненный факт своего существования, впоследствии приходит к осознанию безнадёжности этого существования. Иными словами С.Кьеркегор как бы копает вглубь.
Ступени Развития Отчаяния  Первая ступень отчаяния — отчаяние во внешнем или отчаяние в чем-то, что по нашим аналогиям является скорее не-Я, нежели Я.  Следующей ступенью развития отчаяния является именно отчаяние в себе самом, которое тоже имеет несколько ступеней. «Лишь поскольку воля Божья — возможное, можно молиться, если бы она была необходимостью, молиться было бы невозможно, а у человека по природе не было бы больше языка, чем у животных».

Ступени Развития Отчаяния

  • Первая ступень отчаяния — отчаяние во внешнем или отчаяние в чем-то, что по нашим аналогиям является скорее не-Я, нежели Я.
  • Следующей ступенью развития отчаяния является именно отчаяние в себе самом, которое тоже имеет несколько ступеней.
  • «Лишь поскольку воля Божья — возможное, можно молиться, если бы она была необходимостью, молиться было бы невозможно, а у человека по природе не было бы больше языка, чем у животных».
Проблемы в философии кьеркегора Главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика. В своих работах Кьеркегор критикует объективный идеализм Гегеля и всю рационалистическую традицию запада. Основной принцип кьеркегоровской субъективности это «или - или», поскольку человек сам должен сделать свой выбор. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу. В гегелевской же философии уничтожается сама возможность выбора и у человека отбирается его главное достояние - его свобода.

Проблемы в философии кьеркегора

  • Главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика.
  • В своих работах Кьеркегор критикует объективный идеализм Гегеля и всю рационалистическую традицию запада.
  • Основной принцип кьеркегоровской субъективности это «или - или», поскольку человек сам должен сделать свой выбор. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу. В гегелевской же философии уничтожается сама возможность выбора и у человека отбирается его главное достояние - его свобода.
«Страх и трепет» Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама и стремиться узреть экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Чтобы от бессилия трепетала мысль. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

«Страх и трепет»

  • Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама и стремиться узреть экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Чтобы от бессилия трепетала мысль. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.
 С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха.
  • С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха.

"Стадии жизненного пути"

  • С 30 апреля 1845г. вышли в свет "Стадии жизненного пути". Их издатель, Хиларий Переплетчик — лицо вымышленное, — печатает в качестве "Изысканий разных лиц" три рукописи, оставленные ему неким покойным литератором. Три части книги четко различаются между собой по форме. Первая построена по образцу платоновского "Пира", вторая представляет собой этический трактат, третья — дневник.
Вторая часть  Автором второй части, озаглавленной

Вторая часть

  • Автором второй части, озаглавленной "Некоторые доводы в защиту супружества", является асессор Вильгельм. "Влюбленность — это Божий дар, но лишь приняв решение вступить в брак, возлюбленные оказываются достойными этого дара". Этик выступает подлинным рыцарем. По мнению эстетика, женская красота знает один лишь возраст — раннюю юность. Этик не согласен: "В невестах женщина прекраснее, нежели в девичестве; как мать она прекраснее, нежели в невестах; как жена и мать она — точно сказанное к месту слово, а с годами она становится еще прекраснее".
Враг людей Акцент Кьеркегора на сексуальности, эгоизме и Я помещает его внутрь орбиты того, что в настоящее время может быть определено как психология. Во время его жизни, представление Кьеркегора о человеке привлекло значительное внимание «дурную славу» и обеспечило модель для персонажа Ибсена, доктора Стокмэна, в его драме «Враг людей».

Враг людей

  • Акцент Кьеркегора на сексуальности, эгоизме и Я помещает его внутрь орбиты того, что в настоящее время может быть определено как психология. Во время его жизни, представление Кьеркегора о человеке привлекло значительное внимание «дурную славу» и обеспечило модель для персонажа Ибсена, доктора Стокмэна, в его драме «Враг людей».
Или-или  В работе

Или-или

  • В работе "Или-или" Кьеркегор рассматривает Записки двух людей: А — эстетика и В — этика. Причем к обоим началам бытия сам автор относится отрицательно, предпочитая им религиозный уровень существования.
Отчаяние – путь? Нам свойственно убегать от проблем, и особенно от подобных внутренних проблем; вообще, это банальность современной жизни: люди стали какими-то блаженными паразитами, и вся жизнь располагает к этому и укрепляет их в этом странном статусе. Человек вообще не желает испытаний и не выдерживает их вовсе. Любая проблема становится трагедией, потому что сформирована догма современного строя жизни, которая предполагает, что все в жизни должно быть хорошо; такой человек, конечно, не имеет шансов на развитие и познание. Цивилизация как «медленная смерть» (мысль Маркузе). БОЛЕЗНЬ К СМЕРТИ

Отчаяние – путь?

  • Нам свойственно убегать от проблем, и особенно от подобных внутренних проблем; вообще, это банальность современной жизни: люди стали какими-то блаженными паразитами, и вся жизнь располагает к этому и укрепляет их в этом странном статусе.
  • Человек вообще не желает испытаний и не выдерживает их вовсе.
  • Любая проблема становится трагедией, потому что сформирована догма современного строя жизни, которая предполагает, что все в жизни должно быть хорошо; такой человек, конечно, не имеет шансов на развитие и познание. Цивилизация как «медленная смерть» (мысль Маркузе).

БОЛЕЗНЬ К СМЕРТИ

...никто не свободен от отчаяния; нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство, тревога, дисгармония, страх перед чем-то неизведанным или перед чем-то, о чем он даже не осмеливается узнать, - страх перед чем-то внутренним или же страх перед самим собой…
  • ...никто не свободен от отчаяния; нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство, тревога, дисгармония, страх перед чем-то неизведанным или перед чем-то, о чем он даже не осмеливается узнать, - страх перед чем-то внутренним или же страх перед самим собой…
Литература Сайты https ://www.beesona.ru/aphorisms/seren_kerkegor / https:// www.livelib.ru/author/179516/quotes-sjoren-kerkegor https:// corpusletov.ru/idei/marginale/seren-kerkegor-otchayanie  Книги Или-или. Серен Кьеркегор Болезнь к смерти. Серен Кьеркегор Враг людей. Серен Кьеркегор Стадии жизненного пути. Серен Кьеркегор Философия духа. Гегель Страх и трепет Серен Кьеркегор

Литература

Сайты

  • https ://www.beesona.ru/aphorisms/seren_kerkegor /
  • https:// www.livelib.ru/author/179516/quotes-sjoren-kerkegor
  • https:// corpusletov.ru/idei/marginale/seren-kerkegor-otchayanie

Книги

  • Или-или. Серен Кьеркегор
  • Болезнь к смерти. Серен Кьеркегор
  • Враг людей. Серен Кьеркегор
  • Стадии жизненного пути. Серен Кьеркегор
  • Философия духа. Гегель
  • Страх и трепет Серен Кьеркегор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!