СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психическая депровация и ее последствия

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психическая депровация и ее последствия»

" Психическая депривация и её последствия "

Подготовила:

студентка 1 курса

группы ППОСО-А 205606

Сосюра Надежда Владимировна

Научный руководитель :

доцент кафедры психологии, канд. психол. наук, преподаватель

Фархутдинова Юлия Низамовна

Д епривацией называют лишение человека привычных качеств жизни. Речь может идти о жизненно важных обстоятельствах, а также состоянии человека при невозможности удовлетворения некоторых значимых потребностей .

Д епривацией называют лишение человека привычных качеств жизни. Речь может идти о жизненно важных обстоятельствах, а также состоянии человека при невозможности удовлетворения некоторых значимых потребностей .

Сенсо́рная депривáция (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение[1]) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему[1]. Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости[1].
  • Сенсо́рная депривáция (от лат. sensus — чувство и лат. deprivatio — потеря, лишение[1]) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему[1]. Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости[1].
 Социальная депривация Невозможность или нежелание человека контактировать с другими людьми. Бывает добровольной (одиночный поход, изоляция в собственной квартире), так и вынужденной (помещение в одиночную камеру). Такая депривация может спровоцировать развитие психотических расстройств, болезней. В детские годы трудности психосоциального развития напрямую зависят от окружающей среды. Повзрослев, многие индивиды обретают отклонения, влияющие на поведение. Часто эти особенности становятся хроническими, ведя к расстройству личности. По мнению специалистов, люди, имеющие подобные отклонения от норм в поведении, имеют немало трудностей в различных жизненных ситуациях.

Социальная депривация

  • Невозможность или нежелание человека контактировать с другими людьми. Бывает добровольной (одиночный поход, изоляция в собственной квартире), так и вынужденной (помещение в одиночную камеру). Такая депривация может спровоцировать развитие психотических расстройств, болезней. В детские годы трудности психосоциального развития напрямую зависят от окружающей среды. Повзрослев, многие индивиды обретают отклонения, влияющие на поведение. Часто эти особенности становятся хроническими, ведя к расстройству личности. По мнению специалистов, люди, имеющие подобные отклонения от норм в поведении, имеют немало трудностей в различных жизненных ситуациях.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРОВАЦИЯ Характеризуется ограничением пространства. Пример: дом ребенка, в котором возможности движений малыша длительный период ограничены манежем. В первые месяцы жизни, почувствовав ряд ограничений, младенцы демонстрируют признаки беспокойства. Хроническая гиподинамия ведет к появлению апатии, вялости. Другой симптом: компенсаторная двигательная активность, характеризующаяся резкими тревожными движениями головы, раскачиванием тела (как маятник), хаотичные движения рук. Постепенно это ведет к препятствию полноценного развития двигательной сферы.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРОВАЦИЯ

  • Характеризуется ограничением пространства. Пример: дом ребенка, в котором возможности движений малыша длительный период ограничены манежем. В первые месяцы жизни, почувствовав ряд ограничений, младенцы демонстрируют признаки беспокойства. Хроническая гиподинамия ведет к появлению апатии, вялости. Другой симптом: компенсаторная двигательная активность, характеризующаяся резкими тревожными движениями головы, раскачиванием тела (как маятник), хаотичные движения рук. Постепенно это ведет к препятствию полноценного развития двигательной сферы.
Эмоциональная   депривация  —  это  разновидность психической  депривации , заключающаяся в недостаточности, бедности или полном отсутствии  эмоциональных  контактов с людьми

Эмоциональная   депривация  —  это  разновидность психической  депривации , заключающаяся в недостаточности, бедности или полном отсутствии  эмоциональных  контактов с людьми

Расстройство привязанности у детей  – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.
  • Расстройство привязанности у детей  – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.
    Типологии депривированного ребёнка: 1. Социальная гиперактивность – дети вступают в контакт без затруднений, для них характерны ярко выраженные тенденции к «показным» действиям, но их общественный характер бывает поверхностным и непостоянным. Дети интересуются всем происходящим в окружающем их мире, однако сами принимают лишь косвенное участие. Для них не характерно проявление физической агрессии, отсутствует социальная провокация. Дети тянутся к каждому взрослому, стараются любым способом завоевать его внимание. Дети со всеми ведут себя адекватно, но вместе с тем их отмечает низкий уровень познавательного развития, довольно сниженная концентрация внимания; не заботятся о вещах.

Типологии депривированного ребёнка:

  • 1. Социальная гиперактивность – дети вступают в контакт без затруднений, для них характерны ярко выраженные тенденции к «показным» действиям, но их общественный характер бывает поверхностным и непостоянным. Дети интересуются всем происходящим в окружающем их мире, однако сами принимают лишь косвенное участие. Для них не характерно проявление физической агрессии, отсутствует социальная провокация. Дети тянутся к каждому взрослому, стараются любым способом завоевать его внимание. Дети со всеми ведут себя адекватно, но вместе с тем их отмечает низкий уровень познавательного развития, довольно сниженная концентрация внимания; не заботятся о вещах.
2. Социальная провокация – дети добиваются внимания взрослого посредством провоцирующего поведения, выражающегося в эмоциональных «вспышках»; дети требуют повышенного внимания к себе, относятся с ревностью и агрессией к другим детям. Только в ситуации индивидуального общения агрессия и ревность исчезают.
  • 2. Социальная провокация – дети добиваются внимания взрослого посредством провоцирующего поведения, выражающегося в эмоциональных «вспышках»; дети требуют повышенного внимания к себе, относятся с ревностью и агрессией к другим детям. Только в ситуации индивидуального общения агрессия и ревность исчезают.
3. Подавленный тип – ребенок пассивен и апатичен. Склонен к проявлению регрессивных тенденций в поведении. В процессе общения, даже со взрослым, дети молоинициативны, пассивны, часто сомневающиеся в своих действиях. Интерес к материальным объектам преобладает над социальным интересами. Чаще всего, к моменту поступления дети имеют диагноз ЗПР .

3. Подавленный тип – ребенок пассивен и апатичен. Склонен к проявлению регрессивных тенденций в поведении. В процессе общения, даже со взрослым, дети молоинициативны, пассивны, часто сомневающиеся в своих действиях. Интерес к материальным объектам преобладает над социальным интересами. Чаще всего, к моменту поступления дети имеют диагноз ЗПР .

4. Приспособленческий тип – дети умеют сосредоточиться на 1 взрослом, снискать его расположение. Дети умеют вступать в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Но в общении со сверстниками все же выступают экстрапунитивные реакции по типу самозащиты.

4. Приспособленческий тип – дети умеют сосредоточиться на 1 взрослом, снискать его расположение. Дети умеют вступать в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Но в общении со сверстниками все же выступают экстрапунитивные реакции по типу самозащиты.

5. Замещение удовлетворения – дети заменяют социальные потребности аффективными. Данные «защитные» виды активности соответствуют более низкому уровню, приближаясь к биологическим потребностям. Формы замещения: еда, мастурбация, манипулирование с предметами.
  • 5. Замещение удовлетворения – дети заменяют социальные потребности аффективными. Данные «защитные» виды активности соответствуют более низкому уровню, приближаясь к биологическим потребностям. Формы замещения: еда, мастурбация, манипулирование с предметами.
  Обратимость последствий психической депривации Необходимо отметить, что при инертности внешних воздейсвий, их отсутствии или недостаточности (качественной или количественной) наблюдается искажение и торможение психогонеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Причем, в первой половине первого года жизни (по сравнению с благополучными детьми) имеет место когнитивное отставание, а во второй на первый план выступает искажение и недоразвитие аффективных систем.

  Обратимость последствий психической депривации

  • Необходимо отметить, что при инертности внешних воздейсвий, их отсутствии или недостаточности (качественной или количественной) наблюдается искажение и торможение психогонеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Причем, в первой половине первого года жизни (по сравнению с благополучными детьми) имеет место когнитивное отставание, а во второй на первый план выступает искажение и недоразвитие аффективных систем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!