СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психическое развитие детей младшего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается психическое развитие детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Психическое развитие детей младшего школьного возраста»

Психическое развитие детей младшего школьного возраста

Школьники 7 – 9 лет в несравненно большей степени, чем дошкольники, способны осмысливать, продумывать и контролировать свои действия. У них интенсивно нарастают и становятся более устойчивыми процессы концентрации возбуждения, сдержанность, способность тормозить эмоциональные порывы, проявлять активное внимание и сосредоточенность. В младшем школьном возрасте дети легко могут овладевать технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток.

Но функциональным показателям нервной системы ещё далеко до совершенства. Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей.

Возбудительные и тормозные процессы в этом возрасте легко иррадиируют, «расплываются» по коре головного мозга. Вот почему выполнение движений отличается неточностью. Анализ близких по структуре движений затруднён. Новые условные связи образуются быстро, но труднее дифференцируются.

Внутреннее (в особенности запаздывающее) торможение ещё неустойчиво. Поэтому, не успев выслушать объяснения тренера, дети начинают выполнять упражнение. Точность деталей движений при этом подменяется угадыванием правильности его выполнения. Дальнейшее корректирование движений идёт через сопоставление выполнения их другими, а также под воздействием указаний педагога. Быстрая смена одних упражнений другими без предварительного их усвоения также нежелательна.

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями высшая нервная деятельность детей приобретает специфические черты: у тренированных все показатели её становятся относительно выше.

Ребенок этого возраста не способен еще длительно выполнять однообразные движения, требующие постоянного контроля сознания. Поэтому приходится разнообразить средства и методы, быстрее переходить от разучивания элементов техники к плаванию с полной координацией движений, чаще вводить игровые и соревновательные ситуации.

На возраст семь лет приходится критический период в развитии нервно-психической деятельности ребёнка, обусловленный влиянием нейроэндокринной перестройки. По мнению Л.И. Божович кризис семи лет связан с появлением нового центрального для личности системного образования. В этот период психика детей наиболее неустойчива, они становятся непослушными, капризными, раздражительными. Взаимоотношения с внешним миром характеризуются всё более нарастающей сложностью и разнообразием. К семи годам заканчивается развитие коры большого мозга. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. При этом отмечается быстрая утомляемость и истощаемость клеток коры головного мозга, что проявляется в ослаблении процессов внутреннего торможения и быстром снижении работоспособности. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условные рефлексы у большинства закрепляются сразу же. Этим объясняется тот факт, что дети семи-девяти лет легко могут овладевать технически сложными формами движений. В то же время у них быстро развивается резко выраженное запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных двигательных раздражителей и слабо выражена устойчивость к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. По мнению С.В.Хрущёва, это следует учитывать при упражнениях на выносливость, чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.

Исследования изменения микроструктуры мозжечка детей и совершенствование процессов управления моторикой подтверждают физиологические данные об ускорении развития сенсомоторных функций и об эффективности тренировочных мероприятий с целью развития координационных способностей в этот период.

Двигательные возможности ребёнка зависят от особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, восприятия пространства, сенсомоторных процессов, памяти, мышления, внимания. В исследованиях Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой, показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей.

Установлено, что развитие мышечно-двигательных ощущений ребёнка протекает неравномерно. В исследуемый период значительно возрастает скорость движений, но точность их невысока. Дети легче переносят и усваивают движения, выполняемые в экстенсивном режиме. По данным А.В.Коробкова к девяти годам происходит формирование взаимодействия мышц антагонистов, что повышает координационные возможности детей. Наиболее интенсивное развитие функции равновесия происходит в возрасте семи-девяти лет.

У учащихся начальной школы всё ещё преобладает деятельность первой сигнальной системы, поэтому большую роль в их восприятии продолжает играть подражание. Они плохо различают сходные упражнения, не могут разобраться в деталях, воспринимают упражнение в целом, в самых общих чертах и ещё более недифференцированно его воспроизводят. Одной из особенностей детского восприятия является «тенденция к поспешному угадыванию», которая объясняется тем, что восприятие младших школьников поверхностно, недостаточно критично.

С некритичностью восприятия тесно связана и некритичность памяти школьников младшего возраста. Так, увлекаясь выполнением упражнения, они могут забыть объяснение учителя. Это обусловлено их психологической направленностью на результат.

У младших школьников затруднены точные дифференцировки, поэтому они особенно плохо запоминают упражнения, включающиеся в серию похожих. Учитывая эту особенность памяти, необходимо выделять ведущие элементы упражнений.

Установлено, что время латентного периода простой реакции у девятилетних школьников мало чем отличается от этого показателя у 11 – 13 летних подростков, а время латентного периода сложных реакций значительно больше. Это объясняется неумением одновременно выполнять быстрые и точные движения, следовательно, необходимо соблюдать меру в требованиях к скорости и точности движений при обучении им школьников младших классов.

В оценке пространственных компонентов движения особенно большое значение у детей имеют зрительные восприятия. В семь лет они легко ориентируются в основных направлениях, причём легко усваивают направления движения относительно других предметов, но не всегда могут воспринять направление движения относительно собственного тела и слабо ориентируются в оценке пространственных величин.

У школьников младших классов преобладает непроизвольное внимание. Концентрация внимания учащихся первых-вторых классов – своеобразна, так как внимание младших школьников настолько подвижно, что они не могут порой полностью сконцентрировать его на нужном упражнении. Внимание детей младших классов отличается быстрой отвлекаемостью, недостаточно устойчиво и интенсивно, а также недостаточно развиты его распределение и переключение.

Дети младшего школьного возраста чрезвычайно склонны к положительным эмоциям и поощрениям, в связи с этим следует избегать слишком резких оценок, обидных сравнений, так как они ещё не понимают критериев оценки и воспринимают их как оценку личности.

Дети восьми-девяти лет восприимчивы к педагогическим воздействиям, стимулирующим преодоление трудностей. Подражание ещё имеет большое значение в их поведении, но уже проявляются инициатива и творчество, появляются типологические и индивидуальные черты характера.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!