ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность
- Высшая нервная деятельность (ВНД)
- Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
- В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
- В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
- развитая психическая деятельность;
- речь;
- способность к абстрактно-логическому мышлению.
- Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных И.М. Сеченова и И.П. Павлова.
- Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.
- Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
- И.М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
- Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
- Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
- Третье, конечное звено – движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
- Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
- Продолжателем идей И.М. Сеченова стал И.П. Павлов.
- Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы
- Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т.е. групповые.
- У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
- Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
- Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
- Оборонительные : отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
- Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
- Ориентировочный (его И.П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
- Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
- Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Условные рефлексы
- Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия, поэтому они были названы условными.
- Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
- У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
- Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
- Пример:
- Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
- Эти рефлексы могут исчезать.
- Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
- Образование условных рефлексов. Торможение рефлексов
- Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.
- Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга.
- Изучение формирования условных рефлексов проводилось в лаборатории И.П. Павлова в опытах на животных (собаках).
- Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у неё рефлекторно выделялась слюна — возникал безусловный слюноотделительный рефлекс.
Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передается к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.
- Условный слюноотделительный рефлекс формировался у собак при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка.
- Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было.
- В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя (вспышка света или звук звонка становились сигналом появления пищи — условным раздражителем). Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым), т.е. выработался условный слюноотделительный рефлекс.
Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами.
Торможение рефлексов
- Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.
- Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, поэтому рефлексы (как условные, так и безусловные), затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя (происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вредным или просто безразличным). Таким образом, с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.
- Торможение может быть как условным, так и безусловным (внешним).
Врождённое поведение
- И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем (т.е. обладают врожденными программами поведения, которые строятся на основе жизненного опыта наших далеких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида).
- Пример:
- Новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).
- ругой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др.
- У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность
- Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.
- Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов.
- Пример:
- Бездомная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлекс выработаться не мог.
- И.П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».
- Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью.
- Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.
Сознание и мышление
- Высшей функцией человеческого мозга является сознание — отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. совокупности сведений, которые мы называем знаниями.
- Мышление — способность человека представить и передать другим людям своё отношение к происходящему при помощи слов и образов.
- В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.
- В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее и глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.
- Пример:
- Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.
Поведение человека
- Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.
- У человека (как и у животных) врожденно имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными (если эти потребности не удовлетворять, то человек жить не сможет.
- В течение жизни у человека формируются вторичные потребности: материальные и духовные (желание полакомиться тортом, красиво одеться, послушать любимую музыку, пойти на новую выставку живописии др.), которые могут быть очень разнообразными, и зависящими и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от его материальных возможностей.
- Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность.
- Человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций; в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.
- Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте.
- Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения (доминанта). Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность.
- Доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени.
- Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи.
- Пример:
- Например, если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.
Речь
- И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.
- Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.
- Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.
- Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Словами человек обозначает всё, что воспринимает с помощью органов чувств.
- В то же время слово обладает обобщающей функцией.
ПРИМЕР:
- Так, слово «стол» для ребёнка вначале обозначает определённый предмет — тот стол, за которым его кормят. Взрослея, ребёнок начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и стол для радиоприёмника. Теперь он обобщает словом «стол» все предметы, имеющие общие признаки стола. Таким образом, конкретное понятие становится обобщающим.
- Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах (их свойствах и признаках), явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Человек думает словами. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления.
Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями.
- Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники и культуры.
- Способностью к обучению речи человек наделен от рождения. Ребенок обучается говорить с 5—7 месяца первого года жизни до 5–6 лет. Язык, на котором будет говорить ребёнок зависит от того, на каком языке говорят окружающие его люди. Если ребенок изолирован от человеческого общества, способность к овладению речью пропадает, а его умственное развитие задерживается.
- Речевые функции человека связаны с многими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной — с левыми височными и теменными долями. Правое полушарие отвечает за определение интонации речи, чувствительно к музыке, воспринимает форму, размеры предметов, их расположение в окружающей среде. Нервные волокна, связывающие симметричные участки правого и левого полушарий, обеспечивают их взаимодействие и согласованную работу.
Эмоции
- Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей.
- Эмоции бывают положительными и отрицательными.
- Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование).
- Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).
- Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника.
Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.
- Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности.
- Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.
- Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.
- Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т.е. управляет ими.
Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент
- И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).
- Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и её возможность противостоять утомлению.
- Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением.
- Подвижность оценивает способность нервной системы менять своё состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот.
Различные варианты сочетаний этих свойств позволяют выделить четыре типа ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
- Холерик — тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
- Сангвиник — тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.
- Флегматик — тип мало эмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднён.
- Меланхолик — тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов.
Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них.
Интеллект
- Для того чтобы попытаться оценить умственные способности человека, пользуются понятием «интеллект».
- Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
- интеллект — способность познавать, исследовать окружающий мир;
- интеллект — это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность.
- интеллект — это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.
Учёные подразделяют интеллект на три категории:
- технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т.п.;
- общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми;
- умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.
Обучение и память
- Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта.
- Память — это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени.
- Кратковременная память длится всего несколько секунд и позволяет удерживать около семи предъявленных элементов информации. В основе кратковременной памяти лежит движение нервных импульсов по нейронам головного мозга. Она очень чувствительна к внешним воздействиям различными раздражителями. Например, если в момент запоминания информации человека отвлечь, переключить его внимание на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его кратковременной памяти, полностью стирается.
- Долговременная память сохраняет полученную информацию в течение всей жизни человека. Всё, что содержится в кратковременной памяти свыше 30 секунд, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные эмоции — как положительные, так и отрицательные (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т.п.).
Виды памяти
- двигательная;
- зрительная;
- слуховая;
- осязательная;
- смешанная.
- Сон и бодрствование — это проявление суточных ритмов.
- Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии, которое характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга.
- Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.
- Для того чтобы возникло состояние сна, в мозге вырабатывается ряд особых веществ. (например, серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга).
- Сон — это особое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители.
- Сон — состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой.
- Сон — циклическое явление. Обычный 7 — 8 часовой сон состоит из 4—5 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл включает две фазы: фазу медленного сна и фазу быстрого сна.
- Сразу после засыпания развивается медленный (или глубокий, или медленноволновый) сон. Он сопровождается урежением дыхания и пульса, расслаблением мышц. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга, обмен веществ и температура тела понижаются.
- Через 1—1,5 часа медленный сон сменяется быстрым (или поверхностным, или быстроволновым). В этой фазе активизируется деятельность всех внутренних органов, дыхание становится частым, глубоким, работа сердца усиливается, обмен веществ повышается, наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев, иногда спящий начинает говорить. В эту фазу человек видит сновидения.
- Сновидение — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека.
- И.М. Сеченов называл сновидения «небывалые комбинации бывалых впечатлений».
- Быстрый сон длится 10—15 минут. После него начинается новый цикл медленного сна. К утру продолжительность быстрого сна возрастает до 25—30 минут. (увеличение продолжительности быстрого сна важно для активации функций организма к моменту пробуждения).