Психодиагностическая беседа
по выявлению у подростка признаков застенчивости и особенностей стилей родительского воспитания
Для того чтобы беседа была эффективной, необходимо при ее проведении соблюдать определенные правила:
1. Беседа проводится в отдельном кабинете, без посторонних, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к подростку, который должен быть уверен, что сообщенные им сведения не будут разглашены и будут использованы только в его интересах.
2. До начала беседы необходимо ознакомиться с результатами тестирования и выявить те моменты, которые требуют особого внимания или уточнения.
3. Беседа должна носить неформальный характер. Внешний вид проводящего беседу, мимика, жесты, тон задаваемых вопросов - все должно вызывать доверие обследуемого.
4. Не рекомендуется в ходе беседы давать какие-либо оценки подростку, сообщать ему свое мнение по поводу ответов на поставленные вопросы.
6. Не рекомендуется настаивать на ответе, если подросток не желает отвечать на поставленный вопрос.
ПЛАН - СХЕМА
индивидуальной беседы с подростком
по выявлению у него признаков застенчивости и особенностей стилей родительского воспитания
Расскажи, пожалуйста, как начинается твой день. (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу?);
Увлекаешься ли ты чем-нибудь? Что ты любишь больше всего делать? Какое занятие для тебя самое любимое? Есть ли у тебя хобби?
Расскажи, пожалуйста, как ты учишься? Что мешает учиться лучше?
Расскажи, пожалуйста, про свой класс. (Есть ли у тебя друзья, как складываются твои отношения с одноклассниками?).
Есть ли у тебя мечта? О чём ты мечтаешь? (Если бы мог загадать желание и точно знал, что оно исполнится, о чем бы попросил?).
Есть ли у тебя какие-либо трудности в жизни? Как ты их преодолеваешь?
Как родители относятся к твоим неудачам? Часто ли ты обращаешься к ним за помощью?
Доволен ли ты своим характером? Какие черты характера тебе нравятся? Какие не нравятся? Как окружающие относятся к недостаткам твоего характера? Хотел бы стать более смелым человеком, чем ты есть сейчас? Похож ли твой характер на характер твоих родителей? Поменялся ли он с детства?
Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?
Считаешь ли ты, что родители тебя чрезмерно контролируют? Почему?
Проводишь ли ты время с родителями? Какие чувства ты при этом испытываешь? Может быть, хотел бы что-то изменить?
Есть ли решения, которые тебе приходилось принимать под влиянием родителей? Как ты к этому относишься?
Перечень признаков застенчивости и условий, способствующих ее развитию:
Внешнее поведение подростка, сигнализирующее другим «Я застенчив»;
физические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо и т.д.;
внутреннее ощущение смущения и неловкости, перед которым отступают все другие чувства;
боязнь каким-либо образом проявить себя, например, ответы таких ребят на вопросы учителя едва можно расслышать или чаще этот ответ «не знаю», так как боятся сделать что-нибудь не правильно;
сидит в стороне и ждёт, пока кто-нибудь не предложит ему взаимодействие; как правило, откланяется от инициативы первым начать разговор, затеять какое-нибудь дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги.
избегает сложных неоднозначных ситуаций;
общаясь с приятелями, он говорит мало, больше времени проводит за партой, меньше отвлекаются;
послушен и редко является возмутителем спокойствия, но в то же время реже других получает поощрение;
не обращается за помощью, если не может сделать задание самостоятельно;
в рассказе о себе представляет унылую картину;
потливость;
дрожь;
учащение сердцебиения;
стесненное дыхание;
опущенные вниз глаза;
тихий голос;
скованность мышц и движений.
застенчивость возникает в результате особенностей воспитания;
генетическая предрасположенность;
отношение к подростку значимых для него людей;
сравнение подростка с братьями, сестрами или сверстниками, при этом оценки не в его пользу, существенно снижая его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с людьми;
обзывание, высмеивание, что так же не способствует развитию открытости и общительности;
не удовлетворена потребность в уважительном отношении со стороны взрослых;
низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контакте с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками – мешают подростку включится в коллективную деятельность, стать полноценным членом в детском саду или в школе;
неуверенность в себе;
считает, что родился таким;
страх;
сомнения в себе;
скрытность и боязнь чего-то;
нехватка открытости;
стесняется своего лица или одежды;
думает, что все его презирают и не уважают;
боится показаться хуже других;
считает, что отличается от других.