Психодиагностика адаптации обучающихся пятых классов в среднем звене школы.
Дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:
- Очень много разных учителей.
- Непривычное расписание (новый режим).
- Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
- Новые дети в классе
- Новый классный руководитель.
- В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.
- Проблемы со старшеклассниками.
- Возросший темп работы
- Другие нормы оценок.
- Новые, непривычные требования к оформлению работ.
- Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Ежегодно проводимое исследование позволяет изучить процесс адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы, выяснить условия, обеспечивающие благоприятный психологический климат в коллективах классов.
Методики: 1) Социограмма «Расселение», 2) Тест Филлипса Р. «Школьная тревожность».
Результаты исследования.
1). Количественные данные соответствуют количеству учащихся (в %), у которых диагностируется данный показатель. Статус определяется по баллам:
От 3 и выше – лидеры, к ним очень хорошее отношение;
От 2,5 до 2,9 – предпочитаемые для общения;
От 2 до 2,4 – принимаемые классом;
От 1 до 1,9 – изолированные аутсайдеры, избегаемые.
По всем 5-м классам:
Классы | Статус |
Лидеры | Предпочитаемые | Принимаемые | Избегаемые |
5А | 15чел (60 %) | 9 чел (36%) | 0 чел (0%) | 1 чел (4%) |
5Б | 11чел 33(%) | 13чел (39%) | 8 чел (24%) | 1 чел (4%) |
5В | 18чел(64%) | 8 чел(28%) | 2 чел (8%) | 0 чел (0%) |
5Г | 9 чел (30%) | 12чел (40%) | 6 чел (20%) | 3 чел (10%) |
5Д | 5 чел (17%) | 15чел (51%) | 6 чел (20%) | 3 чел (12%) |
5Е | 4 чел(15% | 15чел(57%) | 6 чел (23) | 1 чел (5%) |
Общее по параллели | 62чел 36% | 72чел 42% | 28чел 16% | 9чел 5% |
2). Количественные данные соответствуют количеству учащихся (в %), у которых диагностируется показатель высокой тревожности по следующим параметрам:
1. Тревожность в школе
2. Переживание социального стресса
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
4. Страх самовыражения
5. Страх ситуации проверки знаний
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
9. Общая тревожность
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
5А | 12чел 52% | 2 чел 8% | 1 чел 4% | 10чел 48% | 14чел 56% | 10чел 40% | 9 чел 36% | 15чел 60% | 10чел 40% | | | | | | | | | |
5Б | 19чел 57% | 13чел 39% | 11чел 33% | 19чел 57% | 22чел 72% | 21чел 66% | 18чел 54% | 25чел 75% | 16чел 48% | |
5В | 5 чел 17% | 2 чел 7% | 5 чел 17% | 13чел 46% | 17чел 60% | 4 чел 14% | 3 чел 10% | 14чел 50% | 3 чел 10% | |
5Г | 8 чел 26% | 4 чел 13% | 4 чел 13% | 14чел 46% | 21чел 70% | 17чел 56% | 10чел 33% | 16чел 16% | 4 чел 13% | |
5Д | 6 чел 20% | 5 чел 17% | 3 чел 10% | 10чел 34% | 16чел 55% | 11чел 37% | 6 чел 20% | 15чел 51% | 4 чел 13% | |
5Е | 10чел 38% | 8 чел 30% | 0 чел 0% | 13чел 50% | 16чел 65% | 8 чел 30% | 8 чел 30% | 10чел 38% | 6 чел 23% | |
Общее 2023 | 60чел 35% | 34чел 20% | 24чел 14% | 46чел 27% | 106чел 62% | 71чел 41% | 54чел 31% | 95чел 55% | 43чел 25% | |
Качественный анализ позволил определить:
1). В параллели 5-х классов подавляющее большинство учеников пользуются положительным отношением групп. Количество учеников, занимающих лидерские позиции и пользующихся наибольшей популярностью в группе значительно превышает количество непопулярных избегаемых учеников в классах.
2).По оценкам высокой тревожности в параметре «Общая тревожность» количество учеников понизилось. Выделяются результаты оценок в параметрах и «Ситуация проверки знаний», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», они находятся в зоне нормы необходимой коррекции.
3).Значительно снизились по сравнению с прошлым годом оценки по параметрам «Тревожность в школе», «Страх самовыражения», и, соответственно итоговая «Общая тревожность».
Сравнительные графики:
Социометрия
Школьная тревожность
Вывод: В коллективах в целом наблюдается благоприятная атмосфера для сотрудничества. В ситуации тестирования присутствовали хороший эмоциональный фон и заинтересованность детей в результатах работы. Формировалась способность детей к рефлексии-они серьезно задумывались о взаимоотношениях в классе и собственных чувствах.
Таким образом, можно определить, что адаптация учеников параллели 5-х классов в 2023 г. к обучению в среднем звене школы проходит хорошо.
Рекомендации:
Индивидуальное наблюдение учеников, имеющих высокие значения тревожности и учеников, не принимаемых в коллективах.
Развивающие игры и упражнения на конструктивное общение и самовыражение.