СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психодиагностические исследования адаптации обучающихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно проводимые исследования позволяют изучить процесс  адаптации обучающихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы, выяснить условия, обеспечивающие благоприятный психологический климат в коллективах классов.

Просмотр содержимого документа
«Психодиагностические исследования адаптации обучающихся»




Психодиагностика адаптации обучающихся пятых классов в среднем звене школы.


Дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:

 -  Очень много разных учителей.

 -  Непривычное расписание (новый режим).

 -  Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены

 -  Новые дети в классе

 -  Новый классный руководитель.

 -  В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.

 -  Проблемы со старшеклассниками.

 -  Возросший темп работы

 -  Другие нормы оценок.

 -  Новые, непривычные требования к оформлению работ.

 -  Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Ежегодно проводимое исследование позволяет изучить процесс адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы, выяснить условия, обеспечивающие благоприятный психологический климат в коллективах классов.

Методики: 1) Социограмма «Расселение», 2) Тест Филлипса Р. «Школьная тревожность».

Результаты исследования.

1). Количественные данные соответствуют количеству учащихся (в %), у которых диагностируется данный показатель. Статус определяется по баллам:

От 3 и выше – лидеры, к ним очень хорошее отношение;

От 2,5 до 2,9 – предпочитаемые для общения;

От 2 до 2,4 – принимаемые классом;

От 1 до 1,9 – изолированные аутсайдеры, избегаемые.

По всем 5-м классам:

Классы

Статус

Лидеры

Предпочитаемые

Принимаемые

Избегаемые

15чел (60 %)

9 чел (36%)

0 чел (0%)

1 чел (4%)

11чел 33(%)

13чел (39%)

8 чел (24%)

1 чел (4%)

18чел(64%)

8 чел(28%)

2 чел (8%)

0 чел (0%)

9 чел (30%)

12чел (40%)

6 чел (20%)

3 чел (10%)

5 чел (17%)

15чел (51%)

6 чел (20%)

3 чел (12%)

4 чел(15%

15чел(57%)

6 чел (23)

1 чел (5%)

Общее по параллели

62чел

36%

72чел

42%

28чел

16%

9чел

5%

2). Количественные данные соответствуют количеству учащихся (в %), у которых диагностируется показатель высокой тревожности по следующим параметрам:

1. Тревожность в школе

2. Переживание социального стресса

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

4. Страх самовыражения

5. Страх ситуации проверки знаний

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

9. Общая тревожность

Классы


1

2

3

4

5

6

7

8

9


12чел

52%

2 чел

8%

1 чел

4%

10чел

48%

14чел

56%

10чел

40%

9 чел

36%

15чел

60%

10чел

40%










19чел

57%

13чел

39%

11чел

33%

19чел

57%

22чел

72%

21чел

66%

18чел

54%

25чел

75%

16чел

48%


5 чел

17%

2 чел

7%

5 чел

17%

13чел

46%

17чел

60%

4 чел

14%

3 чел

10%

14чел

50%

3 чел

10%


8 чел

26%

4 чел

13%

4 чел

13%

14чел

46%

21чел

70%

17чел

56%

10чел

33%

16чел

16%

4 чел

13%


6 чел

20%

5 чел

17%

3 чел

10%

10чел

34%

16чел

55%

11чел

37%

6 чел

20%

15чел

51%

4 чел

13%


10чел

38%

8 чел

30%

0 чел

0%

13чел

50%

16чел

65%

8 чел

30%

8 чел

30%

10чел

38%

6 чел

23%


Общее

2023

60чел

35%

34чел

20%

24чел

14%

46чел

27%

106чел

62%

71чел

41%

54чел

31%

95чел

55%

43чел

25%



Качественный анализ позволил определить:

1). В параллели 5-х классов подавляющее большинство учеников пользуются положительным отношением групп. Количество учеников, занимающих лидерские позиции и пользующихся наибольшей популярностью в группе значительно превышает количество непопулярных избегаемых учеников в классах.

2).По оценкам высокой тревожности в параметре «Общая тревожность» количество учеников понизилось. Выделяются результаты оценок в параметрах и «Ситуация проверки знаний», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», они находятся в зоне нормы необходимой коррекции.

3).Значительно снизились по сравнению с прошлым годом оценки по параметрам «Тревожность в школе», «Страх самовыражения», и, соответственно итоговая «Общая тревожность».


Сравнительные графики:

Социометрия




Школьная тревожность


Вывод: В коллективах в целом наблюдается благоприятная атмосфера для сотрудничества. В ситуации тестирования присутствовали хороший эмоциональный фон и заинтересованность детей в результатах работы. Формировалась способность детей к рефлексии-они серьезно задумывались о взаимоотношениях в классе и собственных чувствах.

Таким образом, можно определить, что адаптация учеников параллели 5-х классов в 2023 г. к обучению в среднем звене школы проходит хорошо.

Рекомендации:

  1. Индивидуальное наблюдение учеников, имеющих высокие значения тревожности и учеников, не принимаемых в коллективах.

  2. Развивающие игры и упражнения на конструктивное общение и самовыражение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!