СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психофизиологические особенности личности. Типы ВНД

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует

• основные закономерности поведения животных и человека; • механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Психофизиологические особенности личности. Типы ВНД»

Типы ВНД

Типы ВНД

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует  основные закономерности поведения животных и человека;  механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельности Поведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОВЕДЕНИЯ

Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует

  • основные закономерности поведения животных и человека;
  • механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельности

Поведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма

к изменяющимся условиям окружающей среды.

Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

ДЕКАРТ, РЕНЕ  (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius)  (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель. Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которому поведением управляет головной мозг; мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве; процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

ДЕКАРТ, РЕНЕ

(Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель.

Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которому

  • поведением управляет головной мозг;
  • мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве;
  • процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»

основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга:

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)

Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»

И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863) Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом . головной/спинной мозг рецептор исполнительный орган сигнал “ Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…”  Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды. Рефлекс лежит в основе памяти и мышления.  “ Мысль есть первые две трети психологического рефлекса” 5. В мозге существует как процесс возбуждения , так и процесс торможения . Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов.  5

И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863)

  • Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме

2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом .

головной/спинной мозг

рецептор

исполнительный орган

сигнал

Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…”

  • Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды.
  • Рефлекс лежит в основе памяти и мышления.

Мысль есть первые две трети психологического рефлекса”

5. В мозге существует как процесс возбуждения , так и процесс торможения . Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов.

5

Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук,  свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом,  и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами. ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). 5 5

Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс),

а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс).

«Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

5

5

Устройство для изучения условных слюноотделительных (вегетативных) рефлексов 5 5

Устройство для изучения условных слюноотделительных (вегетативных) рефлексов

5

5

Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигнал Безусловный (врожденный) рефлекс : при попадании пищи в рот начинается слюноотделение. Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот). Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью , т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях. 5 8

Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигнал

Безусловный (врожденный) рефлекс : при попадании пищи в рот начинается слюноотделение.

Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения.

После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот).

Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью , т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.

5

8

Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозга Исходно  незначимый  стимул 4 Условная (временная) связь Врожденно определенный стимул (подкрепление) 2 3 Реакция 1 1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейрон Условия формирования условных рефлексов совпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями; повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов; оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения) отсутствие посторонних раздражителей. 8 9

Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозга

Исходно незначимый стимул

4

Условная (временная) связь

Врожденно определенный стимул (подкрепление)

2

3

Реакция

1

1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейрон

Условия формирования условных рефлексов

  • совпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями;
  • повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов;
  • оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения)
  • отсутствие посторонних раздражителей.

8

9

Тормозные процессы в ЦНС Наряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций. ВИДЫ  ТОРМОЖЕНИЯ  БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ) УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ)  ВНЕШНЕЕ  ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ)  УГАСАТЕЛЬНОЕ    ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ   УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ   ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ 9 10

Тормозные процессы в ЦНС

Наряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс.

На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций.

ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ

БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ)

УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ)

  • ВНЕШНЕЕ
  • ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ)
  • УГАСАТЕЛЬНОЕ

  • ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ

  • УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ

  • ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ

9

10

Т Инертный Подвижный (флегматик) (сангвиник) В Т В Т В Т 10 11 " width="640"

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Классификация типов ВНД

Свойства нервной системы

  • Сила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления.

Объединенная группа

2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге.

3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Слабый тип

(меланхолик)

Сильный тип

Уравновешенный

Неуравновешенный

(холерик)

В=Т

ВТ

Инертный

Подвижный

(флегматик)

(сангвиник)

В

Т

В

Т

В

Т

10

11

ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Животные Человек СИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯ Реакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка) Теппинг-тест Сильные – выработка условного рефлекса; Слабые – запредельное торможение. Удлинение процедуры дифференцировочного торможения СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ Реакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм) Развитие невроза у животных-холериков ПОДВИЖНОСТЬ Переделка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа) Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков Развитие невроза у животных-флегматиков. 11 11

ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Животные

Человек

СИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯ

Реакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка)

Теппинг-тест

Сильные – выработка условного рефлекса;

Слабые – запредельное торможение.

Удлинение процедуры дифференцировочного торможения

СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ

Реакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм)

Развитие невроза у животных-холериков

ПОДВИЖНОСТЬ

Переделка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа)

Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков

Развитие невроза у животных-флегматиков.

11

11

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА

ХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

11

11

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА

ФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов.

САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым.

11

11

ХОЛЕРИК Реакция человека на какое-либо событие зависит от его темперамента. ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК 11 11

ХОЛЕРИК

Реакция человека на какое-либо событие зависит от его темперамента.

ФЛЕГМАТИК

МЕЛАНХОЛИК

САНГВИНИК

11

11

Темперамент и личность От темперамента зависят такие свойства личности как: Впечатлительность - это сила взаимодействия человека различных стимулов , время их сохранения в памяти и сила реакций на них. Эмоциональность - скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Импульсивность - несдержанность реакций , в их спонтанности и появлении ещё до того ,как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение. Тревожность- беспокойные эмоциональные переживания( страх , опасение , боязнь ) 11 11

Темперамент и личность

От темперамента зависят такие свойства личности как:

  • Впечатлительность - это сила взаимодействия человека различных стимулов , время их сохранения в памяти и сила реакций на них.
  • Эмоциональность - скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.
  • Импульсивность - несдержанность реакций , в их спонтанности и появлении ещё до того ,как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение.
  • Тревожность- беспокойные эмоциональные переживания( страх , опасение , боязнь )

11

11

Так же дозволено определить и темпераменты исторических личностей. Петр Великий - холерик И.Крылов - меланхолик Д.Менделеев - сангвиник 11 11

Так же дозволено определить и темпераменты исторических личностей.

  • Петр Великий - холерик
  • И.Крылов - меланхолик
  • Д.Менделеев - сангвиник

11

11

Заключение   Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека . Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу. 11 11

Заключение

  Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека .

Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.

11

11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!