СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психогимнастика"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по программе «Психогимнастика» наиболее востребованы начальной школой, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.

Психогимнастика включает специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, ее познавательную, эмоциональную, личностную сферы.

Просмотр содержимого документа
«"Психогимнастика"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 84»



Утверждено

приказом от…………№……





Дополнительная образовательная программа


«Психогимнастика»


направление «Социально - педагогическое»

для учащихся 7-9 лет

срок реализации программы 1 год

















Руководитель:

педагог-психолог Ларионова С.А.













Н. Новгород

2018г

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………

  2. Цели, задачи, ожидаемый результат…………………………………………..

  3. Содержание программы……………………………………………………….

  4. Структура занятий………………………………………………………………

  5. Методическое обеспечение программы………………………………………

  6. Необходимое оборудование……………………………………………………

  7. Календарно-тематическое планирование………………………………………

  8. Список литературы………………………………………………………………

Дополнительная образовательная программа

«Психогимнастика»


Направление

Социально - педагогическое

Уровень общего образования

Начальное общее образование

Возраст

7-9 лет

Срок реализации программы

1 учебный год

Количество часов в неделю

1 час

Всего часов

27 ч

Автор-составитель

Ларионова С.А., педагог – психолог МАОУ «Школа №84»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями….

Занятия по программе «Психогимнастика» наиболее востребованы начальной школой, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.

Психогимнастика включает специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, ее познавательную, эмоциональную, личностную сферы. Использование элементов психогимнастики под силу каждому родителю, что позволяет поставить воспитательный процесс на глубинную психологическую основу, органично соединить влияние взрослого на ребенка с учетом его природных склонностей и способностей.

Методика занятий психогимнастикой достаточно проста. Психогимнастические упражнения можно использовать как для общего развития ребенка, так и для коррекции различных психических состояний, например чрезмерной подвижности, слабой концентрации внимания, истеричности, боязливости, замкнутости и т. д.

Занятия психогимнастикой следует проводить в четыре этапа. На первом этапе следует проиграть мимические и пантомимические этюды для выражения отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также для развития внимания и памяти. На втором этапе нужно достичь выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Третий этап занятий носит психотерапевтический характер и должен развивать способность воплощения в заданный образ, корректировать отдельные качества характера. Четвертый этап включает снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, навязывание настроения, желанных способов поведения и черт характера.

Следует отметить необходимость творческого подхода к планированию и проведению психогимнастики с детьми. Обстановка природности, расслабленности, спонтанности при добровольной внутренней дисциплине должны присутствовать во время занятий.





ЦЕЛЬ ПРОГАММЫ

Цель – создание социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.


ЗАДАЧИ ПРОГАММЫ

1. Коррекция и развитие у детей познавательной сферы, что необходимо, для успешного обучения в начальной школе.

2. Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.
Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

4. Стимулирование процесса творческого саморазвития и самовыражения.


Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения программы

Личностные:

  • Наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе совместной деятельности.

  • Способность к творческому саморазвитию и самовыражению.

Метапредметные:

  • Сформированность умения продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом

  • Умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения

  • Владеть навыками познавательной рефлексии


Содержание программы




Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнения

Литература

  1. Подготовительные занятия.

  1. Знакомство

Создание психологического комфорта в группе; благоприятных условий для самораскрытия членов группы. Снятие психоэмоционального напряжения. Психодиагностика состояния. Создание атмосферы доверия и безопасности. Тренаж узнавания эмоций по внешним признакам.

  1. Нестандартное приветствие.

  2. Рефлексия состояния

  3. Знакомство через игру «Клубок».

  4. Принятие правил группы.

  5. Подвижная игра «Поменяйтесь местами те, кто любит…»

  6. Игра «Узник и часовой»

  7. Танец 5-ти движений

  8. Подари подарок соседу (невербально)

  9. Рефлексия занятия

  10. Ритуал прощания

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» стр 69.

А.С. Прутченко «Тренинг личностного роста»

Н.Ю. Хрящева (методические рекомендации ведения тренинга)


  1. Эмоции, мимика, пантомима

Снижение эмоционального напряжения. Обучение выразительным движениям через игру.

  1. Нестандартное приветствие.

  2. Рефлексия состояния

  3. Игра «Карты эмоций»

  4. Пиктограммы эмоций.

  5. Игра «Обезьянка», «Птица»

  6. Игра «Найди пару» (пантомима)

  7. Танец 5-ти движений

  8. Ежик с пожеланиями.

  9. Рефлексия занятия

  10. Ритуал прощания

Н.Ю. Хрящева- методические рекомендации

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» стр.137,188

Е.В. Вербовская «Психогимнастика» ч.1

  1. Лес

Обучение выразительным движениям. Работа с беспредметностью. Проживание психоэмоциональных состояний. Ознакомление с техникой медленного движения.

  1. Нестандартное приветствие. Звуки природы -разбор

  2. Подвижная игра «Повторяйте все за мной»

  3. Работа с беспредметностью – божья коровка.

  4. «Осенние деревья» - знаковый образ

  5. Проживание психоэмоциональных состояний: страх, холод, радость

Е.В. Вербовская «Психогимнастика» ч.1

Аудиодиск «звуки природы»

М.И. Чистякова «Психогимнастика»

  1. Необычные превращения

Обучение выразительным движениям. Работа на сплочение группы. Развитие активного внимания. Обучение детей созданию ярких образов с эмоциональной окраской. Обучение приемам саморасслабления. Закрепление знаний, полученных на прошлых занятиях.

  1. Приветствие.

  2. Повторяем все за мной: «крадущаяся походка, «рыбка», «колокольчик», «банан», «ходьба по пластилину», «птицы», звуки природы на узнавание.

  3. Создание выразительного дерева «осинка», «клен».

  4. Проживание психоэмоционального состояния: «радость», «мне больно», «смех»

  5. Создание через пантомиму героев сказки «Репка»

  6. Танец пяти движений

  7. Общий рисунок.

Е.В. Вербовская «Психогимнастика» ч.1

Аудиодиск «звуки природы»

М.И. Чистякова «Психогимнастика»

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»


  1. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Обучение выразительным движениям. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам. Формирование у детей моральных представлений. Обучение приемам саморасслабления. Развитие активного внимания, творчества, воображения.

  1. Здороваемся без слов.

  2. Неожиданное задание «изобрази эмоцию в пантомиме» по карточкам.

  3. Проходки

  4. Подвижная игра «Найди пару»

  5. Этюд «Карлсон»

  6. Этюд «Очень худой ребенок»

  7. Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоции удовольствия и страдания).

  8. Этюд «Эгоист»

  9. Беседа «Кого зовут эгоистом»

  10. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист»

  11. Минута шалости «Море волнуется»

  12. «Шарик и насос»

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

Эмоция горя

Научить ребенка выражать сочувствие. Стимулировать процесс творческого самораскрытия.

  1. Нестандартное приветствие

  2. Игра «Зоопарк»

  3. Создание через пантомиму героев сказки «Курочка Ряба»

  4. Сочинение общей сказки «Курочка Ряба» по карточкам

  5. Инсценировка сказки «Курочка Ряба». Вычленение эмоций горя.

  6. Модель желаемого поведения

  7. Минута шалости «Веретено». Мозаика или конструкция сказки

  8. Насос и мяч

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

Е.В.Вербовская «Психогимнастика,ч.2

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

Выражения сочувствия, любви


  1. Приветствие

  2. Карточки: нарисуй эмоцию

  3. Этюд «Два синьора»

  4. Этюд «Сочувствие»

  5. Этюд «Любящие родители»

  6. Игра «Кто за кем?» (наблюдательность, успокоение)

  7. Факир

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей»

III Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность

Коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка. Обучение навыкам общения и установления контакта. Научить ребенка испытывать положительные эмоции. Стимулировать процесс творческого саморазвития и самовыражения.

Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие внимания, памяти, воображения.

  1. Нестандартное привествие

  2. Этюд «Робкий ребенок», «Смелый заяц»

  3. Беседа «Кто что или кого боится»

  4. Рисование натему «Кого или чего я боюсь»

  5. Игра «В темной норе»

  6. Игра «Запомни свою позу» (развитие памяти)

  7. Этюд «Факир»

  8. «Подарок»

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»





  1. Нетандартное приветствие

  2. «Кривляка», «Вежливый ребенок»

  3. Беседа «Кого называют невоспитанным?»

  4. Игра «Мальчик с девочкой в кафе»

  5. Минута шалости «Платочек»

  6. Игра на развитие образной памти «Метод Цицерона»

  7. Отдых «Сон на берегу моря»

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

Серия книг по развитию образной памяти под ред.И.Ю.Матюгина





  1. Нестандартное приветствие. «Броуновское движение»

  2. Этюд «Жадный поросенок». Игра «Жадный поросенок»

  3. Модель желаемого поведения

  4. Этюд «Беззаботная стрекоза», «Сочувствие»

  5. Игра «Стрекоза и муровей»

  6. Модель желаемого поведения – составление общего рассказа «Семечко»

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»



Развитие творческого самовыражения

1.Приветствие «ХА» на выдохе

2. Настроение по карточкам

3. Пантомимическое выражение разных характеров

4. Этюд «Цветок»

5. Проигрывание под музыку заданной пантомимической сценки на взаимопомощь

6. Рисунок наиболее яркого образа

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»


IV Этюды и игры на развитие сотрудничества и взаимопомощь

Обучение самостоятельности, преодолению препятствий, взаимопониманию и взаимоподдержки

  1. Путешествие с препятствиями

  • Паровозик

  • Пропасть (через веревку)

  • Веревочное кольцо

  1. Этюд «Просто старушка»

  2. Проигрывание желаемого поведения

  3. Игра «Четыре стихии»

  4. Шалтай – Болтай

  5. Пожелания

М.И.Чистякова «Психогимнастика»


Межличностное взаимодействие

Развитие креативности

  1. Приветствие

  2. Гимнастика мозга

  3. Рисуночные загадки

  4. Сочинение общей истории

  5. Инсценировка общей истории

  6. Минута шалости «Паравозик»

  7. Сфотографировать определенное количество спичек

  8. Танец пяти движений

  9. Рисунок настроения

С.В.Коноваленко «Рахвитие познавательной деятельности у детей»;

Серия книг по развитию образной памяти под ред. И.Ю.Матюгина;

Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»


«Снежная королева»

Развитие эмоциональной эмпатии. Развитие тонкой и грубой моторики. Развитие тактильно – двигательного восприятия и ориентировки в пространстве. Сохранение условий для психологической разгрузки. Развитие взаимовыручки и взаимопонимания

  1. Эмоциональное погружение

  2. Проходки: по льду, по снегу,…

  3. Превращения: ледяные фигуры тают – лужа – ледяные фигуры – снежинки – снег

  4. Сказка «снежнаякоролева»

-Герда – испуганная, замерзща, страдающа идет через сугробы на помощь к Каю

-Образ снежной кородевы

-Кай-одиночка, безразличный

Сцена спасения Кая. Выделение эмоции счастья.

5.Беседа «Поиск положительных черт в снежной королеве». Ответ на вопрос: «Почему он стал злой?»

Запахи и ассоциации с героями.

  1. Минута шалости «Фантазер»

  2. Рисунок наиболее ярких образов из сказки

  3. «Костер»

Н.В.Самоухина «Игры в школе и дома»;

Е.В.Вербовская «Психогимнастика» ч.1;

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», стр.194

«Подводное царство»

Развитие пластики, гибкости. Снятие мышечных зажимов. Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения. Укрепление эмоциональных контактов

  1. Эмоционалльное погружение. Проход через «пещеру» к морю.

  2. Плывем на лодке.

  3. На дне морском. Удивительные превращения: исп.запахи

- идем под водой

- камни под водой

- водоросли

- рыбки

- скат

- осьминог

- морская зме

- морской конек

4. В гостях у девы морской. Зарисовываем все, что видели на дне морском (рассказ в рисунках)

5. возвращение: «Лучик»

- запахи и ассоциации

6. Карточка настроения.

Н.В.Самоухина «Игры в школе и дома»;

Серия книг по развитию образной памяти под ред. И.Ю.Матюгина;


V Заключение

Подведение итогов






Структура занятий

Занятия психогимнастикой следует проводить в четыре этапа. На первом этапе следует проиграть мимические и пантомимические этюды для выражения отдельных эмоциональных состояний и чувств, а также для развития внимания и памяти. На втором этапе нужно достичь выражения отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождения.

Третий этап занятий носит психотерапевтический характер и должен развивать способность воплощения в заданный образ, корректировать отдельные качества характера.

Четвертый этап включает снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, навязывание настроения, желанных способов поведения и черт характера.


Для разработки занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно - развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом ( почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.


Методическое обеспечение программы

В работе используются магнитофон, диски, альбомные листы, краски, кисточки, карандаши, таблицы с правилами, карточки с заданиями, тактильный и зрительный материал, пиктограммы, средства сенсорной комнаты; творческие задания, тренинговые упражнения



Детям, прошедшим курс, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У них вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).





Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

I

Подготовительные занятия.


9


1

Знакомство

2


2

Эмоции, мимика, пантомима

3


3

Лес

1


4

Необычные превращения

3


II

Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

4


1

Пантомима

1


2

Эмоция горя

1


3

Выражения сочувствия, любви

2


III

Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность

8


1

Страхи

2


2

Жадность

2


3

Невоспитанность

2


4

Агрессия

2


IV

Этюды и игры на развитие сотрудничества и взаимопомощь

5


1

Межличностное взаимодействие

3


2

«Снежная королева»

1


3

«Подводное царство»

1


V

Заключение

1










Литература:

  1. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.

  3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.

  4. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.

  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000.

  6. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М.,Генезис,1999г.

  7. Чистякова М.И. «Психогимнастика» М.,Просвещение,1990г.

  8. Стрелкова Л.П. «Уроки сказки» М.,Педагогика,1990г.

  9. Овчерова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М.,Сфера,1996г

  10. Урунтаева Т.А. «Практикум по детской психологии» М.,Просвещение,1995г.

  11. Справочник классного руководителя, №8 август 2006г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!