СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психокоррекция в работе школьного психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекция в работе школьного психолога»

Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:

  1. Единство диагностики и психокоррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению нарушений и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.

  2. Деятельностный принцип психокоррекции.Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.

  3. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка*. Психокоррекционная работа с ребенком не будет иметь эффекта за пределами зоны ближайшего развития.
    *Зона ближайшего развития – это понятие, которое характеризует разницу между тем, на что ребенок  способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен при помощи учителя. (Л.С. Выготский).

  4. Принцип нормативности, т.е. ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.

  5. Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направляется на устранение причин отклонений в развитии.

  6. Принцип «замещающего онтогенеза». Коррекционная работа должна начинаться с той «точки», с которой начались отклонения от оптимальной программы.

  7. Упреждающий характер психокоррекции. Коррекционная работа направляется на формирование того, чего следует достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности, а не на тренировки того, что уже достигнуто ребенком.

  8. Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумел выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.

  9. Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.

  10. Эмоциональная насыщенность занятий. Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.

Основные этапы психокоррекции при работе с детьми:

  • Проблема.

  • Прогноз (предвидение дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции или при отсутствии таковой).

  • Создание психолого-педагогической коррекционной программы. В ней определяется цель, направления психокоррекции, приблизительное количество занятий, их периодичность, продолжительность занятий; перечисляются приемы и методы, которые будут использоваться. Обязательным является наличие в коррекционной программе психологической части, которую осуществляет психолог, и педагогической, которую психолог разрабатывает с родителями, социальными работниками, педагогами и т.д., и осуществление которой происходит под контролем психолога.

  • Выполнение психокоррекционной программы.

  • Анализ эффективности психокоррекционной программы

Психокоррекция эмоциональной сферы

Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом: нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.

К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:

  1. природные особенности (например, тип темперамента);

  2. социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение школьного педагога к ребенку и т.п.).

Стоит отметить, что не всегда целесообразно начинать исследование детей с тестов. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить, например, к работе в группе, с которой занимается психолог.

Для работы с детьми подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арт-терапии. Они помогают ребёнку пережить свои подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Также, эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.

В процессе психокоррекционных  занятий дети:

  • получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы;

  • переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;

  • воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не смогли справиться;

  • учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному отношению к себе;

  • обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;

  • учатся вербализовывать  (проговаривать) и понимать собственные чувства;

  • воспроизводят эмоциональную коррекцию своих отношений с окружающими людьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!