СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психокоррекционная программа педагога-психолога по развитию памяти учащихся 5-7 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для развития памяти

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекционная программа педагога-психолога по развитию памяти учащихся 5-7 классов»

13


Психокоррекционная программа по

развитию памяти для учащихся 5-7 классов

(10-13 лет).


Цель: развитие мнестической деятельности.

Задачи:

1. Определить тактику и стратегию психокоррекционной программы.

2. Провести психокоррекционые занятия согласно с подобранными заданиями.

3. Проанализировать и сделать выводы по психокоррекционной программе и

ее эффективности.


Форма работы: групповая.


Общее время: 7 часов, 10 минут.


Частота встреч: 1 раз в неделю


Длительность встреч: с 30-35 минут и до 1часа на заключительном этапе.


Всего занятий: 10.



















Ход занятий.

Занятие № 1.

Цель: установление контакта с группой, создание благоприятной атмосферы, повышение эффективности кратковременной памяти.

Время проведение занятия: 35 минут.

Задания.

  1. Знакомство с группой - представление друг другу.(5 мин.)

  2. Обсуждение с группой: беседа о памяти как психическом процессе: что такое память, для чего она нужна, какие виды памяти существуют и т. д.(6 мин.)

  3. Постановка целей и задач для группы и принятие правил (10 мин.)

  4. « Снежный ком»: цель – развитие процессов запоминания и воспроизведения.( 8 мин.)

Группу делят на две команды. Каждая команда выбирает по одному водящему, участники каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. Затем водящий, глядя на предметы своей команды, должен установить, в каком порядке эти предметы выкладывались на стол.

  1. « Метод образной визуализации 1»: цель – развитие способности к воссозданию мысленных образов .(10 мин.)

Детям предлагается закрыть глаза и представить соответствующие картины, название которых произносит экспериментатор:

1) лев, нападающий на антилопу; 2) собака, виляющая хвостом; 3) муха в вашем супе; 4) миндальное печенье в коробке; 5) молния в темноте; 6) пятно на вашей любимой одежде; 7) бриллиант, сверкающий на солнце; 8) крик ужаса в ночи; 9) радость материнства; 10) друг, ворующий деньги из вашего кошелька.

А теперь вспомните и запишите название визуальных картинок. Проверьте, какие образы вспомнили правильно. Если вспомнили более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

6. Подведение итогов ( 6 мин.)




Занятие № 2.

Цель: развитие кратковременной, памяти, процессов запоминания и воспроизведения.

Время проведения занятия: 38 минут.

Задания.

  1. « Метод образной визуализации 1»: цель – развитие способности к воссозданию мысленных образов .(10 мин.)

Детям предлагается закрыть глаза и представить соответствующие картины, название которых произносит экспериментатор:

1) лев, нападающий на антилопу; 2) собака, виляющая хвостом; 3) муха в вашем супе; 4) миндальное печенье в коробке; 5) молния в темноте; 6) пятно на вашей любимой одежде; 7) бриллиант, сверкающий на солнце; 8) крик ужаса в ночи; 9) радость материнства; 10) друг, ворующий деньги из вашего кошелька.

А теперь вспомните и запишите название визуальных картинок. Проверьте, какие образы вспомнили правильно. Если вспомнили более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

  1. Методика «Память на числа»: цель – оценка и развитие кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.( 12 мин).

Инструкция: « Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с. Запомнить как можно больше чисел. Через 20 с. Таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили. Порядок работы будет следующий. По команде «ВНИМАНИЕ» вы должны смотреть на таблицу, каждый на свою, и стараться запомнить как можно больше чисел. Через 20 с. Таблицу заберут.

Предлагаются 2 варианта, можно начать с четного.

  1. Упражнение « Мысленные образы 1»: цель – развитие способности к воссозданию мысленных образов.( 10 мин.)

Упражнение проводится следующим образом: дается перечень серии слов, детям необходимо использовать графическое изображение для запоминания слов.

Инструкция: « Попробуйте к каждому из названных мною слов сделать какой-либо рисунок».

Возможные серии слов:

серия №1: грузовик, умная кошка, гнев, мальчик- трус, веселая игра, капризный ребенок, дерево, хорошая погода, наказание, интересная сказка;

серия №2: веселый праздник, радость, темный лес, болезнь, отчаяние, быстрый человек, смелость, печаль, глухая старуха, теплый ветер.

  1. подведение итогов (6 мин.)



Занятие № 3.

Цель: развитие объема кратковременной, памяти, способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами.

Время проведения занятия: 38 минут.

Задания.

  1. Обсуждение с группой: беседа о том, что такое ассоциация, для чего она необходима?(5 мин.)

«Для упорядочивания и запоминания информации необходимо «ушко» или «ниточка», за которую ее можно было вытаскивать. Таким «ушком» и является ассоциация. Ассоциация – это такой психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, все вспомнили про праздник Новый год! Что вам представилось в уме?» И дети называют (елка, Дед Мороз, Снегурочка и т. д.)

  1. Игра «Цепочка» (8 мин.)

Игроки садятся за стол и готовятся к игре. Участник, сидящий справа, по команде называет какой-нибудь предмет, например «стол». Следующий участник повторяет названный предмет и добавляет к нему новый - « стол, диван». Итак, все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов. Тот, кто не смог перечислить цепь предметов, выходит. Таким образом, в конце игры остается победитель.

  1. « Различия между узнаванием и воспроизведением» ( 8 мин.)

Детям предъявляется 9 фигур. Дети должны запомнить, а затем воспроизвести по памяти изображенные на рисунке 1а фигуры. Закрыв бумагой предыдущий рисунок, узнать на рисунке 1б фигуры из него.

  1. Ознакомление с правилами обращения с памятью и обсуждение (10 мин.)

3 первых правила обращения с памятью:

1) заучивай с желанием знать и помнить;

2) ставь цель - запомнить надолго;

3) пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысляет, тот хорошо запоминает и помнит.

5. Подведение итогов ( 6 мин.)





Занятие № 4.

Цель: развитие словесно-логической памяти, процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Время проведения занятия: 42 минут.

Задания.

  1. « Осмысленность восприятия в запоминании А» ( 10 мин)

Детям зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем преподаватель подсчитывает только первое слово каждой пары, а дети записывают второе. При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят «+», если неправильно или вообще не записано, ставят «-».

Материал. Пары слов для запоминания: кукла- играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, петух – кричать, снег – зима, чернила –тетрадь, груша – компот, лампа – вечер.

  1. «Снежный ком» (см. занятие №2).( 8 мин.)

  2. Упражнение « Нелогические ассоциации»: цель – развитие логического вида запоминания.( 15 мин.)

Детям дается несколько слов, логически не связанных между собой. Им предлагается попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации, т. е. напишут небольшой рассказ с помощью этих слов.

Примерный набор слов: книга, цветок, сосиска, мыло.

4. Дальнейшее ознакомление с правилами обращения с памятью, их обсуждение и повторение ранее изученных (5 мин.)

Следующие 3 правила обращения с памятью:

  1. начинай повторять до того, как материал стал забываться; помни слова К. Д. Ушинского: «... понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и возвести на нем новый этаж»;

  2. заучивай и повторяй небольшими дозами;

  3. лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

5. Подведение итогов (6 мин.)





Занятие № 5.

Цель: повышение эффективности кратковременной памяти, развитие словесно – логической , процессов запоминания.

Время проведения занятия: 50 минут.

Задания.

1. Дальнейшее ознакомление с правилами обращения с памятью, их обсуждение и повторение ранее изученных (7 мин.)

Следующие 3 правила обращения с памятью:

  1. после математики учи историю, после физики литературу: память любит разнообразие;

  2. когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше , одним словом – действуй;

не учи стихи по столбикам, короткие заучивай целиком, длинные разбивай на пропорции.

2. Тест « Числа и их порядковые номера»( 8 мин.)

За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых цифр. После закройте текст, на листке напишите цифры.

  1. 43 11. 37

  2. 57 12. 18

  3. 12 13. 87

  4. 33 14. 56

  5. 81 15. 47

  6. 72 16. 6

  7. 15 17. 78

  8. 44 18. 61

  9. 96 19. 83

  10. 7 20. 73


3. « Групповой рассказ» ( 10 мин.)

Игроки разбиваются на две команды. Каждая команда сочиняет групповой рассказ. Представитель правой команды произносит фразу, например: «дождь хлестал...». Второй игрок, сидящий рядом, продолжает: « дождь хлестал, охотники промокли до нитки». Следующий игрок произносит предыдущее и добавляет свою фразу. Так получается рассказ. Это будет рассказ правой команды. Затем сочиняет рассказ левая команда. Ведущий оценивает фантазию каждой команды.

4. « Метод образной визуализации 2»: цель – развитие способности к воссозданию мысленных образов .(12 мин.)

Слушайте слова, которые будут произносится, представляйте их образы и соединяйте в единый сюжет, в единый сказочный фильм.

  1. Например, составьте образный фильм из слов: дом, павлин, трава, платье, очки, скрепка, ножницы, окно, клей, дерево, гвоздь. Запишите по памяти слова, проверьте их, какой сюжет вы придумали из этих слов.

  1. Упражнение « Мысленные образы 1»(см. занятие № 2).(8 мин.)

Усложняем: чтобы запомнить слова или фразы, необходимо представить их в уме, без фиксации на бумаге.

  1. Подведение итогов (6 мин.)




Занятие № 6.

Цель: развитие кратковременной памяти и словесно – логической, процессов запоминания.

Время проведения занятия: 45 минут.

Задания.

1. Упражнение «Нелогические парные ассоциации слов»( 13 мин.)

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета не связанных друг с другом, т. е. не связанных между собой естественными ассоциациями.

Инструкция: « Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините слова в одной четкой картинке. Постарайтесь нарисовать яркую картинку.»

Пары слов: горшок – коридор, ковер – кофе, кольцо – лампа, ноготь – книга, жук – кресло, солнце – палец, двор – ножницы, котлета – песок, обезьяна – пальто, зубной врач – туалет.

Можно, чтобы дети сначала потренировались вслух, рассказывая друг другу свои картинки самостоятельно. На следующем занятии продиктуем детям по одному слову, а они должны вспомнить и записать второе.

2. Упражнение на мысленные образы 2 «Образы - спички»: цель – развитие способности к воссозданию мысленных образов.( 18мин.)

Берутся 200 – 300 спичек. Детям диктуется слово, а их задача выкладывать из спичек образ, которые эти слова у них вызывают.( Например трактор может вызвать образ ломанной линии от звука «р-р-р»). Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 минуту. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими «образам-спичкам» воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.

3. Дальнейшее ознакомление с правилами обращения с памятью, их обсуждение и повторение ранее изученных (8 мин.)

Следующие 3 правила обращения с памятью:

  1. как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести информацию, закрыв книгу. Помни слова Л. Н. Толстого: «Никогда не подсматривай в книгу, ежели чего забыл, а старайся сам вспомнить»;

  2. если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди четверга – выучи сразу, а накануне только повтори;

  3. иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник знает где сидит фазан».

4. Подведение итогов (6 мин.)




Занятие № 7.

Цель: повышение эффективности кратковременной памяти, развитие словесно – логической , процессов запоминания и воспроизведения.

Время проведения занятия: 56 минут.

Задания.


1. Упражнение «Нелогические парные ассоциации слов» ( см. занятие №6).( 10мин.)

Диктуем детям по одному слову, а они должны вспомнить и записать второе.

2. « Групповой рассказ»( см. занятие№5). ( 10 мин.)

3. Методика «Слова и числа»: цель – развитие кратковременной памяти.

( 7 мин.)

Инструкция: «Сейчас вам будет предложена серия из 10 слов и 10 чисел. Вы должны запомнить их и после окончания диктовки воспроизвести их в любом порядке. По команде «стоп» прекратите работу и подчеркните последнее воспроизведенное вами слово (число).

1 серия: слова: камень сукно платок тачка океан сумка

буран шкаф восток картон

числа: 39, 28, 26, 12, 40, 65, 78, 54, 18, 87.

4. Обобщенное повторение всех изученных правил обращения с памятью, их обсуждение (10 мин.)

5.Упражнение « Нелогические ассоциации» ( см. занятие №4).( 15 мин.)

6.Подведение итогов (6 мин.)





Занятие № 8.

Цель: закрепление умений.

Время проведения занятия: 55 минут.

Задания.

1. Упражнение на мысленные образы 2 «Образы - спички»(см. занятие №6).( 18мин.)

2. Упражнение «Запомни животное»: цель – развитие способности устанавливать связи между элементами.( 15 мин.)

Инструкция: « Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой». Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

3. Игра «Цепочка» (см. занятие №3).(5 мин.)

4. Методика «Память на числа»(см. занятие №2).( 10 мин).

Используем нечетный вариант цифр.

5. Подведение итогов (6 мин.)




Занятие № 9.

Цель: развитие кратковременной памяти и словесно – логической, процессов запоминания, закрепление умений.

Время проведения занятия: 48 минут.

Задания.

1. Осмысленность восприятия в запоминании Б» (см. занятие №4).(10 мин)

Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А.

Пары слов для запоминания: жук – кресло, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, рыба – пожар, салазки – завод, топор – кисель.

2. Тест « Числа и их порядковые номера»(см. занятие №5).( 8 мин.)

Усложняем: теперь необходимо запомнить сами и числа и их порядковые номера. Закрыв текст, на листке написать числа и их порядковые номера.

3.«Снежный ком» (см. занятие №2).( 8 мин.)

4. Упражнение «Двойная стимуляция» (см. занятие №3).( 15 мин).

5.Подведение итогов (6 мин.)





Занятие № 10.

Цель: закрепление умений, подведение итогов.

Время проведения занятия: 1 час 5 минут.

Задания.

1. Упражнение «Запомни животное» (см. занятие №8).(15 мин.)

2. « Метод образной визуализации 2» (см. занятие №5).(12 мин.)

3. Игра «Цепочка» (см. занятие №3).(5 мин.)

4. Повторение всех изученных правил обращения с памятью(10 мин.)

5. Упражнение на мысленные образы 2 «Образы - спички»(см. занятие №6).( 18мин.)

6. Подведение итогов: еще раз проговариваем как важна память для человека, что группа продуктивно поработала и теперь дети будут правильно обращаться с памятью. ( 4 мин.)

8.«Окончание». Дети берутся за руки, ходят по кругу и громко говорят – «Все!!», и опускают вниз руки. ( 2 мин.)












В заключении психолог подводит итоги психокоррекционной программы.







Список используемой литературы.

  1. Рудометкина Е. А. «Развитие когнитивных процессов учащихся»./ Практическая писхология и социальная работа, №6, 2010.

  2. Столяренко Л. Д. «Основы психологии». Ростов н/Д, 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!