СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психокоррекционная работа с леворукими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психокоррекционная работа с леворукими детьми приобрела статус самостоятельной научно-практической проблемы ЛИШЬ в последние годы, хотя необходимость особого психологическога подхода к таким детям осознана родителями и педагогами давно. Чтобы психокоррекционная работа с левшой была эффективной нужно создать атмосферу взаимного доверия и понимания между ним и ПСИХОЛОГОМ. Для этого необходимо постоянное ЛОВЫ ШеННОе внимание к ребенку искренняя заинтересованность настроением, самочувствием, переживаниями. Неподдельное внимание и готовность к совместной деятельности со стороны ЗНаЧИМОГО взрослого (родитель, педагог) значительно улучшают эмоциональное состояние ребёнка, вселяет веру в собственные силы, мотивирует стремление к саморазвитию, апосредсванно повышает самооценку.

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекционная работа с леворукими детьми»

Психокоррекционная работа с леворукими детьми,

Психокоррекционная работа с леворукими детьми приобрела статус самостоятельной научно-практической проблемы ЛИШЬ в последние годы, хотя необходимость особого психологическога подхода к таким детям осознана родителями и педагогами давно. Чтобы психокоррекционная работа с левшой была эффективной нужно создать атмосферу взаимного доверия и понимания между ним и ПСИХОЛОГОМ. Для этого необходимо постоянное ЛОВЫ ШеННОе внимание к ребенку искренняя заинтересованность настроением, самочувствием, переживаниями. Неподдельное внимание и готовность к совместной деятельности со стороны ЗНаЧИМОГО взрослого (родитель, педагог) значительно улучшают эмоциональное состояние ребёнка, вселяет веру в собственные силы, мотивирует стремление к саморазвитию, апосредсванно повышает самооценку.

Херошие результаты в работе с левсрукими детьми дает метад который называется «пополнение эмоционального резервуара ребёнка». Данный метод рекомендуется при менять ко всем детям ; а к левшам тем более, так как сни в силу своих психосенетических особенностей более подвержены змсциснальнсй разбалансировке и истощению.

З основе этого метода лежит признание педагогом ребенка как равноценного партнера.

Не равноправного ребёнок и педагог исполняют разные обязанности и собственно имеют неодинаковые права , а именно равноценного. На практике этот метод осуществляется посредством использования различных вербальных и невербальных средств влияния . Перечислим важнейшие из них:

контакт глаз ( тёплый взгляд учителя , родителя ) открытая поза преподавателя пантомические и мимические средства спокойный , уверенный тон голоса; плавность ,неторопливость движений

Физический контакт ( поглаживание, « прогревание» руками).

Следующая большая группа методов , МОЖНО сказать психоксррекционная система -это игротерапия , Игровая терапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Общие показания к проведению игротерапии,

СОЦИаЛьный инфатилизм , необщительность , фобические реакции сверхконформность и сверхпослушание , нарушение поведения и вредные привычки неадекватная половая идентификация

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

1 „Моделирование системы социальных отношений в нагляднодейственной форме, в игровых УСЛовияХ следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях

И3 мен ения ПОЗИЦИИ ребенка В направлении продемонстрированного личностного эгоцентризма благодаря чему происходит осознание собственного « Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и СПОС0бНOСТЬ к разрешению конфликтных ситуаций

З. Формирование ( наряду с игровыми отношениями ) реальных отношений как равноправного партнера , сотрудничество и кооперации между ребенком и сверстником , обеспечивающих возможность позитивного личностного развития. 4, Организация поэтапной отработки в игре НОВЫХ адекватных способов ОРКНТИРСВКИ ребёнка в проблемной ситуации .

5. Формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения на основе правил , регулирующих выполнение конкретной роли .

Основные задачи ,состоящие перед психологом , ведущим игровые занятия .

создание отмссферы принятия ребенка

ребенку; отражение и вебрализация его чувств и переживаний в максимально точнной и понятной ребенку форме обеспечение в процессе игровых занятий условий актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения

В работе с леворуким ребёнком психологу нужно своевременно обеспечить гармоничное включение такого ребёнка в коллектив сверстников , Этого можно достичь путём постепенного перехода от индивидуальных форм игротерапии к индивидуально-групповым и затем к групповым, Скорость такого перехода во многом зависит от степени сформированности у конкретного ребенка социальной потребности в общении

Существует несколько видов игротерапии игротерапия в психоанализе игротерапия центрированная на клиенте игротерапия построения отношений и др

Нам в контексте темы наиболее интересна игровая терапия центрированная на клиенте как метод коррекционного воздействия на леворукого ребёнка.

Цели такой терапии не переделывать ребенка

не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам а дать ему возможность быть самим собой . Эти цели могут быть

конкретизированы з виде следующих задач

1. Расширение репертуара форм самовыражения ребёнка 2 Оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребёнок— взрослый ».

З, Повышение уровня социальной компетентности ребёнка в его взаимодействии сс сверстниками.

4, Развития способности эмоциональной саморегуляции и достижение емсциснальной устойчивости за счёт осознания ребёнком с ПОМОЩЬЮ взрослого своих эмоций ;чувств, переживаний.

5. Оптимизация развития « Я — концепций».

6 - Повышение степени саморегуляции и формирование чувства «Я». на практике это выглядит примерно так : психолог создает в игровой комнате безоценночную, непринужденную атмосферу Такая атмосфера способствует установлению коммуникативногс контакта между ПСИХОЛОГОМ и ребёнком , даёт возможность последнему полностью самореализсваться удовлетворить посредством игры те или иные потребности . Взаимодействуя с ребёнком психолог демонстрирует свою искреннюю заинтересованность и одобряет действия ребёнка , который при таких отношениях начинает осознавать свою индивидуальность неповторимость своей личности эта терапия рассчитана примерно на 15 единовременных сеансов . Основные критерии ее эффективности таковы позитивная динамика эмоционального развития ребенка характеризующаяся возрастанием степени осознавания чувств гармонизация образа «Я» ,выступающая в преобладании

ПОЗИТИВНЫХ самооценок; сближение «Я» реального и «Я» идеального повышение степени самопринятия и уверености в себе и в своих возможностях.

Для проведения игротерапии могут быть использованы разнообразные игры, игрушки и материалы

В работе с леворукими детьми применяются также арттерапия, музыкатерапия, библиотерапия

Арттерапия специализированная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности и скусстве, в первую очередь на изобразительном искусстве,

Музыкотерапия -- использование различных музыкальных произведений в качестве средства психической коррекции

Особенно эффективна данная методика при печении различных невротических состояний у детей детского аутизма

Библиотерапия коррекцитонное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

По отношении к леворуксму ребенку бибилиотерапию можно применять, прежде всего, для формирования ПОЗИТИВНОЙ мотивационной базы, для опосредованного повышения самооценки.

Методика «проективного рисунка» тате хорошо подходит для работы с левшой, так как способствует раскрытию его творческого потенциала. Выполняя рисунок на заданную тему, он как бы вербализует свои переживания чувства, трудно осознаваемые проблемы. Особенно эффективна эта методика при коррекции различных детских страхов; в том числе школьных.

Психогимнастика — метод невербальной психокоррекции; где в качестве основного инструмента используется так называемая двигательнаяекспрессия.

П сихогимнастика способствует уменьшению напряжения: снятию страхов и зщапретов, рахвитию внимания и чувствивтельности к собственной двигательной активности других людей. Этот метод как будто специально издан для коррекционнсй работы с Г,еВШОЙ; так как позволяет ему активно использовать сбе руки; развивать мелкую моторику и соподчинение частей тела. Но здесь есть одно бОЛЬШОе «но». Психогимнастика -- группововй метод, поэтому он годится для работы с леворуким ребенком который прошел первичную индивидуальную психокоррекцию и готов к групповым формам работы.

Каждому психологу работающему с левшой. Необходимо учитывать его психофизические особенности и степень личных амбиций.

Лит-ра: « Психокоррекционная работа с леворукими детьми» Н.Юдин ,ж.Воспитание школьников №2 2003


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!