Ни одна отрасль науки не развивается с такой скоростью, как информатика. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и, конечно, образование... Пользователем компьютера может стать любой человек.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку, поэтому уже в начальной школе необходимо изучать данный предмет. Как же обстоит дело с информационно-образовательной средой в нашей МБОУ «Новонадеждинская СОШ», а именно в начальной школе, работающей по УМК «Школа России»? (Раньше 12 ч из часов технологии)
Согласно ФГОС эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (информационно-образовательная среда).
Информационно-образовательная среда обеспечивает участников образовательного процесса технологическими средствами, культурными и организационными формами информационного взаимодействия, включая информирование, творчество, управление, мониторинг хода и результатов образовательного процесса, доступ к источникам информации.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса, в том числе:
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
фиксацию хода образовательного процесса, размещение учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценку такой деятельности;
доступ, в том числе по сети Интернет (скачивание энциклопедического материала, введение электронного дневника, размещение информационных материалов на порталах), к размещаемой информации для всех участников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Поддержка применения ИКТ обеспечивается учредителем образовательного учреждения.
Введение пропедевтического курса информатики в начальной школе обусловлено следующими причинами:
1. В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно - логическому, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память. Учащиеся начальных классов легче, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
2. С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. В моём 3 классе из 16 детей нет компьютера только у 1 человека. У моих учащихся наблюдается большой интерес к учебно-познавательным компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению информатики.
3. Совершенствование образовательного процесса и введение стандартов предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
Мы, педагоги и учащиеся начальных классов нашей Новонадеждинской школы, пока не все имеем возможности учиться в специализированном кабинете, также стараемся использовать потенциал кабинета информатики (заведующая кабинетом Разваляева НВ) по понедельникам и средам. В начальной школе имеется 4 кабинета, из них четыре кабинета оборудовано компьютерной установкой.
В заключение подчеркну, что информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, так как играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а также способствует всестороннему развитию личности младшего школьника.