СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая поддержка, рефлексивное слушание как способ эффективного общения с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маериал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного вораста.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая поддержка, рефлексивное слушание как способ эффективного общения с детьми»

 «Психологическая поддержка, рефлексивное слушание, как способы эффективного общения с детьми»     МАДОУ «Катюша»  Социальный педагог  Л.Ю. Онофрийчук

«Психологическая поддержка, рефлексивное слушание, как способы эффективного общения с детьми»

МАДОУ «Катюша»

Социальный педагог

Л.Ю. Онофрийчук

Что такое психологическая поддержка?

Что такое психологическая поддержка?

 Что значит поддерживать ребенка?

Что значит поддерживать ребенка?

Вера в ребенка  Взрослый дол­жен иметь мужество и желание сделать следующее:  забыть о прошлых неудачах ребенка;  помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей ;  позволить ребенку начать с нуля,  опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;  помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Вера в ребенка

Взрослый дол­жен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей ;
  • позволить ребенку начать с нуля,

опираясь на то, что взрослые

верят в него, в его способность достичь успеха;

  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Ситуация с гарантированным успехом Слова поддержки:   Зная тебя, я уверен,  что ты все сделаешь хорошо Ты делаешь это очень хорошо.  У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Го­тов ли ты начать?  Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Ситуация с гарантированным успехом

Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен,

что ты все сделаешь хорошо

  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Го­тов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Отсутствие психологической поддержки При недостатке или отсутствии психологической поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным неадекватным поступкам

Отсутствие психологической поддержки

При недостатке или отсутствии психологической поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным неадекватным поступкам

  Слова разочарования      Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сде­лать это гораздо лучше.  Эта идея никогда не сможет быть реализована.  Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сде­лаю.

Слова разочарования

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сде­лать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сде­лаю.
Типичные ошибки, которые совершают взрослые, «поддерживая» детей : « поддерж­ки-ловушки»

Типичные ошибки, которые совершают взрослые, «поддерживая» детей : « поддерж­ки-ловушки»

гиперопека,  создание зависимости  ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов стимулирование  соперничеством с другими детьми Оценивается личность ребенка в целом, а  не отдельные действия: «Разиня», «Неряха»,  «Неумейка»  Взрослые не различают области оценивания (поведение и деятельность) Над положительной оценкой преобладает  отрицательная. Либо ребенку дается только позитивная завышенная оценка
  • гиперопека,
  • создание зависимости

ребенка от взрослого,

  • навязывание

нереальных стандартов

  • стимулирование

соперничеством

с другими детьми

Оценивается личность

ребенка в целом, а

не отдельные действия:

«Разиня», «Неряха», «Неумейка»

Взрослые

не различают

области

оценивания

(поведение

и деятельность)

Над положительной

оценкой преобладает

отрицательная.

Либо ребенку дается

только позитивная

завышенная оценка

принятие чувств партнера;  принятие того, что сообщает партнер; отказ от осуждения партнера

принятие чувств партнера;

принятие того, что сообщает партнер;

отказ от осуждения партнера

Что же такое  рефлексивное слушание?   Слушая, мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей сте­пенью точности. Для того, чтобы понять сообщение как мож­но точнее, полезно применить один из необходимых для об­щения навыков — обратную связь. Обратная связь есть ни, что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.

Что же такое рефлексивное слушание?

Слушая, мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей сте­пенью точности. Для того, чтобы понять сообщение как мож­но точнее, полезно применить один из необходимых для об­щения навыков — обратную связь. Обратная связь есть ни, что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.

Обратная связь Сообщение «Отправитель» « Подтверждение » Получатель

Обратная связь

Сообщение

«Отправитель»

« Подтверждение »

Получатель

 Закрытые и открытые вопросы Большое значение для овладения навыком рефлексивно­го слушания имеет понимание отличий между закрытыми и открытыми ответами и вопросами.   Отличительные характеристики  закрытых и открытых вопросов и ответов

Закрытые и открытые вопросы

Большое значение для овладения навыком рефлексивно­го слушания имеет понимание отличий между закрытыми и открытыми ответами и вопросами. 

Отличительные характеристики

закрытых и открытых вопросов и ответов

По форме  По значению Открытый вопрос формулируется так, чтобы в нем отсутствовал намек на какой-либо ответ.   Открытый вопрос позволяет собеседнику выплеснуть переполняю­щие его чувства. Открытые вопросы задаются, как правило, в начале беседы.     Открытый ответ предполагает развернутое сообщение или рассказ, подкрепляемые жестами, мимикой, выражением эмоций и чувств.   По влиянию на партнера Открытый ответ  стимулирует собеседника продолжить рассказ. Открытые ответы отражают чувства собеседника, стоящие за его рассказом.   Открытый вопрос дает понять собеседнику, что с ним хотят общаться, его слушают и слышат, о его проблеме хотят узнать подробнее.   Открытый ответ сообщает собеседнику о том, что его понимают, им интересуются и хотят ему помочь в случае необходимости.  

По форме

По значению

Открытый вопрос формулируется так, чтобы в нем отсутствовал намек на какой-либо ответ.

 

Открытый вопрос позволяет собеседнику выплеснуть переполняю­щие его чувства. Открытые вопросы задаются, как правило, в начале беседы.

 

 

Открытый ответ предполагает развернутое сообщение или рассказ, подкрепляемые жестами, мимикой, выражением эмоций и чувств.

 

По влиянию на партнера

Открытый ответ стимулирует собеседника продолжить рассказ. Открытые ответы отражают чувства собеседника, стоящие за его рассказом.

 

Открытый вопрос дает понять собеседнику, что с ним хотят общаться, его слушают и слышат, о его проблеме хотят узнать подробнее.

 

Открытый ответ сообщает собеседнику о том, что его понимают, им интересуются и хотят ему помочь в случае необходимости.

 

По форме  Закрытый вопрос формулируется таким образом, чтобы получить точный и конкретный ответ.   По значению Закрытый ответ звучит четко и коротко. Например, «да», «нет»   По влиянию на партнера Закрытый вопрос задается с целью уточнения деталей, чаще всего в конце беседы.   Закрытые вопросы со­держат скрытое утверждение, поэтому собеседнику ничего не остается, как отвечать коротко. Если часто задавать закрытые вопросы, то собеседник может подумать, что вам не о чем с ним разговаривать. Закрытый ответ ограничивает общение.   Закрытый ответ затрудняет процесс общения, поэтому собеседнику может показаться, что он не интересен или его игнорируют.  

По форме

Закрытый вопрос формулируется таким образом, чтобы получить точный и конкретный ответ.

 

По значению

Закрытый ответ звучит четко и коротко. Например, «да», «нет»

 

По влиянию на партнера

Закрытый вопрос задается с целью уточнения деталей, чаще всего в конце беседы.

 

Закрытые вопросы со­держат скрытое утверждение, поэтому собеседнику ничего не остается, как отвечать коротко. Если часто задавать закрытые вопросы, то собеседник может подумать, что вам не о чем с ним разговаривать.

Закрытый ответ ограничивает общение.

 

Закрытый ответ затрудняет процесс общения, поэтому собеседнику может показаться, что он не интересен или его игнорируют.

 

Общая установка рефлексивного слушания  « Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит, и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы пове­дения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Общая установка рефлексивного слушания

« Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит, и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы пове­дения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Предупреждения Необходимо знать : когда использовать рефлексивное слушание. Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у нас есть достаточно времени на ее решение.  когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием. Если мы как педагог или родитель чувствуем, что ребенок нас не принимает или отталкивает, не нужно пытать­ся применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха. Сохранять спокойствие, демонстрировать уважение и принятие. Сохраняя спокойствие, мы будем обладать широким выбором способа беседы с ребенком. Демонстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем самым де­монстрируют принятие, что повышает шансы успешного об­щения, а следовательно решения проблем.  

Предупреждения

Необходимо знать :

  • когда использовать рефлексивное слушание. Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у нас есть достаточно времени на ее решение.
  • когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием. Если мы как педагог или родитель чувствуем, что ребенок нас не принимает или отталкивает, не нужно пытать­ся применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.
  • Сохранять спокойствие, демонстрировать уважение и принятие.
  • Сохраняя спокойствие, мы будем обладать широким выбором способа беседы с ребенком.

Демонстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем самым де­монстрируют принятие, что повышает шансы успешного об­щения, а следовательно решения проблем.

 

Взаимопонимание

Взаимопонимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!