«Психологическая поддержка, рефлексивное слушание, как способы эффективного общения с детьми»
МАДОУ «Катюша»
Социальный педагог
Л.Ю. Онофрийчук
Что такое психологическая поддержка?
Что значит поддерживать ребенка?
Вера в ребенка
Взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребенка;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей ;
- позволить ребенку начать с нуля,
опираясь на то, что взрослые
верят в него, в его способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Ситуация с гарантированным успехом
Слова поддержки:
что ты все сделаешь хорошо
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Отсутствие психологической поддержки
При недостатке или отсутствии психологической поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным неадекватным поступкам
Слова разочарования
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю.
Типичные ошибки, которые совершают взрослые, «поддерживая» детей : « поддержки-ловушки»
- гиперопека,
- создание зависимости
ребенка от взрослого,
нереальных стандартов
соперничеством
с другими детьми
Оценивается личность
ребенка в целом, а
не отдельные действия:
«Разиня», «Неряха», «Неумейка»
Взрослые
не различают
области
оценивания
(поведение
и деятельность)
Над положительной
оценкой преобладает
отрицательная.
Либо ребенку дается
только позитивная
завышенная оценка
принятие чувств партнера;
принятие того, что сообщает партнер;
отказ от осуждения партнера
Что же такое рефлексивное слушание?
Слушая, мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того, чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых для общения навыков — обратную связь. Обратная связь есть ни, что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.
Обратная связь
Сообщение
«Отправитель»
« Подтверждение »
Получатель
Закрытые и открытые вопросы
Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание отличий между закрытыми и открытыми ответами и вопросами.
Отличительные характеристики
закрытых и открытых вопросов и ответов
По форме
По значению
Открытый вопрос формулируется так, чтобы в нем отсутствовал намек на какой-либо ответ.
Открытый вопрос позволяет собеседнику выплеснуть переполняющие его чувства. Открытые вопросы задаются, как правило, в начале беседы.
Открытый ответ предполагает развернутое сообщение или рассказ, подкрепляемые жестами, мимикой, выражением эмоций и чувств.
По влиянию на партнера
Открытый ответ стимулирует собеседника продолжить рассказ. Открытые ответы отражают чувства собеседника, стоящие за его рассказом.
Открытый вопрос дает понять собеседнику, что с ним хотят общаться, его слушают и слышат, о его проблеме хотят узнать подробнее.
Открытый ответ сообщает собеседнику о том, что его понимают, им интересуются и хотят ему помочь в случае необходимости.
По форме
Закрытый вопрос формулируется таким образом, чтобы получить точный и конкретный ответ.
По значению
Закрытый ответ звучит четко и коротко. Например, «да», «нет»
По влиянию на партнера
Закрытый вопрос задается с целью уточнения деталей, чаще всего в конце беседы.
Закрытые вопросы содержат скрытое утверждение, поэтому собеседнику ничего не остается, как отвечать коротко. Если часто задавать закрытые вопросы, то собеседник может подумать, что вам не о чем с ним разговаривать.
Закрытый ответ ограничивает общение.
Закрытый ответ затрудняет процесс общения, поэтому собеседнику может показаться, что он не интересен или его игнорируют.
Общая установка рефлексивного слушания
« Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит, и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».
Предупреждения
Необходимо знать :
- когда использовать рефлексивное слушание. Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у нас есть достаточно времени на ее решение.
- когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием. Если мы как педагог или родитель чувствуем, что ребенок нас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.
- Сохранять спокойствие, демонстрировать уважение и принятие.
- Сохраняя спокойствие, мы будем обладать широким выбором способа беседы с ребенком.
Демонстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем самым демонстрируют принятие, что повышает шансы успешного общения, а следовательно решения проблем.
Взаимопонимание