Психологический тренинг «Успешный учитель».
Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.
Задачи:
сформировать умение работать в команде;
определение профессиональной направленности личности учителя;
отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
сформировать положительную самооценку;
развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе
Ход проведения тренинга
1. Вступление
2. Упражнение «Подарок»
Участники тренинга рассаживаются в круг, и психолог предлагает каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.
3. Упражнение «Мой стиль в профессии»
Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: «Здравствуйте, ребята!» Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.
В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.
4. Упражнение «Модальность»
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:
«Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право..», «Тебе интересно...». О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю что делать...», «Я старше и умнее...». Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму. Предлагаю типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза). – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
-Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!
-Ты должен хорошо учиться!
-Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!
-Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!
-Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!
-Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!
-Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!
-Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!
-Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!
-Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!
5. Диагностика психологического состояния учителя «Психологический портрет учителя»
Инструкция.
Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать о некоторых особенностях своей нервной системы. Отвечая на вопрос, не забывайте, что неправильных ответов быть не может - могут быть только не искренние. Из предложенных трех вариантов ответа выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте в соответствующей ячейке любым значком. Результаты тестирования будут известны только вам, потому что обработка теста делается вами самостоятельно.
1. В воспитании важнее всего:
1) окружить ребенка теплотой и заботой;
2) сформировать уважительное отношение к старшим;
3) выработать определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок:
1) да;
2) в зависимости от настроения;
3) нет.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, мне неизвестные, я чувствую:
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
4. Когда я веду себя несправедливо с учеником, то:
1) мне трудно признать это;
2) я могу признать свою неправоту;
3) таких случаев не было.
5. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, бывает трудно скрыть:
1) часто;
2) иногда;
3) никогда.
6. Присутствие на уроке посторонних:
1) вдохновляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
7. Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам:
1) не уверен;
2) нет;
3) так.
8. Я почти всегда иду на уроки в приподнятом настроении:
1) нет;
2) не всегда;
3) так.
3) не помню.
9. Замечания со стороны коллег и администрации:
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) часто задевают меня.
10. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
1) всегда;
2) предпочитаю импровизировать;
3) зависит от ситуации.
11. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, какой он есть:
1) я согласен;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
12. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, то:
1) я воздам ему той же монетой;
2) игнорирую этот факт;
3) предпочитаю выяснить отношения.
13. Я добросовестно готовлюсь к урокам:
1) обычно;
2) всегда;
3) иногда.
14. В работе для меня важнее всего:
1) приверженность учащихся;
2) признание коллег;
3) чувство собственной необходимости.
15. Успех урока зависит от моего физического и психологического состояния:
1) часто;
2) иногда;
3) не зависит.
16. Работа дается мне ценой большого напряжения:
1) обычно;
2) иногда;
3) редко.
17. В своем профессионализме:
1) у меня нет сомнений;
2) есть сомнения;
3) не приходилось задумываться.
18. По-моему, в школьном коллективе важнее всего:
1) трудовая дисциплина;
2) отсутствие конфликтов;
3) возможность работать творчески.
19. С выражением «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»:
1) согласен полностью;
2) не согласен;
3) то в этом есть.
20. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:
1) если ученик этого заслуживает;
2) затрудняюсь ответить;
3) это недопустимо.
21. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу:
1) не всегда;
2) не знаю;
3) всегда.
22. Непредвиденные ситуации на уроках:
1) только мешают учебному процессу;
2) лучше игнорировать;
3) можно эффективно использовать.
23. Мои ученики относятся ко мне с симпатией:
1) да;
2) не все;
3) не знаю.
Обработка результатов: подсчитайте сумму баллов в каждой строке и запишите цифры вышедших в свободных ячейках.
6.Подведение итогов
Психолог предлагает участникам продолжить предложение:
- На сегодняшнем занятии я понял ...
- На тренинге мне понравилось ...
- Я понял, что ……