СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические аспекты неуспеваемости

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к выступлению на методсовете по общей теме "Неуспеваемость. Причины. Пути решения". 

Просмотр содержимого документа
«Психологические аспекты неуспеваемости»

Психологические аспекты неуспеваемости

Психологические аспекты неуспеваемости

 Проект подготовлен для выступления на методсовете по общей теме  «Неуспеваемость. Причины. Пути решения» Учитель физики и биологии  МБОУ СОШ № 6 Приходько Наталия Вячеславовна

Проект подготовлен для выступления на методсовете по общей теме

«Неуспеваемость. Причины. Пути решения»

Учитель физики и биологии

МБОУ СОШ № 6

Приходько Наталия Вячеславовна

 Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.   Леонардо да Винчи. До сих пор одной из самых острых проблем образовательных учреждений остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в методах работы школ, но и в особенностях возраста, и в психологических особенностях ученика. Индивидуальные особенности детей определяются свойствами нервной системы, поэтому в образовательном процессе нельзя их не учитывать.

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи.

До сих пор одной из самых острых проблем образовательных учреждений остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в методах работы школ, но и в особенностях возраста, и в психологических особенностях ученика.

Индивидуальные особенности детей определяются свойствами нервной системы, поэтому в образовательном процессе нельзя их не учитывать.

Особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются физиологической основой учебной деятельности ученика. Поэтому проблемы неуспеваемости учащихся могут иметь психологический аспект.

Особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются физиологической основой учебной деятельности ученика.

Поэтому проблемы неуспеваемости учащихся могут иметь психологический аспект.

Каждому учителю известно, что степень обучаемости у учащихся разная. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, без особой затраты сил, другие менее успешно и с большим трудом.  На основании этого, психологи говорят, что у учащихся имеются разные учебные способности.

Каждому учителю известно, что степень обучаемости у учащихся разная. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, без особой затраты сил, другие менее успешно и с большим трудом.

На основании этого, психологи говорят, что у учащихся имеются разные учебные способности.

Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются способность мыслительной деятельности. Мышление, память, внимание, является важнейшими среди психических процессов, накладывающих отпечаток на обучаемость школьника.

Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются способность мыслительной деятельности. Мышление, память, внимание, является важнейшими среди психических процессов, накладывающих отпечаток на обучаемость школьника.

Функции памяти Запоминание информации Сохранение информации Воспроизведение информации Память лежит в основе способностей, является условием обучения, приобретения знаний , формирования умений и навыков .

Функции памяти

Запоминание информации

Сохранение информации

Воспроизведение информации

Память лежит в основе способностей, является условием обучения, приобретения знаний , формирования умений и навыков .

Психологические причины неуспеваемости Недостатки познавательной деятельности Недостатки мотивации к обучению

Психологические причины неуспеваемости

Недостатки познавательной деятельности

Недостатки мотивации к обучению

Недостатки познавательной деятельности: Несформированность приёмов учебной деятельности;  Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка;  Неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей.

Недостатки познавательной деятельности:

  • Несформированность приёмов учебной деятельности;

  • Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребёнка;

  • Неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей.
Недостатки в развитии мотивационной сферы: Несформированность устойчивой мотивации достижения успеха;  Неустойчивость, слабость, пассивность учебных познавательных интересов.

Недостатки в развитии мотивационной сферы:

  • Несформированность устойчивой мотивации достижения успеха;

  • Неустойчивость, слабость, пассивность учебных познавательных интересов.
Неуспевающие дети часто характеризуются недостатком памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольное  произвольное кратковременное долговременное Неуспевающие ученики характеризуются и низкой мыслительной деятельностью . Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделить существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для неуспевающих учащихся характерно неумение организовать свою умственную деятельность .  Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов.

Неуспевающие дети часто характеризуются недостатком памяти, причем это касается всех видов запоминания:

непроизвольное

произвольное

кратковременное

долговременное

Неуспевающие ученики характеризуются и низкой мыслительной деятельностью .

Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделить существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Для неуспевающих учащихся характерно неумение организовать свою умственную деятельность .

Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов.

Недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох. С целью профилактики неуспеваемости учитель должен знать психологические характеристики учащихся и опираться на них в организации учебной деятельности. Установлено, что среди неуспевающих учеников большая часть из них имеет слабую нервную систему.

Недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох.

С целью профилактики неуспеваемости учитель должен знать психологические характеристики учащихся и опираться на них в организации учебной деятельности.

Установлено, что среди неуспевающих учеников большая часть из них имеет слабую нервную систему.

Именно недостатки в развитии мышления, которые накладываются на память и внимание, является распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников .

Именно недостатки в развитии мышления, которые накладываются на память и внимание, является распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников .

Психологами составлено  4 базовых свойства нервной системы: сила нервной системы относительно возбуждения сила нервной системы относительно торможения подвижность нервной системы уравновешенность нервной системы

Психологами составлено

4 базовых свойства

нервной системы:

сила нервной системы относительно возбуждения

сила нервной системы относительно торможения

подвижность нервной системы

уравновешенность нервной системы

Характеристика учащегося с преобладанием возбуждения Сохраняет высокую работоспособность в течение урока. Не снижает качества выполнения заданий к концу урока. В состоянии заниматься дополнительно сразу же после уроков. Не склонен поддаваться возникающему чувству усталости. Пренебрегает работой над точностью действий и движений. Спокоен в новой, неожиданной обстановке. Может нормально действовать в условиях внешних помех. Стремится к соперничеству, состязаниям. На контрольных работах показывает результаты лучше, чем в обычных условиях. При неудачах не теряется, не опускает руки.

Характеристика учащегося с преобладанием возбуждения

  • Сохраняет высокую работоспособность в течение урока.
  • Не снижает качества выполнения заданий к концу урока.
  • В состоянии заниматься дополнительно сразу же после уроков.
  • Не склонен поддаваться возникающему чувству усталости.
  • Пренебрегает работой над точностью действий и движений.
  • Спокоен в новой, неожиданной обстановке.
  • Может нормально действовать в условиях внешних помех.
  • Стремится к соперничеству, состязаниям.
  • На контрольных работах показывает результаты лучше, чем в обычных условиях.
  • При неудачах не теряется, не опускает руки.
Характеристика учащегося с преобладанием торможения Обладает плавной речью и равномерными движениями. Терпелив и настойчив при многократном выполнении трудоемких заданий. Готовится к уроку тщательно и неторопливо. Взвешивает все «за» и «против» перед принятием решения. Легко приспосабливается к более медленному темпу работы товарищей, темпу движений. Не допускает раздражительности в общении. Способен, при необходимости, быстро «взять себя в руки». Способен в дни контрольных и экзаменов поддерживать привычный режим и ровное настроение. Не проявляет заметного волнения перед контрольной, экзаменом, перед публичным выступлением.

Характеристика учащегося с преобладанием торможения

  • Обладает плавной речью и равномерными движениями.
  • Терпелив и настойчив при многократном выполнении трудоемких заданий.
  • Готовится к уроку тщательно и неторопливо.
  • Взвешивает все «за» и «против» перед принятием решения.
  • Легко приспосабливается к более медленному темпу работы товарищей, темпу движений.
  • Не допускает раздражительности в общении.
  • Способен, при необходимости, быстро «взять себя в руки».
  • Способен в дни контрольных и экзаменов поддерживать привычный режим и ровное настроение.
  • Не проявляет заметного волнения перед контрольной, экзаменом, перед публичным выступлением.
Характеристика учащегося, обладающего подвижной нервной системой Много разговаривает и смеется. Быстро завязывает знакомства, активен и непринужден в контактах. Работает без раскачки и легко переключается при смене заданий. Эмоции ярко отражаются в мимике и жестах. Проявляет поспешность при выполнении заданий. Легко втягивается в занятия после каникул, перерывов. Легко засыпает и просыпается. Не снижает качества работы при установке на необходимость повысить ее темп, скорость. В ситуации ожидания неспокоен, вертится, смотрит по сторонам. В ответ на замечание быстро перестраивается.

Характеристика учащегося, обладающего подвижной нервной системой

  • Много разговаривает и смеется.
  • Быстро завязывает знакомства, активен и непринужден в контактах.
  • Работает без раскачки и легко переключается при смене заданий.
  • Эмоции ярко отражаются в мимике и жестах.
  • Проявляет поспешность при выполнении заданий.
  • Легко втягивается в занятия после каникул, перерывов.
  • Легко засыпает и просыпается.
  • Не снижает качества работы при установке на необходимость повысить ее темп, скорость.
  • В ситуации ожидания неспокоен, вертится, смотрит по сторонам.
  • В ответ на замечание быстро перестраивается.
Характеристика учащихся, обладающих неуравновешенной нервной системой Работает рывками, быстро начинает, затем снижает темп. Не способен долго ждать, суетлив, неусидчив. С трудом переносит монотонность и однообразие. С трудом приспосабливается к манерам и темпу других людей. Завышает самооценку, бравирует недостатками. С трудом перестраивает сложившиеся стереотипы поведения и привычки. В общении чрезвычайно эмоционален, богатая мимика и стремительные жесты. Учащийся склонен к неоправданному риску. С трудом сдерживает раздражение, волнение. Стремительно реагирует на неожиданные раздражители.

Характеристика учащихся, обладающих неуравновешенной нервной системой

  • Работает рывками, быстро начинает, затем снижает темп.
  • Не способен долго ждать, суетлив, неусидчив.
  • С трудом переносит монотонность и однообразие.
  • С трудом приспосабливается к манерам и темпу других людей.
  • Завышает самооценку, бравирует недостатками.
  • С трудом перестраивает сложившиеся стереотипы поведения и привычки.
  • В общении чрезвычайно эмоционален, богатая мимика и стремительные жесты.
  • Учащийся склонен к неоправданному риску.
  • С трудом сдерживает раздражение, волнение.
  • Стремительно реагирует на неожиданные раздражители.
Типы неуспевающих учащихся :   тихий неуспевающий ученик; не всегда неуспевающий, но буйный ученик; старательный неуспевающий ученик; типичный неуспевающий ученик; неуспевающий инфантильный учащийся; ученик, неуспевающий в перспективе;   ученик, неуспевающий по чужой вине.

Типы неуспевающих учащихся :

  • тихий неуспевающий ученик;
  • не всегда неуспевающий, но буйный ученик;
  • старательный неуспевающий ученик;
  • типичный неуспевающий ученик;
  • неуспевающий инфантильный учащийся;
  • ученик, неуспевающий в перспективе;
  • ученик, неуспевающий по чужой вине.
Тихий неуспевающий ученик. Такой ребенок если и отличается какими-то психологическими особенностями от других детей, то именно тем, что он вялый, неактивный, заторможенный. Часто он чрезмерно зависим от взрослого. Неуспеваемость у детей данного типа стойкая, они не в состоянии усвоить программный материал в силу недоразвития всех сторон психики. Такой тип тотального недоразвития определяется, как инертный. Такой ребенок не может овладеть программным материалом и вопрос о его обучении должен решаться на ПМПК. Кроме того, он нуждается в помощи дефектолога, а может и в консультации психиатра.

Тихий неуспевающий ученик.

Такой ребенок если и отличается какими-то психологическими особенностями от других детей, то именно тем, что он вялый, неактивный, заторможенный. Часто он чрезмерно зависим от взрослого. Неуспеваемость у детей данного типа стойкая, они не в состоянии усвоить программный материал в силу недоразвития всех сторон психики. Такой тип тотального недоразвития определяется, как инертный. Такой ребенок не может овладеть программным материалом и вопрос о его обучении должен решаться на ПМПК. Кроме того, он нуждается в помощи дефектолога, а может и в консультации психиатра.

Не всегда неуспевающий, но буйный ученик.  Такой учащийся характеризуется, в первую очередь, импульсивностью в поведении, двигательной и речевой расторможенностью. Поведение ребенка порой становится неуправляемым, не регулируемым даже взрослым. На уроках данные учащиеся постоянно отвлекаются, не могут удерживать внимания на задании. Для выполнения какой-либо деятельности нуждаются не только во внешней мотивации, но и во внешнем программировании и контроле деятельности. Работоспособность у такого ученика в целом снижена незначительно. Учащиеся данного типа не всегда являются неуспевающими, поскольку при правильно организованных условиях обучения они вполне способны усвоить программный материал, а для этого требуются как специальные условия, так и специально организованная коррекционная работа.

Не всегда неуспевающий, но буйный ученик.

Такой учащийся характеризуется, в первую очередь, импульсивностью в поведении, двигательной и речевой расторможенностью. Поведение ребенка порой становится неуправляемым, не регулируемым даже взрослым. На уроках данные учащиеся постоянно отвлекаются, не могут удерживать внимания на задании. Для выполнения какой-либо деятельности нуждаются не только во внешней мотивации, но и во внешнем программировании и контроле деятельности. Работоспособность у такого ученика в целом снижена незначительно.

Учащиеся данного типа не всегда являются неуспевающими, поскольку при правильно организованных условиях обучения они вполне способны усвоить программный материал, а для этого требуются как специальные условия, так и специально организованная коррекционная работа.

Старательный неуспевающий ученик. Этот тип учащихся встречается достаточно часто в школе. Как правило, причиной неуспеваемости служат трудности овладения соответствующим программным материалом. Такие учащиеся стараются заниматься дополнительно, но эффективность занятий невысока, поскольку основная причина трудностей заключается вне сформированности когнитивного компонента психической деятельности, низкой речевой активности. Вопрос о методах обучения данного типа учащихся должен решаться коллегиально на педагогическом консилиуме.

Старательный неуспевающий ученик.

Этот тип учащихся встречается достаточно часто в школе. Как правило, причиной неуспеваемости служат трудности овладения соответствующим программным материалом. Такие учащиеся стараются заниматься дополнительно, но эффективность занятий невысока, поскольку основная причина трудностей заключается вне сформированности когнитивного компонента психической деятельности, низкой речевой активности. Вопрос о методах обучения данного типа учащихся должен решаться коллегиально на педагогическом консилиуме.

Типичный неуспевающий ученик . Такой ребенок имеет сразу два комплекта проблем: проблемы регуляторной деятельности и проблемы когнитивного компонента психической деятельности. Такие дети обычно адекватны в поведении, но быстро устают, теряют интерес к учению, начинают отвлекаться, мешать другим детям. На фоне утомления снижается критичность к результатам своей деятельности, они становятся недостаточно адекватными в поведении, может возникнуть двигательная и речевая расторможенность. Для таких учащихся создаются классы или программы выравнивания и коррекции.

Типичный неуспевающий ученик .

Такой ребенок имеет сразу два комплекта проблем: проблемы регуляторной деятельности и проблемы когнитивного компонента психической деятельности. Такие дети обычно адекватны в поведении, но быстро устают, теряют интерес к учению, начинают отвлекаться, мешать другим детям. На фоне утомления снижается критичность к результатам своей деятельности, они становятся недостаточно адекватными в поведении, может возникнуть двигательная и речевая расторможенность. Для таких учащихся создаются классы или программы выравнивания и коррекции.

Неуспевающий инфантильный учащийся. Учащийся выглядит младше своего паспортного возраста, он энергичный, непосредственный, но на уроке имеет низкую работоспособность, быстро пресыщается интеллектуальной нагрузкой. Учебные трудности накапливаются, и среди оценок ребенка начинают преобладать неудовлетворительные отметки.

Неуспевающий инфантильный учащийся.

Учащийся выглядит младше своего паспортного возраста, он энергичный, непосредственный, но на уроке имеет низкую работоспособность, быстро пресыщается интеллектуальной нагрузкой. Учебные трудности накапливаются, и среди оценок ребенка начинают преобладать неудовлетворительные отметки.

Ученик, неуспевающий в перспективе. Такой тип неуспевающих учащихся редкий, но все-таки в каждой школе он есть. До определенного момента у ребенка все хорошо с успеваемостью. Но после перенесенного заболевания он возвращается в школу совершенно другим. Обучаемость ребенка резко снижается. При отсутствии положительных оценок специфичным становится поведение ребенка, которое может характеризоваться вялостью, инертностью, заторможенностью либо импульсивностью поведенческих реакций, снижением продуктивной психической активности, ее адекватности. Такой ребенок требует особого внимания со стороны всех участников образовательного процесса.

Ученик, неуспевающий в перспективе.

Такой тип неуспевающих учащихся редкий, но все-таки в каждой школе он есть. До определенного момента у ребенка все хорошо с успеваемостью. Но после перенесенного заболевания он возвращается в школу совершенно другим. Обучаемость ребенка резко снижается. При отсутствии положительных оценок специфичным становится поведение ребенка, которое может характеризоваться вялостью, инертностью, заторможенностью либо импульсивностью поведенческих реакций, снижением продуктивной психической активности, ее адекватности. Такой ребенок требует особого внимания со стороны всех участников образовательного процесса.

Ученик, неуспевающий по чужой вине. Неуспевающий такого типа может усвоить программный материал, но условия, в которых он живет, не предоставляют возможности учиться. Чаще всего это ребенок из неблагополучной семьи.

Ученик, неуспевающий по чужой вине.

Неуспевающий такого типа может усвоить программный материал, но условия, в которых он живет, не предоставляют возможности учиться. Чаще всего это ребенок из неблагополучной семьи.

Типы неуспевающих учеников по психологическому аспекту Характеризуется особенностью мыслительной деятельности школьника Характеризуется направленностью личности и отношением к обучению . К нему относятся учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех с помощью практической деятельности Неуспехи в учении учащиеся компенсируют интеллектуальной деятельностью, которая не связана с учением в школе. Неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируется установлением связей с другим коллективом и удовлетворении интересов и склонностей, имеющих отрицательную направленность Учащихся, у которых прослеживается стремление избегать любых трудностей в учебной работе, с помощью списывания, подсказки.

Типы неуспевающих учеников

по психологическому аспекту

Характеризуется особенностью мыслительной деятельности школьника

Характеризуется направленностью личности и отношением к обучению

.

К нему относятся учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех с помощью практической деятельности

Неуспехи в учении учащиеся компенсируют интеллектуальной деятельностью, которая не связана с учением в школе.

Неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируется установлением связей с другим коллективом и удовлетворении интересов и склонностей, имеющих отрицательную направленность

Учащихся, у которых прослеживается стремление избегать любых трудностей в учебной работе, с помощью списывания, подсказки.

Как помочь  не умеющему  самостоятельно мыслить?

Как помочь не умеющему самостоятельно мыслить?

Мыслительный процесс состоит из ряда операций: Выделить операцию абстрагирование; обобщение; анализ; классификация; сравнение. надо Довести до уровня осознания Специально обучить им

Мыслительный процесс состоит из ряда операций:

Выделить операцию

  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • анализ;
  • классификация;
  • сравнение.

надо

Довести до уровня осознания

Специально обучить им

Правила работы  со слабыми учащимися: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Правила работы со слабыми учащимися:

  • Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  • Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Правила работы  со слабыми учащимися: 5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. 6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь сам он очень болезненно к ним относится. 7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. 8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Правила работы со слабыми учащимися:

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь сам он очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Виды помощи неуспевающим учащимся: Виды помощи Описание Изменение особенностей мыслительной деятельности 1.Прием: сравнение, анализ, синтез, абстракция 2.Различные задачи , процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями 3 . Вопросы педагога : - направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний, - проблемные вопросы, направленные на поиск новых знаний.

Виды помощи неуспевающим учащимся:

Виды помощи

Описание

Изменение особенностей мыслительной деятельности

1.Прием:

сравнение, анализ, синтез, абстракция

2.Различные задачи , процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями

3 . Вопросы педагога :

- направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний,

- проблемные вопросы, направленные на поиск новых знаний.

Виды помощи неуспевающим учащимся: Виды помощи Описание Помощь ученику на уроке. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов. *специальные обучающие таблицы, *плакаты и схемы для самоконтроля, *карточки-задания, определяющие условие предлагаемого задания, *карточки с текстами, разъяснениями, чертежами, * карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, *карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

Виды помощи неуспевающим учащимся:

Виды помощи

Описание

Помощь ученику на уроке.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов.

*специальные обучающие таблицы, *плакаты и схемы для самоконтроля, *карточки-задания, определяющие условие предлагаемого задания,

*карточки с текстами, разъяснениями, чертежами,

* карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, *карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

Виды помощи неуспевающим учащимся: Виды помощи Описание Помощь учащимся со слабой нервной системой *нельзя ставить неуспевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; *желательно чередовать ответ в устной и в письменной форме; *нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, необходимо разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения. *формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях, и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.

Виды помощи неуспевающим учащимся:

Виды помощи

Описание

Помощь учащимся со слабой нервной системой

*нельзя ставить неуспевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

*желательно чередовать ответ в устной и в письменной форме;

*нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, необходимо разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения.

*формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях, и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.

Виды помощи неуспевающим учащимся: Виды помощи Описание Сформировать мотивацию учения Для успешности обучения необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед школьниками, были не только понятны, но и внутренне ими приняты.  Тогда возникает мотив.

Виды помощи неуспевающим учащимся:

Виды помощи

Описание

Сформировать мотивацию учения

Для успешности обучения необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед школьниками, были не только понятны, но и внутренне ими приняты.

Тогда возникает мотив.

 Учитываем природные  особенности ребёнка

Учитываем природные особенности ребёнка

В работе с постоянно неуспевающими учащимися можно заметить, что недостатки мыслительной деятельности у них могут быть разными, а потому и методика работы с такими детьми должна быть разной.   Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения, выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности.

В работе с постоянно неуспевающими учащимися можно заметить, что недостатки мыслительной деятельности у них могут быть разными, а потому и методика работы с такими детьми должна быть разной.

Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения, выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности.

Спасибо за внимание.

Спасибо

за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!