СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое занятие с элементами тренинга "Групповое давление"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии обучающиеся разбирают понятие "групповое давление", осваивают методы отказа от нежелательного действия.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие с элементами тренинга "Групповое давление"»

Занятие 3

« Групповое давление »

План занятия



Информация для ведущего:

Групповое давление – попытки заставить другого человека что – либо сделать без объяснения истинных причин и убеждений, а лишь путем обвинения, лести, ссылок на других людей и т.п.

Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, запугивание, подчеркнутое внимание, похвала и т. д.

Конформизм – склонность человека уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под воздействием группы.

Способы «как сказать «нет»:

  1. Сказать «нет» не споря и не объясняя причин, на все уговоры и давление продолжать отвечать «нет».

  2. Объяснить причины отказа.

  3. Предложить сделать что-нибудь другое.

  4. Уйти и не участвовать в нежелательном действии.

  5. Попытаться убедить и других отказаться от нежелательного действия.

Разминка:

А). Рефлексия предыдущего занятия.

Игра «Ветер дует на…» : (цель: развитие внимания, становление положительного эмоционального настроя). Все сидят в кругу. Выбирается один ведущий, который встает в середину круга и говорит: «Ветер дует на того, у кого голубые глаза». Те дети, у кого голубые глаза встают и меняются местами друг с другом. Те, кому не хватило места (ведущий тоже ищет себе место) становится ведущим. Вопросы могут быть самыми разными.

Игра «Разожми кулак»: Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой пытается разжать его (руки и пальцы не ломать). После окончания ведущий выявляет, использовались ли не силовые приемы, вроде просьб, уговоров, хитрости.

Вывод о том, что существует много способов заставить человека сделать что-либо. Вводится понятие группового давления.

Ведущий: Сейчас мы разобьемся по парам. Вспомните и расскажите друг другу ситуацию из вашей жизни, когда вас пытались заставить что-либо сделать. Что вы чувствовали при этом, что вы хотели сделать?

В кругу: расскажите о ваших прошлых чувствах и о том, что вы чувствуете сейчас.

Перечислите виды группового давления, которые вы знаете или встречали в своей жизни.

Задание: Доброволец в центре группы. Вся группа, договорившись пытается заставить его что-либо сделать (например, написать что-то на доске, вытереть мел с одежды, сесть на место и т. п.) Затем вся группа оценивает, какой из видов группового давления использовался.

Ведущий: Подумайте и напишите, какие способы давления чаще всего используете вы сами, ваши друзья и близкие.

Мы говорили о том, что трудно сопротивляться групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Часто, каких бы взглядов мы не придерживались, все-таки поступаем в группе иначе, чем вне ее. Более 40 лет назад американские ученые провели следующий эксперимент:

Исследователи договариваются с авторитетными членами группы, что они будут высказывать заведомо ложные утверждения. Лицу, поведение которого изучается , это неизвестно. Например, демонстрируется освещенный экран и экспериментатор спрашивает: «На экране появилась черная точка. Где она?» Члены группы начинают отвечать: «Она в правом верхнем углу. Сейчас движется к центру, сейчас – вниз…» Хотя это – заведуемо ложь, испытуемый перестает «верить своим глазам», а некоторые даже «видят» несуществующую точку. Подобных экспериментов было проведено множество, и только немногие оказались способны отстоять свое мнение. Такие люди называются внушаемыми или конформными, их примерно 25% - 30% .

Как вы считаете, быть конформным человеком, это хорошо, удобно, приятно, необременительно или это мешает в жизни, заставляет попадать в неприятные ситуации, формирует слабоволие, зависимость от других? Нужно ли сопротивляться групповому давлению, отстаивать собственное мнение?

Задание: Желающие разыгрывают ситуацию: группа детей (4-5 человек) уговаривает одного после уроков «разобраться» с одноклассником, который не хочет подчиняться лидеру данной группы. Затем проводится анализ:

  • Получилось ли у группы уговорить сверстника?

  • Если «да», то каким способом?

  • Как вел себя человек, которого уговаривали? Какие методы отказа он использовал?

Ведущий: Чтобы противостоять группе, которая оказывает на вас давление нужно знать несколько правил, которые облегчат ваш отказ. (Проговариваются способы «как сказать «нет») .

Далее проигрывается подобная ситуация, где предлагается применить усвоенные методы отказа.

Как вы считаете, что проще говорить «да» или «нет»? Почему? Всегда ли можно говорить «нет»? По поводу чего дети имеют право сказать «нет»? (можно разобрать некоторые права детей из Конвенции о правах ребенка).


3. Рефлексия.












Подготовила: психолог Сухарева О.А.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!