СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологизация развивающей среды, как условие эмоционального развития дошкольников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения  важно обеспечить специально организованное  воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий  и психологическое просвещение  педагогов и родителей .

Просмотр содержимого документа
«Психологизация развивающей среды, как условие эмоционального развития дошкольников»

« Психологизация развивающей среды, как условие эмоционального развития дошкольников »



« Эмоциональное развитие детей дошкольного

возраста - одно из важнейших направлений

профессиональной деятельности педагога.

Эмоции являются «центральным звеном »

психической жизни человека, и прежде всего ребенка.»

( Л. Выготский )

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей .

Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики , который не может быть сведен только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С. Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно- эмоциональной сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, но и формирование эмоционального отношения к действительности и неудачам . Эмоции воздействуют на все компоненты познания : на ощущение, восприятие , воображение , память и мышление .

Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны . Влияние эмоций сказывается на восприятии : для радостного человека все вокруг приятно , рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то , что усиливает его раздражение .

Для психологического здоровья необходима сбалансированность эмоций , поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций , неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач , ошибок и срывов. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности, к нарушению социальных контактов.

В настоящее время выявлено следующее: у детей часто отмечаются состояние эмоциональной напряженности, регресс эмоциональной децентрации, и как следствие, напряженные отношения в семье, в детском коллективе. Социальное развитие дошкольников, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной грамотности, т.е умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет прочесть эмоцию, выраженную в мимике, жестах, интонации. Стресс от неразрешенного конфликта переносится на всю деятельность в течение дня, а это малопродуктивное состояние. Человек не может нормально взаимодействовать в коллективе, комфортно чувствовать себя, а соответственно психологически уязвим.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга .

Поэтому немаловажными задачами в работе психолога и педагогов являются формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Сохранение эмоционального здоровья возможно в игровой деятельности с использованием нестандартного игрового и дидактического материала.

В подготовительной группе нашего детского сада изготовлен «Ковер мира ». Он представляет собой вышитое на куске ткани солнце с голубем, где желтый круг - символ доброты, тепла, единения, целостности, лучи –имена каждого ребенка . Ковер постоянно находится в игровой зоне , и по необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него ( каждый около своего имени ) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры . Затем дети мирятся, произнося « мирилки». Такой ковер позволяет детям разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Вариантами восстановления отношений являются также яркие «Коробки примирения », с отверстиями для рук и сюрпризом внутри, позволяющие примириться втайне от всех. « Подушки – помирушки », с пришитыми перчатками на резинках, дающие возможность рукопожатия-примирения, сидя на подушке рядом. В старшей группе создан уголок настроения для отслеживания эмоционального состояния детей и его изменении в течение дня. Для этого в уголке размещены сказочные персонажи – « Грибы настроения», к которым дети прикрепляют свои фото, согласно настроению в момент прихода в группу.

Для знакомства с разнообразием проявления эмоциональных мимических состояний изготовлен « Куб настроения », набор масок Эмоций, « Киндер-гномики». Используются эти дидактические находки для формирования умения анализировать свое эмоциональное состояние, состояние окружающих и сказочных персонажей. «Мешочки настроений» учат детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения. С помощью игровых мотиваций дети учатся владеть своими эмоциями. В старших группах еженедельно подводятся итоги добрых дел. В этом помогает красочный сундучок или шкатулка. За каждый хороший поступок дети кладут в « Шкатулку добрых дел » красную фишку. За каждый плохой –синюю фишку. Таким образом, определяя количество добрых и злых дел, дети выясняют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим вкладом в общие хорошие дела всей группы . Наличие в младшей группе «Шатра уединения» позволяет детям «спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фото, перебрать вещи в « Личной коробке»-своеобразном уголке души, где собраны вещи, которые близки и дороги только одному ребенку. Игровое пособие может использоваться и без шатра уединения. Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольника помогают боксерские груши, подушки для битья , подушки – « Злючки». Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров ( от крохотных до игрушек в рост ребенка) в период проявления негативных эмоций ( после конфликтов , расставания с родителями утром ) служат средством релаксации . «Сонные игрушки» в каждой группе применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувство тревоги, беспокойства а иногда и раздражения, проявляют агрессию. Разнообразные «Волшебные предметы»: шляпа, палочка, плащ, башмачки помогают в перевоплощении детей, переходе из одних ролей в другие, позволяют дифференцировать различные состоянии мимики, жестов в соответствии с выбранной ролью.

Все названные игровые пособия выполнены с использованием подручного материала – упаковочных коробок, яркой самоклеящейся ленты, вариантов разнофактурной пряжи. Казалось бы малобюджетное игровое пособие, а результат - несомненно ценный психологический эффект.

Анализ работы в данном направлении дает основания считать, что система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с использованием всего арсенала психологических уголков дала положительные результаты:

- воспитанники с повышенной активностью научились приемам саморегуляции;

-агрессивные дети стали меньше ссориться и драться;

-дошкольники научились сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;

-улучшились показатели уровня психологического здоровья выпускников.

В заключении следует подчеркнуть: неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья.Только в сотрудничестве с близким взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели методы и средства социально-эмоционального развития. Нужно лишь показать родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой совместных усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!