Вопросы «вечного», общечеловеческого характера, затронутые писателями, интересовали людей во все времена. Такое же неспокойное время, как ХХ век, ознаменованное революциями, вызывало потребность верить во что-то более светлое. Поэтому литературе начала ХХ столетия была присуща некоторая идеализация.
Просмотр содержимого документа
«Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы. Конспект урока.»
Конспект урока.
Тема: «Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы»
(повторительно-обобщающий урок по творчеству И.А. Бунина).
Цели урока:
- обобщить знания, полученные на уроках по творчеству И.А. Бунина;
- совершенствовать навыки художественного анализа произведений, формируя у обучающихся творческий подход к изученному материалу, собственное видение его;
- побудить обучающихся к дальнейшему самостоятельному знакомству с творчеством И.А. Бунина.
Оборудование.
Портрет И.А. Бунина, выставка книг Бунина и о Бунине, тексты произведений И.А.Бунина, персональный компьютер, интерактивная доска.
Правая часть класса у доски оформлена для инсценировки рассказа «Господин из Сан-Франциско».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Объявление темы урока. Вступительное слово преподавателя. Запись в тетради.
3. Повторительно-обобщающая беседа ( по рассказу «Господин из Сан-Франциско).
1. Расскажите кратко об истории создания рассказа. Какую роль играет 1915 год в жизни самого писателя?
2. В рассказе используется слово «господин». Какое значение оно имеет в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой? Дополнительные вопросы: А в словаре В.И. Даля? Какие еще толковые словари вы знаете? Что говорит о главном герое название произведения?
3. Прочитайте с выражением фрагмент рассказа, в котором содержится описание внешности героя. Что хотел сказать автор о нем через портретные детали?
4. Если бы вам нужно было объяснить человеку, который не читал рассказ «Господин из Сан-Франциско», основную мысль текста, как бы вы это сделали?
5. Когда рассказ «Господин из Сан-Франциско» был напечатан и разошелся по стране, М. Горький, прочитав его, заметил: «И.А. Бунин заставил разбитое расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом: быть или не быть России…». Как вы понимаете слова М. Горького? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ответ.
4. Инсценирование рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Разговор господина из Сан-Франциско с метрдотелем.
5.Составление сравнительной таблицы по произведениям И.А. Бунина
(закрепление и систематизация полученных знаний).
Произведение | Год написания | Основные мотивы, образы, символы | Наиболее частотные приемы, используемые автором | «Вечные» вопросы, поднятые в произведении | К какому выводу приводит читателя автор? |
«Господин из Сан-Франциско» | | | | | |
«Чистый понедельник» | | | | | |
Таблица заполняется на интерактивной доске.
Домашнее задание.
Составить письменный сравнительный анализ двух произведений И.А. Бунина, пользуясь таблицей, заполненной на уроке.
Тема: «Образы влюблённых в «Тёмных аллеях» и «Чистом понедельнике» ( рассказы по выбору обучающегося).
Итоги урока.
Обучающимся предлагается заполнить «паспорт урока» и провести рефлексию урока.
На уроке:
мне было
интересно;
трудно;
скучно;
полезно;
_________
Я на уроке
работал;
старался;
не понял тему;
волновался;
был наблюдателем;
____________
Постараюсь
найти дополнительный материал;
почитаю информацию в учебнике;
запомнить интересный материал урока;
_________________________________