СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста при изучении иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не секрет, что методика преподавания любого предмета в начальной школе и в среднем звене значительно разнятся, это правило действует и для уроков английского языка в младших классах. От учителя требуется не только отличное знание методики преподавания своего предмета, но и учет психологических и физиологических особенностей учащихся младшего школьного возраста, которые определяют в свою очередь специфику технологий обучения иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста при изучении иностранного языка»


Психолого-физиологические особенности детей

младшего школьного возраста при изучении иностранного языка



Утюкина Галина Васильевна,

учитель английского языка высшей

квалификационной категории,

ГБОУ РМЭ «Школа - интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»


Ни для кого не секрет, что методика преподавания любого предмета в начальной школе и в среднем звене значительно разнятся, это правило действует и для уроков английского языка в младших классах. От учителя требуется не только отличное знание методики преподавания своего предмета, но и учет психологических и физиологических особенностей учащихся младшего школьного возраста, которые определяют в свою очередь специфику технологий обучения иностранному языку. При подготовке к урокам в начальной школе я стараюсь предусмотреть задания, ориентированные на различные виды восприятия учащихся: зрительную опору, озвучивание, письмо и практические действия. Особенно важно такое сочетание при изучении нового материала. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре, которая формирует положительное отношение к иностранному языку.

Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают ИЯ как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго).

Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические... Прежде всего, при планировании урока стараюсь учитывать уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно поэтому я делю их на малые группы, и уже в группах осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку. Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учет всех этих различий помогает мне подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль.

Необходимо также учитывать и особенности физического развития детей.

Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением их руки, нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задания, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).

Управление вниманием школьников состоит: в использовании материала, интересного в содержательном плане; обеспечении каждому ученику понимания/осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений; обеспечении знания способа выполнения упражнений; создании обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность знакомлю детей с речевыми средствами общения и тренирую учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой, работаю над развитием у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращаю их внимание на то, что надо запомнить.

Так, дети должны специально запомнить написание букв, правила чтения, исключения из этих правил и т. д. Один из приемов осмысленного запоминания — смысловая группировка материала, например: группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по значению, употреблению и формообразованию и т. д.

Следующим фактором, влияющим на специфику процесса овладения детьми ИЯ является фактор успеха. При организации обучения ИЯ вообще, и контроля в частности, важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает («питает») их интерес к предмету.

Стараюсь всегда найти возможность создать такую ситуацию, предложить такое задание, чтобы и ученик с низким уровнем активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперед, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше», «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам» и т. п.

Дети очень чувствительны к оценке, которую дает им учитель. Так, дети 7-9 лет, все еще не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова: «Ты сделал это плохо» — они понимают так: «Ты плохой» — и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя.

При ориентировании на критерии учителя у детей формируются свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля: «Вот как нужно рассказывать (читать, писать), чтобы получить отличную оценку».

Таким образом, учет психологических особенностей детей 6-10 лет и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения ИЯ в начальной школе.



2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!