СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-логопедические интегрированные занятия для детей от 3 - 6 лет (учебно-методическое пособие для психологов и логопедов)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Авторы: Сергиенко О.А, Хворова О.Г

Рецензент: Президент центра международного партнёрства, доктор педагогических наук А.В. Ахаев

г. Усть-Каменогорск 2015

Учебно - методическое пособие предназначено для педагога –психолога и учителя – логопеда при  работе с детьми от 3 - 6 лет. В пособие входят тематические игровые поля ЖИПТО, которые используются как настольная игра, демонстрационный материал,  а также применяется в индивидуальной работе с дошкольниками для коррекции звукопроизношения и развития психических процессов.Направленные на развитие речевой культуры, мелкой и крупной моторики, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия), эмоциональной сферы, расширение активного и пассивного словаря.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-логопедические интегрированные занятия для детей от 3 - 6 лет (учебно-методическое пособие для психологов и логопедов)»

Министерство образования и науки РК

ТОО «Детский сад «ЛАДА»


Авторы:Сергиенко О.А, Хворова О.Г















Психолого-логопедические

интегрированные занятия для детей от 3 - 6 лет

(учебно-методическое пособие для психологов и логопедов)

















г.Усть-Каменогорск

2015г

Авторы: Сергиенко О.А, Хворова О.Г

Рецензент: Президент центра международного партнёрства, доктор педагогических наук А.В. Ахаев

г. Усть-Каменогорск 2015


Учебно - методическое пособие предназначено для педагога –психолога и учителя – логопеда при работе с детьми от 3 - 6 лет. В пособие входят тематические игровые поля ЖИПТО, которые используются как настольная игра, демонстрационный материал, а также применяется в индивидуальной работе с дошкольниками для коррекции звукопроизношения и развития психических процессов.Направленные на развитие речевой культуры, мелкой и крупной моторики, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия), эмоциональной сферы, расширение активного и пассивного словаря.

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современнаясистема образования направлена на всестороннее развитие ребенка.Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. Наиболее частой проблемойу детей в детском саду является неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов.Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями и низким уровнем познавательных процессов у детей является основой для взаимодействия и интеграции таких специалистов, как учитель–логопед и педагог-психолог.

Л.С. Выготский разделяет категорию деятельности на три основных разновидности: учебную, трудовую и игровую, они между собой неразрывно связаны и в той или иной мере представлены в жизни каждого человека.Для полноценного развития дошкольников необходимо, чтобы познавательная деятельность, игра и общение с близкими, сверстниками гармонично соотносились, были тесно увязаны друг с другом.Игра помогает не только расширить знания дошкольника о социальной действительности, но и позволяет познать сложный, многогранный мир социальных отношений, создает благоприятные условия для того, чтобы примерить на себе разнообразные социальные роли и с этих позиций попытаться выстроить отношения с людьми.

Так, как игра является ведущим типом деятельности ребенка – дошкольника основой для реализации коррекционно – развивающей деятельности специалистов послужила интеллектуальная игра ЖИПТОГ.В. Томского. Проект ЖИПТО прошел успешную апробацию во многих детских садах Казахстана, выступает эффективным стимулятором научного, профессионального, художественного, литературного и математического творчества. Такой игровой стимулятор является ценной находкой для интеллектуального и творческого развития детей от детского сада до университета.

ЖИПТО – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок. ЖИПТО способствует:развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), развитию речи детей.

Главная цель игры ЖИПТО обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Таким образом, педагогом - психологом и учителем - логопедом ТОО «Детского сада «Лада» было разработаноучебно- методическое пособие по коррекции и психологическому развитию дошкольников 3 -6 лет, с применением игровой технологии ЖИПТО.


Цель: создание и апробирование модели взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка через игровые технологии ЖИПТО.

Задачи:

1.Развивать высшие психические функции, эмоциональную устойчивость и саморегуляцию через игровые приемы ЖИПТО.

2.Способствовать коррекции звуковой, смысловой сторон речи, развивать связную речь, коммуникативные навыки и умения по средствам игры ЖИПТО

3.Создавать условия для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений.


Коррекционо– развивающая деятельность осуществляется с одним ребенком или с группой детей состоящей из шести человек, где пять детей отвечают за игровые фишки – «убегающие» и один ребенок –отвечает за фишку «преследователь».


Правила игры ЖИПТО

Вы имеете 6 маленьких фишек «убегающих», одна из которых является запасной, и 2 большие фишки для «преследователя» (одна из которых является запасной). Партия игры состоит из двух частей, в которых игроки поочередно играют за «убегающих» и «преследователя».

Цель игры: «убегающие» стараются перейти на противоположную сторону игрового поля до поимки их «преследователем». В свою очередь «преследователь» стремится их поймать, как можно дальше от своей стороны поля.

Ход фишки: чтобы передвинуть фишку на один шаг, необходимо слегка прижать ее сверху одним пальцем, чтобы не сдвинуть с места, затем поставить другой рукой впритык к ней запасную фишку в выбранном направлении, затем игровую фишку убрать, теперь она превращается в «запасную».

Поимка: «убегающий», которого коснулся «преследователь», считается пойманным и убирается с игрового поля.

Баллы: каждый «убегающий», достигший одной из линий 1, 2 или 3, получает по одному баллу на каждой линии.

После первой части партии игроки меняются фишками, и разыгрывается вторая часть. Победитель определяется сравнением количества баллов «убегающих» в двух частях.





Перспективный тематический план


Месяц

Тема

Задачи

1

Октябрь

«Части тела. Эмоции»

1.Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. Учить различать понятия “девочка – мальчик”, узнавать, к какому полу относится сам ребенок.

2.Формировать грамматический строй речи.

3.Развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции.

4.Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность.

2

Ноябрь

«Домашние животные»

1.Развивать мелкую и крупную моторику;

2.Развивать воображение, пластику, звукоподражание;

3.Способствовать снятию психоэмоционального напряжения;

4.Развивать эмоционально-выразительные движения.

3

Декабрь

«Снеговик»

1.Коррекция поведенческих проблем.

2.Снятие повышенной тревожности.

3.Укрепление собственного Я - ребенка.

4.Развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память, воображение, восприятие).

5. Формирование крупной и мелкой моторики.

6. Развитие активного словаря и эмоциональной выразительности.

4

Январь

«В гости к гномикам»

1.Развитие речи

2. Формирование внимания

3.Развитие крупной и мелкой моторики

4.Развитие эмоциональной сферы

5. Автоматизировать навык гласных и согласных звуков.

5

Февраль

«Путешествие снежинки»

1.Развитие познавательных процессов (памяти, внимание, мышления, воображения, речи).

2.Формирование представления ребенка о видах ветров.

3.Развитие речевого дыхания.

4.Развитие мелкой моторики рук.

5.Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

6

Март

«Красная шапочка»

1.Развитие речи.

2.Формирование познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия).

3.Формирование мелкой моторики и двигательной активности.

7

Апрель

«Путешествие в зоопарк»

1.Коррекция психических функции: внимания, мышления, памяти.

2.Выделение согласных звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях.

8

Май

«В стране Зазеркалье»

1.Cформировать понятие «транспорт»;

2.Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.


























Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 1. «Части тела. Эмоции»

Движущие силы – дети, противоборствующая сила – Баба-Яга. Вначале дети выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику вместе с логопедом. Далее учитель – логопед предлагает упражнение «Покажи на кукле и на себе», «Чего не хватает?», проводит динамическую паузу. Педагог – психолог предлагает выполнить упражнение «Эмоции».Учитель-логопед проводит подвижную игру «Части тела». Дети выполняют вместе с педагогом-психологом упражнения «Раздадим игрушки детям», складывают картинку из 3 частей и играют в игру «Мячики». В конце подводится итог занятия и саморефлексия.































Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 2. «Снеговик»

Движущие силы – дети-снеговики, противоборствующая сила – Солнце. Дети приветствуют друг друга вместе с педагогом-психологом и отгадывают загадку про снеговиков. Учитель-логопед проводит с детьми динамическую паузу и артикуляционную гимнастику. Далее педагог-психолог предлагает нарисовать снеговиков и раскрасить их красками зимы. Учитель-логопед проводит динамическую паузу «снеговик». В конце подводится итог занятия и саморефлексия. Цель достигнута – снеговики совершили путешествие и не попали под лучи яркого солнца.





























Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 3. «Домашние животные»

Движущие силы – дети - мышки, противоборствующая сила – Кошка. Вначале дети отгадывают загадку о кошке и называют всех домашних животных, которых они знают. Далее учитель –логопед предлагает считалочку для язычка. Педагог– психолог предлагает выполнить йоговскую гимнастику. Дети, проходя поле, выполняют задание «Найди детеныша животного». Приблизившись к кошке, выполняют задание на мелкую моторику – рисуют клубочки для кошечки. И вот цель достигнута – Кошкаотдает сестричку мышкам.





























Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 4. «В гости к гномикам»

Движущие силы – дети - гномики, противоборствующая сила – недобрая фея.Педагог предлагает помочь гномикам вернуть их младшего брата, которого украла недобрая фея. Что бы его вернуть, нужно выполнить задания феи. Для начала дети выполняют артикуляционную гимнастику. Далее дети находят отличия у заколдованных гусениц. Учитель-логопед предлагает собрать грибы в корзинку на которых написаны слоги со звуком [с]. После проводится динамическая пауза. Проводится подвижная игра про сказочных героев. В конце занятия подводится итог и саморефлексия. Цель достигнута – недобрая фея вернула гномикам младшего брата.




























Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 5. «Путешествие снежинки»

Движущие силы – дети- снежинки, противоборствующая сила – Ветер. Вначале дети выполняют организационный круг – приветствие. Педагог–психолог предлагает путешествие по сказке. Вхождение в сказку: вопросы и загадки о зиме, снежинках и ветре. Дети осуществляют волшебное превращение в снежинок. Далее слушают сказку о четырех ветрах – выполняют звуковое подражание, запоминают сюжет сказки, отвечают на вопросы по ходу сюжета. Выполняют задание на мелкую моторику - рисуют и раскрашивают снежинки. Цель достигнута - дети- снежинки узнали о четырех видов ветров.





























Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 6. «Красная шапочка»

Движущие силы – дети- гномики, противоборствующая сила – Красная шапочка. Дети приветствуют друг друга и следуют по следам. Собирают разрезную картинку Красной шапочки. Далее слушают рассказ о кукле Красная шапочка, отвечают на вопросы и рассматривают презентацию за каждый правильный ответ делают ходы на поле. После играют в игры на развитие речи. Танцуют под музыку «Если долго, долго, долго…» Ю.Михайлова, А.Рыбникова. Цель достигнута – дети помогли Красной шапочке.































Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 7. «Путешествие в зоопарк»

Движущие силы – дети, противоборствующая сила – Незнайка, которому дети хотят помочь собрать животных в зоопарк. Дети выполняют организационный круг «Большое доброе животное» и отправляются в путешествие в зоопарк. Встречают Незнайку, который открыл все клетки в зоопарке и животные разбежались. Далее дети считают буквы в слове «Зоопарк», которые символизируют количество убежавших животных. На каждое животное дети выполняют задание: работа со звуковой линейкой, игра «Верю –не верю», упражнение со слогами, игра «Путаница», гимнастика для глаз, выполнения задания на мелкую моторику. Цель достигнута – дети нашли всех животных, убежавших из зоопарка.
























Пояснительная записка к игровому полю ЖИПТО

тема 8. «В стране Зазеркалье»


Движущие силы – дети, противоборствующая сила – злой Абаж. Сначала дети отправляются в путешествие на автобусе по карте и попадают в первую станция «Лукоморье». Далее летят на самолете и попадают в волшебный лес, где их встречает клоун Оле-Лукойе и предлагает выполнить задание «Нелепицы». После дети отправляются на корабле по морю и встречается им золотая рыбка, которая должна будет подсказать им дорогу, если они нарисуют её портрет на песке.






























Список использованной литературы:

1.Г.В. Томский «ЖИПТО от детского сада до университета» 2005 г.

2.Г.В. Томский «ЖИПТО 1001 игра для всех» 1988г.

3.Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008г.

4.Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

5.Под ред. Н. А. Сакович. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. – СПб.: Речь, 2011г.

6.А. И. Копытин. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2001г.

7.Практикум по арт-терапии / Под редакцией А. И. Копытина. СПб., 2000г.

8.Презентационные материалы Казахстанско –Французского центра ФИДЖИП – ЕВРОТАЛАНТ – КОНКОРД, 2013 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!