СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая характеристика личности школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

При составлении психолого-педагогической характеристики личности школьника часто не только молодой, но и опытный учитель испытывает затруднение. Вашему вниманию предлагается порядок написания характеристики.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика личности школьника»

Психолого-педагогическая характеристика личности школьника


I Общие сведения о личности школьника


  1. Фамилия, имя, отчество.

  2. Пол.

  3. Возраст.

  4. Где учится? (школа, класс)

  5. Принадлежность к общественной организации.

  6. Общественные поручения.

  7. Состояние здоровья и физическое развитие (по медицинской карте)

  8. Краткий словесный портрет.

  9. Условия семейного воспитания: состав семьи, социальное положение, кто из ленов семьи оказывает набольшее влияние (положительно или отрицательное), почему, взаимоотношение с членами семьи.

  10. Краткая история развития: где воспитывался до школы, сколько лет обучался в данной школе.


Методика: 1. Изучение личного дела школьника.

2. Изучение медицинской карты.

3. Беседа с родителями.

4. Наблюдение за учеником.



II Общая характеристика основных видов деятельности


  1. Какому виду деятельности отдает предпочтение (игровой, учебной, трудовой, общественной)?

  2. Имеется ли направленность на профессию.

  3. Успеваемость ученика по предметам.

  4. Отношение ученика к учебной деятельности.

  5. Предметы, к которым проявляется повышенный интерес (указать причины).

  6. Предметы, к которым отсутствует интерес (причины).

  7. Особенности психических познавательных процессов ученика (восприятие, память, мышление, речь, внимание).

  8. Какие виды трудовых поручений выполняет в школе и семье.

  9. Как относится к труду и к результатам труда.

  10. В каких видах труда проявляется активность, смекалка, а в каких только прилежание.

  11. Виды общественных поручений (постоянные, временные).

  12. Какие качества личности проявляет ученик при выполнении общественной работы (активность, самостоятельность, инициативность или пассивность и т.д.).

  13. В какие игры предпочитает играть?

  14. Какую роль выполняет в играх (организаторскую, ведомую, пассивную)?

  15. Чем преимущественно любит заниматься во внеурочное время?

  16. Приобретает ли знания вне школы (кружки, чтение…)


Методика: 1. Беседа с родителями.

2. Беседа с учеником.

3. Наблюдение.




III Общая характеристика направленности личности школьника


  1. Проявление потребностей:

    • В общении со взрослыми, с товарищами,

    • В новых впечатлениях и новых знаниях,

    • В коллективном труде,

    • В общественной и художественно-эстетической деятельности,

    • В играх, спорте и др.

  2. Имеет ли место проявление антиобщественных потребностей, каких?, почему? (курение, игра в азартные игры, бродяжничество и т.д.)

  3. С кого берет пример? Кто идеал? Почему?

  4. Интересы, склонности.

  5. Мотивы учения.

  6. Мотивы участия в общественной жизни.

  7. Мотивы трудовой деятельности.

  8. Основные черты характера ученика, раскрывающие его отношения к обществу, к труду, к своей собственной личности.


Методика: 1. Наблюдение изучаемого школьника.

2. Беседа с родителями, учителями.



IV Характеристика класса, в котором состоит ученик и его положение в классе


  1. Назовите класс, в котором состоит изучаемый.

  2. Представляет ли класс единый коллектив или состоит из групп?

  3. Отличается ли класс сплоченностью, взаимопомощью?

  4. Имеется ли в классе общественное мнение?

  5. Есть ли у данного класса общие интересы с параллельными классами, сотрудничает ли класс или живет замкнуто?

  6. Входит ли учащийся в состав актива класса, если нет, то каковы его взаимоотношения с активом класса?

  7. Пользуется ли ученик симпатией класса или отдельных учащихся?

  8. Имеет ли верных друзей в классе?

  9. Дружит ли с учениками своего класса или находит друзей вне класса? На чем основана эта дружба? Выполняет в дружбе ведущую или ведомую роль?

  10. Какие качества ценит в других?

  11. Как коллектив класса влияет на поведение ученика и формирование его личности?


Методика: 1. Личные наблюдения.

2. Беседа с учителем.

3. Социометрия. Составление матриц и их анализ.










V Динамические особенности личности школьника


  1. Вынослив ли в работе, может ли относительно долго работать или быстро утомляется?

  2. Сохраняется ли работоспособность в обычных условиях?

  3. Сохраняется ли выдержка и спокойствие в критических, напряженных ситуациях?

  4. Может ли относительно долго ожидать что-либо важное для него?

  5. Быстро включается в любую деятельность или наоборот?

  6. Подвижен ли, быстро переходит от одной деятельности к другой?

  7. Легко ли осваивается в новой обстановке?

Методика: 1. Личное наблюдение

2. Беседа с родителями



VI Синтетическая характеристика на учащегося


Для составления ее взять первый раздел полностью, из всех остальных разделов только основные положения. Таким образом, синтетическая характеристика должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать» личность и в заключении выразить пожелания учителю, родителям, а возможно самому ученику, что развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!