Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика личности школьника»
Психолого-педагогическая характеристика личности школьника
I Общие сведения о личности школьника
Фамилия, имя, отчество.
Пол.
Возраст.
Где учится? (школа, класс)
Принадлежность к общественной организации.
Общественные поручения.
Состояние здоровья и физическое развитие (по медицинской карте)
Краткий словесный портрет.
Условия семейного воспитания: состав семьи, социальное положение, кто из ленов семьи оказывает набольшее влияние (положительно или отрицательное), почему, взаимоотношение с членами семьи.
Краткая история развития: где воспитывался до школы, сколько лет обучался в данной школе.
Методика: 1. Изучение личного дела школьника.
2. Изучение медицинской карты.
3. Беседа с родителями.
4. Наблюдение за учеником.
II Общая характеристика основных видов деятельности
Какому виду деятельности отдает предпочтение (игровой, учебной, трудовой, общественной)?
Имеется ли направленность на профессию.
Успеваемость ученика по предметам.
Отношение ученика к учебной деятельности.
Предметы, к которым проявляется повышенный интерес (указать причины).
Предметы, к которым отсутствует интерес (причины).
Особенности психических познавательных процессов ученика (восприятие, память, мышление, речь, внимание).
Какие виды трудовых поручений выполняет в школе и семье.
Как относится к труду и к результатам труда.
В каких видах труда проявляется активность, смекалка, а в каких только прилежание.
Виды общественных поручений (постоянные, временные).
Какие качества личности проявляет ученик при выполнении общественной работы (активность, самостоятельность, инициативность или пассивность и т.д.).
В какие игры предпочитает играть?
Какую роль выполняет в играх (организаторскую, ведомую, пассивную)?
Чем преимущественно любит заниматься во внеурочное время?
Приобретает ли знания вне школы (кружки, чтение…)
Методика: 1. Беседа с родителями.
2. Беседа с учеником.
3. Наблюдение.
III Общая характеристика направленности личности школьника
Проявление потребностей:
В общении со взрослыми, с товарищами,
В новых впечатлениях и новых знаниях,
В коллективном труде,
В общественной и художественно-эстетической деятельности,
В играх, спорте и др.
Имеет ли место проявление антиобщественных потребностей, каких?, почему? (курение, игра в азартные игры, бродяжничество и т.д.)
С кого берет пример? Кто идеал? Почему?
Интересы, склонности.
Мотивы учения.
Мотивы участия в общественной жизни.
Мотивы трудовой деятельности.
Основные черты характера ученика, раскрывающие его отношения к обществу, к труду, к своей собственной личности.
Методика: 1. Наблюдение изучаемого школьника.
2. Беседа с родителями, учителями.
IV Характеристика класса, в котором состоит ученик и его положение в классе
Назовите класс, в котором состоит изучаемый.
Представляет ли класс единый коллектив или состоит из групп?
Отличается ли класс сплоченностью, взаимопомощью?
Имеется ли в классе общественное мнение?
Есть ли у данного класса общие интересы с параллельными классами, сотрудничает ли класс или живет замкнуто?
Входит ли учащийся в состав актива класса, если нет, то каковы его взаимоотношения с активом класса?
Пользуется ли ученик симпатией класса или отдельных учащихся?
Имеет ли верных друзей в классе?
Дружит ли с учениками своего класса или находит друзей вне класса? На чем основана эта дружба? Выполняет в дружбе ведущую или ведомую роль?
Какие качества ценит в других?
Как коллектив класса влияет на поведение ученика и формирование его личности?
Методика: 1. Личные наблюдения.
2. Беседа с учителем.
3. Социометрия. Составление матриц и их анализ.
V Динамические особенности личности школьника
Вынослив ли в работе, может ли относительно долго работать или быстро утомляется?
Сохраняется ли работоспособность в обычных условиях?
Сохраняется ли выдержка и спокойствие в критических, напряженных ситуациях?
Может ли относительно долго ожидать что-либо важное для него?
Быстро включается в любую деятельность или наоборот?
Подвижен ли, быстро переходит от одной деятельности к другой?
Легко ли осваивается в новой обстановке?
Методика: 1. Личное наблюдение
2. Беседа с родителями
VI Синтетическая характеристика на учащегося
Для составления ее взять первый раздел полностью, из всех остальных разделов только основные положения. Таким образом, синтетическая характеристика должна быть краткой, хорошо аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать» личность и в заключении выразить пожелания учителю, родителям, а возможно самому ученику, что развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника.