СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с гиперактивностью. Взаимодействие учителя и специалистов сопровождения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа раскрывает особенности психики и поведения детей с СДВГ.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с гиперактивностью. Взаимодействие учителя и специалистов сопровождения.»

20


Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Гиперактивный ребенок в школе

1.1. Определение гиперактивности…………………………………….…5

1.2. Потребности гиперактивного ребенка……………………………....7

1.3. Диагностика и выявление гиперактивного ребенка

в образовательном учреждении………………………………………....11

Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с гиперактивностью. Взаимодействие учителя и специалистов сопровождения

2.1. Коррекция СДВГ и ее направления…………………………………16

2.2. Особенности психики и поведения детей с СДВГ, которые нужно учитывать при организации коррекционной работы………………………….19

2.3. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми……21

2.4. Взаимодействие учителя и специалистов сопровождения………..26

Заключение………………………………………………………………31

Библиографический список……………………………………………32

Приложение……………………………………………………………...35











Введение

В на­стоящее время особенно актуальны проблемы детей, имеющих нарушения поведе­ния и связанные с ними трудности в обучении. Такие дети привлекают к себе вни­мание педагогов своей неусидчивостью, невнимательностью, крикливостью, постоянной двигательной активностью. Постоянно возбужденные, непоседливые они мешают одноклассникам выполнять задания учителя, сконцентрироваться на работе по теме урока, постоянно заняты своими делами, их трудно удер­жать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Они неудоб­ны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Да и современная система обучения не приспособлена к работе с гиперактивными детьми.

С увеличением количества гиперактивных детей проблема эффективности их обучения ста­новится все более актуальной и обсуждаемой. Если еще не­сколько лет назад в начальных классах гиперак­тивных детей было по 1-2 в классе, то сей­час в эту группу попадает уже около 20-30% уча­щихся. Часто, при всех существующих проблемах поведения, интеллект таких детей сохранен, они могут успешно освоить школьную программу, но для этого требования школьной среды должны соответствовать возможностям ребенка.

Цель курсовой работы: выявить и описать методы психолого-педагогической коррекционной работы с гиперактивными детьми.

Объект исследования: гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе.

Предмет исследования: особенности работы в школе с гиперактивными детьми.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическая коррекционная работа призвана облегчить процесс школьной адаптации и обучения детей с гиперактивностью.

Задачи:

1) Дать определение гиперактивности.

2) Раскрыть особенности диагностики гиперактивности у детей.

3) Определить направления коррекционной работы с гиперактивными детьми.

4) раскрыть особенности психики и поведения детей изучаемой категории.

5) Проанализировать работу школьных специалистов с гиперактивными детьми.

6) Познакомиться с методами совместной работы учителя и специалистов сопровождения.

Методы исследования:

1) Теоретический анализ педагогической литературы.

2) Систематизация материалов по структурным компонентам.

3) Анализ основных методов и приемов профилактической работы с детьми с гиперактивным поведением.

Актуальность проблемы состоит в том, что с каждым годом гиперактивных детей становится больше. Правильно построенное взаимодействие школьных специалистов может существенно облегчить процесс обучения в школе гиперактивному ребенку.












Глава 1. Гиперактивный ребенок в школе.

1.1. Определение гиперактивности.

Как толкует словарь значение гиперактивности? Гиперактивный – (от латинского «activus» – «деятельный», «действенный» и греческого «hyper» – «над», «сверху»), т.е. сверхактивный, что указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью». (Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.)

Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, это могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Добиться того, чтобы такой ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача. Первый шаг в работе с гиперактивными детьми – выявление такого ребёнка.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления интересующего нас синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Проявления синдрома гиперактивности могут беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на уроках, на внеурочных занятиях, школьных мероприятиях.

По оценке Расселла Баркли (Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004)  в зрелом возрасте лишь около 30 % гиперактивных людей избавляются от этого расстройства, большинство из них продолжает испытывать значительные затруднения даже во взрослой жизни. По данным статистики около 20% гиперактивных ведут асоциальный образ жизни: склонны к алкоголизму, употреблению наркотиков.

Признаки расстройства наиболее выражены в возрасте от 5 до 10 лет, то есть в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Следовательно, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

В 6—7 лет дети с синдромом гиперактивности еще не готовы к школьному обучению в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур головного мозга. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.

Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома гиперактивности диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома гиперактивности, такие как чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения, могут наблюдаться и у взрослых.


2.2. Потребности гиперактивного ребенка.

“Специальные обследования показывают, что в течение последних лет около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья” - пишут М.М. Безруких и С.П. Ефимова в книге “Знаете ли вы своего ученика?”. Нарушения нервно-психического здоровья авторы относят к категории так называемых “пограничных расстройств”, т.е. находящихся на грани нормы и болезни. Их настолько трудно распознать в дошкольный период, тем не менее, при малейшем “толчке”, которым и является начало систематического обучения в школе и весь комплекс школьных нагрузок, они принимают выраженный характер, и учитель сталкивается с этим раньше всех. Одно из таких расстройств гиперактивность или гипердинамический синдром.

А.Д. Столяренко в книге “Детская психодиагностика и профориентация” в разделе “Гиперактивность” утверждает, что в основе гипердинамического синдрома лежат микроорганические поражения головного мозга, возникающие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, такие как тяжелый диатез, диспепсия; физические, психические травмы. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов в числе которых:

    • органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

    • перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

    • генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

    • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);

    • пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводят к ухудшению показателей внимания);

    • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).

С началом обучения ребенка с гипердинамическим синдромом начинается новый виток проблем. Попадая в школу, гиперактивный ребенок оказывается в сложной психотравмирующей ситуации, которая порой может привести к возникновению дезадаптивных состояний. Непременно возникает противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нор­мативностью отношений на уроке, что проявляет­ся в несоответствии поведения ребенка требованиям. Ги­перактивный ребенок может весь урок передвигаться по классу, сидеть под столом, подходить к одноклассникам, предпринимать попытки пообщаться с кем-либо из детей. Может сидеть под столом, а когда устанет лечь на пол. Обычно такой ученик не может ждать, пока учитель разрешит ему ответить на поставленный вопрос. Он начи­нает отвечать, не выслушав вопрос до конца, кричит с места, перебивая учителя и других детей. Во время ответа ерзает на стуле, если стоит у стола – совершает ненужные движения руками, ногами.

Вероятно, корень проблем кроется не только в нарушении внимания, т.к. некоторые гиперактивные дети, даже занимаясь отвлеченными делами, отвечают на «внезапно» обращенный к ним вопрос учителя четко и правильно. В тоже время у данной группы детей нередки трудности форми­рования навыков письма и чтения, которые возни­кают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого раз­вития. Система предъявления учебного материа­ла в школе часто представляет собой пе­дагогический монолог, который требует от ребен­ка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нуж­ны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявле­ния учебного материала, недостаточного его раз­нообразия, многоканальному восприятию гиперак­тивного ребенка.

Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, признаки дислексии, дисграфии и дискалькулии.

Гипердинамичный ребенок импульсивен, действует, не задумываясь о последствиях. Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Он очень быстро переключается с одного дела на другое, не завершив выполнение предыдущего. Он любопытен, но интересы его не постоянны.

Часто такой ребенок вызывает раздражение родителей и педагогов, нередко считающих, его ленивым, не желающим выполнять требования, невоспитанным. Беда же ребенка заключается в том, что он просто не в состоянии вести себя соответственно предъявляемым требованиям и правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Ребенок порой не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. Естественно, что учебная деятельность, требующая, прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля выполняемых действий, оказывается для него особенно трудной. У такого ученика страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, у него повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение в классе.

Таким детям, как правило, свойственна импульсивность поступков, раздражительность, неумение управлять своим поведением в игре и общении. Гиперактивные дети бывают очень обидчивы и несговорчивы. Могут остро переживать сиюминутную «неудачу». Например, гиперактивный мальчик подготовил на школьный праздник стихотворение, но в ходе выступления выяснилось, что это же стихотворение рассказывает девочка из параллельного класса. Эта ситуация приводит к категорическому отказу выступать, обиде, слезам. Уговоры не действуют. Но проблема быстро забывается и уже к следующему концерту он снова готов учить стихотворение и выступать со сцены.

Эмоциональная напряженность, свойственная таким детям, склонность остро переживать трудности, неудачи, которые возникают при обучении в школе, приводят к тому, что у него легко формируются и фиксируются негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному со школьным обучением, протестные реакции, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства.

Эти вторичные расстройства усугубляют картину, усиливают школьную дезадаптацию, ведут к формированию негативной “Я-концепции” ребенка. Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Они требуют внимания определенного круга людей: родителей, врачей, педагогов, психологов.


2.3. Диагностика и выявление гиперактивного ребенка в образовательном учреждении.

Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям.
Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог или психолог может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви.

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры, в настоящее время среди родителей и некоторых педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, или результат неправильного воспитания. Порой ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые сразу причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основании фиксации излишней двигательной активности ребенка.

В диагностике СДВГ используют стандартные диагностические критерии.

Таблица 1

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Измерения

Признаки

1.Нарушения внимания

1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

II. Гиперактивность/ импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребёнок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как «perpetuum mobile».

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

Диагностику проводят по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6-ти из 9-ти критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (более шести признаков из первого измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используют диагностическую формулировку «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания»; при наличии повышенной реактивности и импульсивности (шесть и более признаков из второго измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания – формулировку «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны появляться до 8 лет; наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребёнка: в школе и дома; не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении, каких-либо нервно-психических расстройств; должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

На основе вышеперечисленных критериев составлены различные вопросники для родителей и учителей. Но, для окончательной постановки диагноза необходимо проведение комплексного медико-психологического обследования. Наряду с обычными психологическими методиками используют и нейропсихологические (экспресс-диагностика «Лурия-90»).

В ходе диагностической работы с гиперактивными детьми важно учитывать, что СДВГ может иметь внешнее сходство с рядом других состояний. Прежде всего, гиперактивность следует разграничивать со свойственной многим детям нормальной высокой двигательной активностью, проявлением индивидуальных черт темперамента, а также того, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития. В некоторых случаях особенности поведения ребёнка могут оказаться реакцией на сложную ситуацию в семье, развод родителей, педагогическую запущенность. Причиной также могут быть нарушения адаптации к школе, конфликт между ребёнком и учителем, ребёнком и родителями. Симптомы СДВГ могут быть вторичными проявлениями при расстройствах сна, маниакально-депрессивном синдроме, языковых и коммуникативных нарушениях, расстройстве координации, синдроме Туретта (хронические тики) и др.

Диагностика в образовательном учреждении предусматривает изучение гиперактивного ребенка, его личностных особенностей и индивидуальных характеристик, выявление причин, имеющихся у ребенка, проблем для обеспечения ему персонифицированной помощи. Она предполагает:

  • комплексное изучение ребенка;

  • формулировку психолого-педагогических проблем;

  • выдвижение гипотез об имеющихся у ребенка затруднениях;

  • составление психолого-педагогической характеристики;

  • разработку рекомендаций для организации успешной адаптации ребенка.

Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям:

  • простота и процедурная доступность для педагога, психолога;

  • непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

  • наличие элементов занимательности (т.е. игровые формы).

По результатам диагностики с учетом медицинских рекомендаций и других факторов, влияющих на ребенка, составляется программа коррекционной работы с детьми, включающая рекомендации родителям и педагогам.

Пер­воначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментоз­ная терапия дополняется психологической и педа­гогической коррекцией, что определяет комплекс­ный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении нега­тивных проявлений данного синдрома.


















Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с гиперактивностью. Взаимодействие учителя и специалистов сопровождения

2.1. Коррекция СДВГ и ее направления.

По мнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения и т.п.

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются:

  • двигательная активность,

  • психолого-педагогическая коррекция,

  • семейная психотерапия,

  • поведенческая терапия,

  • релаксационные методики,

  • лечение сопутствующей патологии.

Двигательная активность

Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом, такие как соревнования, эстафеты, конкурсы, а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности.

Психолого-педагогическая коррекция

Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.

Семейная психотерапия

СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего, матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Депрессии у матерей, имеющих гиперактивных детей, встречаются довольно часто. Поэтому психолог может рекомендовать матери вместе с ребенком посетить семейного психотерапевта с целью улучшения семейного микроклимата, снятия депрессивного состояния.

Поведенческая психотерапия

Домашняя программа коррекции включает:

а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

в) организацию режима дня и места для занятий;

г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.

Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

Школьная программа коррекции включает:

а) изменение окружения (место ребёнка в классе - рядом с учителем, включение минуток активного отдыха в режим урока), регулирование взаимоотношений с одноклассниками);

б) создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения,

в) коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.

Релаксационные методики

Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.

Медикаментозная коррекция

Использование медицинских препаратов – это важный компонент при лечении СДВГ.

Существуют разные формы медикаментов для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – быстродействующие, со средним периодом действия и длительного действия. Для эффективного лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью используется класс препаратов, называемых психостимуляторами или просто стимуляторами. Эти медикаменты помогают человеку концентрировать внимание и более успешно игнорировать отвлекающие факторы. У гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции. Высокую эффективность психостимуляторов объясняют широким спектром их нейрохимического действия, направленного в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга.

Стимуляторы используются для лечения сложных форм синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и заболеваний средней степени тяжести. Эти медикаменты одобрены для лечения взрослых и детей старше 6 лет, у которых как дома, так и в школе или на работе проявляются симптомы СДВГ.

Кроме того есть не стимулирующие медикаменты и другие препараты, используемые для лечения СДВГ. Но, так как медикаментозная составляющая лечения является проблемой психиатров и педиатров, мы останавливаться на этом не будем.

Таким образом, профилактика и лечение детей с синдромом дефицита внимания должны быть «мультимодальными» при участии педиатра, психолога, педагога и родителей.



2.2. Особенности психики и поведения детей с СДВГ, которые   нужно учитывать при организации коррекционной работы

Психологи, в частности Ясюкова Л.А., выделяют следующие   психологические особенности детей с СДВГ, которые нужно  учитывать при организации работы с ними. Они делают понятными и обоснованными практические рекомендации педагогам и родителям.

- Для детей характерна быстрая умственная утомляемость и низкая умственная работоспособность (ребенок работает без перерыва не более 5 минут, при этом, физическое утомление  может отсутствовать).  Типично значительное увеличение частоты и продолжительности релаксационных циклов в деятельности мозга (через каждые 5-7 минут работы идет релаксационное отключение на 3-5 минут, полностью теряется сознательный контроль и фиксация чего-либо в памяти). В этом случае следует интеллектуальную деятельность детей согласовывать с циклами активности, пережидать 3-5 минут, пока их мозг отдыхает и восстанавливает работоспособность.
- У детей резко снижена возможность самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (не может выполнить обещание, составить план, следовать ему). Взрослые должны взять на себя организацию их деятельности, не указывая, что  надо делать, а проделывая  все совместно с ребенком.

- Наблюдается существенная зависимость деятельности детей, особенно умственной от характера внешней социальной активации (ребенок  вял, сонлив в одиночестве и  полностью дезорганизован в шумной многолюдной  обстановке). Необходимо помнить, что ребенок может работать только в спокойной обстановке в диалоге с терпеливым взрослым.
- Происходит явное ухудшение деятельности при эмоциональной активации, как отрицательной, так и положительной. При работе с ребенком стоит обращать внимание на психологическую атмосферу, создавать эмоционально нейтральную обстановку.

- Существуют большие трудности в формировании произвольного внимания. Кроме прямого развития функций внимания следует предварять работу рассуждением, это  переводит контроль ее выполнения на сознательный уровень. Нужно развивать мышление и заменять визуальный контроль интеллектуальным, при котором снижаются нагрузки на внимание. Следует избегать  работы, требующей распределения внимания, заменять пошаговым переключением с одного вида деятельности на другой с подробными инструкциями.

- Характерно снижение оперативных объемов внимания, памяти, мышления. Необходимо обучать внешним формам  фиксации информации, избегать пространных объяснений при изложении материала, использовать его наглядное представление, учитывающее зрительное восприятие.
- Отмечаются трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Запоминание требует большего числа повторений. В состоянии утомления временные связи не только не укрепляются, но и могут разрушаться недавно установленные связи. Не нагружать ребенка информацией в состоянии утомления.

- Присутствуют дефекты зрительно-моторной координации, поэтому такие дети при списывании и срисовывании не замечают несоответствий даже при последующем сравнении. В этом случае необходим предварительный речевой  анализ любой предстоящей работы и поэлементное сличение правильности выполнения.



2.3. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми

В условиях образовательного учреждения реализация коррекционной работы по адаптации детей осуществляется с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, необходимости восстановления физического и психического здоровья, развития и саморазвития личности ребёнка, специфики работы социально-психологической службы учреждения.

Коррекция – одна из форм оказания психолого-педагогической помощи. Она может осуществляться педагогом, психологом в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования.

Основная цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и индивидуальному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка: интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном, на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

При организации коррекционной работы необходимо соблюдать основные принципы:

  • Единство коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа условий развития ребенка.

  • Единство возрастного и индивидуального в развитии. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий формирования личности ребенка.

  • Единство диагностики и коррекции развития. Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о трудностях в обучении, которые испытывают младшие школьники, в возрастной динамике индивидуальных различий у детей.

  • Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.

  • Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Дети, с которыми проводится психо-коррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.

Начиная с младшего школьного возраста, психологи и педагоги в коррекционной работе с гиперактивными детьми проводят тренинги социальных навыков, где обучают стратегиям преодоления конфликтов во взаимоотношениях и налаживания позитивных взаимодействий с взрослыми и ровесниками. Возможно так же проведение когнитивно-поведенческих тренингов самоконтроля, где отрабатывается умение оценивать проблемные ситуации и приобретение навыков управления когнитивными и поведенческими реакциями в этих ситуациях, обучение стратегиям самоподкрепления и преодоления симптомов гиперактивности.

В начале работы психолог использует биографический и психодиагностический методы. Проводит оценку когнитивной сферы, психодиагностику внимания, памяти, мышления, эмоционально-двигательной сферы, состояния самооценки, психодиагностику темпа психомоторного развития, выявляет отставания в произвольной регуляции внимания и эмоциональных состояний, проводит диагностику особенностей поведения ребенка с СДВГ. По результатам проведенных исследований составляется программа коррекционной работы с конкретным ребенком.

Практически все дети с диагнозом детская гиперактивность обладают высокими компенсаторными возможностями, для включения которых необходимы следующие условия:

- благоприятная обстановка без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением режима, в спокойной эмоциональной атмосфере;

- обучение, желательно, по специальной программе;

- при необходимости, медикаментозная поддержка.

Как было указано ранее, работа с гиперактивным ребенком должна вестись комплексно при участии невролога, психолога, педагога, родителей, что будет способствовать реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения.

Поскольку синдром детской гиперактивности и дефицита внимания – это дефицитарность лобных отделов, то развитие произвольной регуляции – основное направление коррекционной работы с такими детьми.

Индивидуализированная методика коррекционных занятий с гиперактивными детьми направлена на формирование произвольной регуляции и предусматривает два основных принципа. С одной стороны, комплекс упражнений ориентирован на включение в работу мышечных групп, которые обычно используются в развернутом двигательном акте. С другой стороны, коррекционные психомоторные упражнения соответствуют этапному возрастному развитию ребенка и основываются на соблюдении последовательности овладения двигательными функциями, свойственной здоровым детям.

На практике доказано, что двигательное развитие ребенка оказывает мощное влияние на его общее развитие, в частности, на формирование речи, интеллекта и таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программе ребенка.

Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками – одно из направлений работы с проблемным ребенком. Первоначальная работа должна осуществляться индивидуально. На этом этапе можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правил выполнения конкретного задания. Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе. Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействии со сверстниками) – тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомления, дефициту активного внимания.

Психолог проводит психологическую коррекцию эмоций и поведения ребенка в индивидуальном или групповом режиме, разрабатывает индивидуальную программу развития ребенка. Со своей стороны родители должны обеспечить общий эмоционально – нейтральный фон развития и обучения ребенка, отслеживать эффективность лечения и коррекции, сообщая об их результатах специалистам.

Процесс обучения гиперактивного ребенка должен проводиться с учетом его индивидуальных особенностей развития, поведения и семейный обстановки.

Существует три основных направления работы с гиперактивным ребенком:

- развитие дефицитарных функций: внимания, контроля поведения, двигательного контроля;

- отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- при  необходимости работа с гневом.

Наиболее эффективными методами в работе с гиперактивными детьми являются игротерапия, музыкотерапия, арт-терапия. В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при диагностике.

Музыкотерапия – слушание музыки. Этот вид терапии используется в коррекции эмоциональных состояний, чрезмерной двигательной активности, речевых расстройств, страхов, которые зачастую свойственны детям и подросткам с СДВГ. Обычно применяется как вспомогательный в сочетании с другими методами.

Игровая терапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми и подростками Дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые, их переживания в процессе игры носят более непосредственный характер, не проходя «цензуру» сознания (Кэдьюсон X.,Шеффер Ч., 2002). Особенно эффективна игротерапия при коррекции социального инфантилизма, агрессивности в поведении, трудностей в обучении. Игровая терапия применяется в работе с гиперактивными детьми для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, зачастую возникающие вследствие импульсивности, сложности саморегуляции.

Арттерапия — один из эффективных подходов к осуществлению психологической помощи гиперактивным детям, поскольку она повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе, снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля, помогает выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, компенсируя их возможное отсутствие в родительском доме (Лебедева Л. Д., 2003). М. Наумбург, оказавшая большое влияние на развитие арттерапии в США, опиралась на идею Зигмунда Фрейда о том, что бессознательное может находить выражение в спонтанном творческом процессе (в лепке, рисовании). Ценность применения искусства в терапевтических целях заключается в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с разными чувствами, исследовать и выражать их (Рудестам К., 1999).

М.М. Чистякова в книге «Психогимнастика» заметила, что изобразительная деятельность и музыка – это вспомогательные средства общения, благодаря которым облегчается возможность продуктивного контакта с гиперактивным ребенком.

Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход социально неприемлемым негативным эмоциям и чувствам, поскольку ребенок может выпустить пар, снять напряжение в процессе работы. Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, школьная дезадаптация.


2.4. Взаимодействие учителя и специалистов сопровождения

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов, 1999).

Психолого - педагогическое сопровождение как процесс комплексный рассматривают такие учёные как Е. В. Ежовина, Н. В. Рябова, где сопровождение представлен созданием специальных условий для оказания коррекционной помощи детям, имеющим особые потребности в обучении и воспитании (Е.В. Ежовина, 2008).

Таким образом, сопровождение - это целенаправленное взаимодействие ребёнка как сопровождаемого и педагога как сопровождающего для создания специальных условий способствующих самореализации ребёнка и осуществление коррекции отклонений в развитии направленной на устранение или ослабление недостатков в раскрытии потенциальных возможностей ребёнка. Сопровождение строится на принципах гуманизма, доступности, научности, защиты прав и интересов детей.

В организации эффективной помощи гиперактивным детям и их родителям большая роль отводится школьному психологу. Но необходимо и участие других школьных специалистов – воспитателей, учителей, логопедов, дефектологов, а также невропатолога и психотерапевта. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. И эта деятельность совместными усилиями различных специалистов скорее приведет к нужному результату.

Можно выделить основные этапы психолого-педагогического сопровождения:

- психологическая диагностика,

- психологическое просвещение педагогов,

- психологическая профилактика и коррекция,

- консультации по возникающим затруднениям.

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.

Прежде всего, психолог предоставляет учителю, воспитателю подробные сведения о природе гиперактивности, о характере поведения детей с гиперактивностью в школе. Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка. Педагоги, приняв к сведению рекомендации, осуществляют процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку.

Для работы с педагогическим составом могут использоваться такие методы работы как педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, беседы, тренинговые упражнения, встречи для педагогов имеющих непосредственные контакты с гиперактивными мальчиками и девочками, для организации их позитивного общения.  Важно определить правильный план коррекционной работы и согласовать деятельность специалистов по его реализации для достижения высоких результатов. Не менее полезны будут рекомендации по организации занятий с гиперактивным ребенком, в которых учтены существенные требования к созданию оптимальных условий для обучения и воспитания такого ребенка. Пример памятки для учителя представлен в приложении 2.

По мнению известного отечественного психолога А.К. Марковой, для успешного решения задачи психологического развития детей сотрудничество учителя и школьного психолога должно включать следующие этапы:

1.Мотивационно-целевой. Определяются общие цели, задачи, мотивы, смыслы сотрудничества.

2.Операционально-технологический. Происходит согласование между учителем и школьным психологом того, какими средствами (стратегического и практического характера) будет осуществляться взаимодействие с классом, ребенком, а также друг с другом (учитель и психолог).

3. Рефлексивно-регулятивный происходит взаимное оценивание работы друг друга, эффективности совместного труда. Для психолога главным показателем в анализе и оценивании труда учителя являются качественные изменения в психическом развитии школьников, возможный профессиональный рост учителя и самосохранение. Для учителя значимым будет профессиональный вклад психолога в обеспечение учебного процесса в школе, т.е. в создание тех основных психологических условий, которые способствуют развитию учащихся.

Кроме того необходимо активно включать в общую работу специалистов и родителей ребенка. Для родителей наиболее удобны будут индивидуальные консультации, тренинговые упражнения, беседы, памятки (приложение 3). Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимой работы и сообщает о её результатах психологу, дефектологу, педагогам.

Приведенная ниже таблица наглядно демонстрирует деятельность каждого звена цепочки заинтересованных лиц.

Сопровождение гиперактивного ребёнка

специалист

проявление

психолог

педагог

родители

Высокая отвлекаемость

  • Включение в группу развития внимания

  • Развитие дефицитарных функций

  • Ограничение отвлекающих факторов

  • Частая смена видов деятельности

  • Концентрация внимания ребенка на деятельность

Импульсивность

Корректировка негативных сторон поведения

Не предъявление требований большей аккуратности в начале коррекционного пути

Поощрение желаемого поведения

Высокий мышечный тонус

Обучение приемам релаксации

Организация спокойных игр

Чаще использовать тактильные контакты, совместное чтение

Коммуникативные трудности

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

Способствование установлению контактов со сверстниками

Демонстрация примеров эффективного взаимодействия

Эмоциональные нарушения

Формирование эмпатии и доверия

Обучение приемам словесного описания своих чувствах

Предоставление возможности выражения гнева в приемлемой форме


Как видим, цель педагогов – повышение уровня социальной адаптации школьников с нарушениями поведения и общения через коллективное взаимодействие в условиях образовательного учреждения.

В таблице прописана и деятельность родителей. Каждый выполняет свои функции, которые вместе должны привести к ожидаемому результату – социально одобряемому стилю поведения ребенка в обществе, коррекции эмоциональных нарушений, коммуникативных трудностей и проблем в обучении.


Заключение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одной из основных причин нарушений социальной адаптации, а прежде всего школьной дезадаптации. Анализ литературных источников свидетельствует о социальной значимости проблемы в виду распространенности данного заболевания. Мы выяснили, что ведущим звеном в развитии гиперактивности является повреждение лобной коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга, которое проявляется минимальной мозговой дисфункцией.

Сложившаяся ситуация делает актуальным поиск новых методов коррекции СДВГ. В рамках комплексного подхода используется психофармакотерапия, психотерапия, а также психокоррекционные мероприятия с ребенком и его семьей.

Обучение детей с СДВГ нужно проводить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности, сводя к минимуму патологические проявления, приводящие к конфликтам в коммуникативной и образовательной сфере.

Проводя психолого-педагогическую коррекцию с детьми данной категории, следует вовлекать всех участников образовательного процесса: психолога, учителя, логопеда, дефектолога и, конечно же, членов семьи ребенка. Желательно привлекать родителей (или хотя бы одного из них) к участию в специальных лекториях или тренинге детско-родительских отношений и т. д. Только совместными усилиями можно добиться максимальных результатов в коррекционной работе с гиперактивными школьниками.










Библиографический список

1. Байярд Роберт т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг. - М.:Просвещение, 1991. - 224 с.

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.

3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития : Учеб. пособ. для вузов /Под ред. Пассольта М. - М. : Академия, 2004. - 160 с.

4. Детская психодиагностика и профориентацияРед.-состЛДСтоляренко. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.

5. Детская психиатрия: учебное пособие/под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2004. - 1120 с.

6. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //

Дефектология. - №1. - 1999. - С.31-36.

7. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000-С.2-6.

8. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика,
особенности диагностики //Дефектология. -2003.- № .6.-С.13-21.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку.- СПб: Сфера, 1998. - 96 с.

10. Каунова О., Гиперактивный ребенок //Начальная школа (Приложение к газете "Первое сентября").- 2006. - №.5.-С.27-32

11. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.

12. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. 98 с.

13. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ,1997. - 67 с.

14. Кэдьюсон Х. Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер,2002.-416с.

15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000. - 192 с.

16. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.

17. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007.— 186 с.

18. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

19. Оклендер В. Проблемы поведения //Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М.,2001. - С.212-295.

20. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие/А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.

21. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб.- М.:Издательский центр «Академия»,2004.- 272с.

22. Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004.

23. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. - М.:Просвещение, 1987- 432 с.

24. Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.

25. Хатеева, О. Г. Комплексное педагогическое сопровождение учебного процесса / О. Г. Хатеева // Открытая школа. - 2011. - № 7. - С. 3 – 7.

26. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - С., 1997. - 58 с.

27. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - СПБ.: ИМАТОН, 1997.- 136 с.



























Приложение 1

Игры для гиперактивных детей

Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

"Найди отличие"

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки"

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Броуновское движение"

Цель: развить умение распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

"Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).




Приложение 2. Рекомендации учителям по работе с гиперактивными детьми

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.















































Приложение 3 Рекомендации родителям гиперактивных детей

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7. Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.

16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!