СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению.

- Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС.

- Система дидактических принципов.

2. Специальная педагогика и психология. 

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки


Факультет дополнительного профессионального образования






Контрольная работа


по дисциплине: «Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология»










Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Сосницкая Г.А.















Москва 2016 г.

Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология.

План:

1. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению.

- Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС.

- Система дидактических принципов.

2. Специальная педагогика и психология.



1. Психологические основы системно-деятельностного подхода в образовании

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. В современной психологии идея зоны ближайшего развития является общепризнанной и служит моделью для разработки новых методов диагностики психического развития ребенка.  Можно выделить следующие виды учебных действий, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:

- преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;

- моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
- преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;

- выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых обобщенным способом.

Предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, которая «вынуждает» ученика действовать правильно в требуемой форме и с заданными показателями. Эта система включает три подсистемы:

1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;

2) условия, обеспечивающие «отработку»;

3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.

Выделены шесть этапов действия.

1) создания мотивационной основы действия;

2) становление схемы ориентировочной основы действия;

3) формирование действия в материальной форме;

4) преобразование действия;

5) дальнейшее преобразование действия – содержание действия переносится во внутренний, умственный план;

6) приобретает форму собственно умственного действия.

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд



Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития, обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных;

  • психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход? Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. (Основные виды УУД – коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные).

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно - деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода. Ключевое место в системно - деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока.

С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

  • Информационные и коммуникативные технологии.

  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.

  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.

  • Технология деятельностного метода.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания, учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

  • Процессуально - целевая ориентация;

  • относительная целостность;

  • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

  • представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;

  • познавательная рефлексия;

  • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);

  • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Вывод:

  • Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

  • Позиция ученика: за познание мира.

  • Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.

  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

  • Учебное действие – действие по созданию образа.

  • Образ – слово, рисунок, схема, план.

  • Оценочное действие – я умею! У меня получится!

  • Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.

  • Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.



2. Специальная педагогика и психология.

С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.

Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.

Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) психического развития, психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы, личности.

Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики.

Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

В качестве предмета изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Таким образом, цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.

Специальная педагогика решает широкий круг задач.

К теоретическим задачам относятся:

• Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.

• Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

• Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.

• Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.

К практическим задачам относятся:

• Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.

• Разработка специальных педагогических технологий.

• Разработка образовательных и коррекционно-развивающих программ.

• Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.

• Обобщение передового педагогического опыта.

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая отражает ее специфику.

В современных российских нормативно правовых документах в области образования, например, в «Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», приводятся следующие определения некоторых терминов, используемых в области специального образования. Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого медико педагогической комиссией в отношении ребенка и медико экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение –образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т. к. по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему-либо, а о первоначальном ее формировании.

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):

- лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

- лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;

- лица с нарушениями речи;

- лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

- лица с нарушениями эмоционально волевой сферы, лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением);

- лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).

Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся:

сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха;

тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения;

логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения;

олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей;

– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально волевой сферы;

– коррекционная педагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.

Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь рассматривались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным. Менее исследованы вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.

Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.

Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, также используются методы изучения психолого педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др. Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования.

Литература:

1. Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1971. - 22с.

2. Интернет-ресурсы:

  1. http://psyera.ru/4269/predmet-zadachi-metody-specialnoy-pedagogiki

  2. http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks312045



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!