СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация и проведение внеурочной работы предполагает отказ от привычного, традиционного способа преподавания, необычный подход к ответам учащихся, организация их самостоятельной работы, которая приобретает особое значение при переходе от педагогики знаний, умений, и навыков к педагогике развития. А, следовательно, большое внимание должно уделяться тем формам обучения, которые способны обеспечить достижение этих целей. Одной из таких форм является факультатив, который отвечает и возрастным особенностям младших школьников, и главным образовательно-развивающим целям обучения.

language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA'>В начальных классах начинается работа над формированием лингвистических понятий. Для управления процессом формирования понятий необходимо правильно организовать познавательную деятельность учащихся, следует правильно представлять себе, что такое лингвистическое понятие, каковы особенности процесса овладения им, при каких условиях протекает более результативное его усвоение 

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста»

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Начальный этап школьной жизни включает в себя следующий возрастной отрезок: от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).

В младшем школьном возрасте обучающиеся располагают определенными резервами развития. Одной из важнейших задач возрастной и педагогической психологии является своевременное выявление и наиболее эффективное использование данных резервов.

В результате поступления ребенка в школу и под влиянием обучения у него начинается перестройка всех сознательных процессов, приобретаются качества, которые свойственны взрослым людям, так как ребенок выполняет новые для себя виды деятельности и вступает в систему межличностных отношений.

Познавательные процессы ребенка характеризуются произвольностью, продуктивностью и устойчивостью.

Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым, это нужно для того, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся у ребенка резервы развития.

К моменту поступления ребенка в школу у него должен быть хорошо развит самоконтроль, ролевое поведение, трудовые умения и навыки и, самое главное, умение общаться с людьми [Эльконин 2001, c. 120].

Именно в этот период систематическое обучение ребенка в школе обеспечивает физическое и психофизиологическое развитие ребенка.

В первую очередь происходит совершенствование работы нервной системы и головного мозга. По данным физиологов, кора больших полушарий к 7 годам является достаточно зрелой. Однако важнейшие отделы головного мозга, которые отвечают за программирова­ние, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей данного возраста еще не сформированы (лобный отдел мозга заканчивает свое развитие только к 12 годам), в результате чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые струк­туры является недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы, так как дети данной возрастной категории не способны к длительному сосредоточению, легко отвлекаются, возбудимы и эмоциональны [Вардянян 1985, c. 126].

Интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этот период познавательные процессы начинают приобретать опосредствованный характер, становятся осознанными и произвольными. В то же время ребенок постепенно учится управлять своими психическими процессами (памятью, вниманием, восприятием).

Новая социальная ситуация развития начинает устанавливаться с поступлением ребёнка в школу. В центре данной ситуации развития стоит учитель.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учебная. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

В младшем школьном возрасте мышление выполняет доминирующую функцию. В этот период происходит переxод от наглядно-oбразнoго к cловесно-логичеcкому мышлению [Габай 1998, c. 78].

Преимущественное развитие в школьном обучении получает словесно-логическое мышление. Обучение строится следующим образом: в первые два года вся работа строится на наглядных образцах, в последствие объем таких занятий постепенно сокращается. Наглядно-oбразное мышление cтанoвится менее необходимым в учебной деятельноcти [Выготский 1996, c. 27].

Индивидуальные различия детей проявляются ближе к концу младшего школьного возраста.

Психологи условно делят детей на несколько групп:

1) «теоретики» («мыслители») – эти дети легко справляются с решением учебных задач в словесной форме;

2) «практики» - при работе эти дети опираются на наглядность и практические действия;

3) «художники» - у этих детей преобладает яркое образное мышление.

Некоторые дети обладают равновесием между различными видами мышления.

Большую роль в формировании теоретического мышления играют научные понятия.

Теоретическое мышление необходимо для того, чтобы обучающийся мог решать задачи, ориентируясь при этом на внутренние признаки и связи объектов, а не на внешние свойства предмета [Рубинштейн 1999, c. 69].

Восприятие в дошкольном возрасте носит анализирующий характер, что нельзя сказать о восприятии в младшем школьном возрасте, так как в этот период у ребенка происходит развитие интеллекта, что создает возможность для установления связи между предметами.

Это легко прослеживается, когда ребенок, например, описывает картину. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие у младшего школьника носит синтезирующий характер. Все эти особенности следует учитывать при общении с ребенком и его развитии [Рубинштейн 1999, c. 124].

Существует два направления развития памяти у ребенка в младшем школьном возрасте – это произвольность и осмысленность.

В данном возрасте у детей происходит непроизвольное запоминание учебного материала, который либо вызывает у них интерес, либо преподнесен в форме игры, либо включает в себя яркие пособия.

Однако младшие школьники, в отличие от дошкольников, имеют способность к произвольному запоминанию материала, который им менее интересен.

В дальнейшем обучение будет строиться, опираясь на произвольную память. Как в дошкольном возрасте, так и в младшем школьном возрасте дети обладают механической памятью.

Многие обучающиеся младшего школьного возраста на протяжении всего обучения механически заучивают материал без какого-либо понимания содержания. В дальнейшем это приводит к трудностям в обучении в среднем звене, так как материал увеличивается в объеме и становится более сложным.

Поэтому совершенствование смысловой памяти в младшем школьном возрасте даст хорошую возможность для того, чтобы освоить широкий круг приемов, то есть различных способов запоминания материала [Леонтьев 2001, c. 78].

B младшем школьном возрасте происходит активное развитие внимания. Если данная психическая функция не будет сформирована, то процесс обучения осуществляться не может.

На уроке основная обязанность учителя – постоянное привлечение внимания обучающихся к учебному материалу, удержание данного внимания на протяжении длительного времени.

У младшего школьника, по сравнению с дошкольным возрастом, объем внимания увеличивается в 2 раза, так как ребенок может сосредоточено заниматься одним делом 15-25 минут, следовательно, происходит повышение устойчивости внимания, его переключения и распределения.

В младшем школьном возрасте заметно происходит формирование личности. Ребенок вступает в новые отношения со взрослыми и сверстниками, он включается в коллектив, начинает доминировать учебная деятельность, которая предъявляет серьезные требования к обучающемуся [Эльконин 1994, c. 124].

Все это оказывает большое влияние на формирование и закрепление такой системы отношений, как отношение к людям, коллективу, к учению. У ребенка появляются новые обязанностям, в результате чего формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются способности [Эльконин 1994, c. 34].

Младший школьный возраст - это ответственный этап школьного детства. Достижения данного возраста заключаются в том, что определяющим звеном для последующих лет обучения является учебная деятельность. Результатом младшего школьного возраста должно стать то, что ребенок хочет учиться, умеет учиться и верит в свои силы.

Таким образом, организация и проведение внеурочной работы предполагает отказ от привычного, традиционного способа преподавания, необычный подход к ответам учащихся, организация их самостоятельной работы, которая приобретает особое значение при переходе от педагогики знаний, умений, и навыков к педагогике развития. А, следовательно, большое внимание должно уделяться тем формам обучения, которые способны обеспечить достижение этих целей. Одной из таких форм является факультатив, который отвечает и возрастным особенностям младших школьников, и главным образовательно-развивающим целям обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!