Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Начальный этап школьной жизни включает в себя следующий возрастной отрезок: от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).
В младшем школьном возрасте обучающиеся располагают определенными резервами развития. Одной из важнейших задач возрастной и педагогической психологии является своевременное выявление и наиболее эффективное использование данных резервов.
В результате поступления ребенка в школу и под влиянием обучения у него начинается перестройка всех сознательных процессов, приобретаются качества, которые свойственны взрослым людям, так как ребенок выполняет новые для себя виды деятельности и вступает в систему межличностных отношений.
Познавательные процессы ребенка характеризуются произвольностью, продуктивностью и устойчивостью.
Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым, это нужно для того, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся у ребенка резервы развития.
К моменту поступления ребенка в школу у него должен быть хорошо развит самоконтроль, ролевое поведение, трудовые умения и навыки и, самое главное, умение общаться с людьми [Эльконин 2001, c. 120].
Именно в этот период систематическое обучение ребенка в школе обеспечивает физическое и психофизиологическое развитие ребенка.
В первую очередь происходит совершенствование работы нервной системы и головного мозга. По данным физиологов, кора больших полушарий к 7 годам является достаточно зрелой. Однако важнейшие отделы головного мозга, которые отвечают за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей данного возраста еще не сформированы (лобный отдел мозга заканчивает свое развитие только к 12 годам), в результате чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры является недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы, так как дети данной возрастной категории не способны к длительному сосредоточению, легко отвлекаются, возбудимы и эмоциональны [Вардянян 1985, c. 126].
Интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этот период познавательные процессы начинают приобретать опосредствованный характер, становятся осознанными и произвольными. В то же время ребенок постепенно учится управлять своими психическими процессами (памятью, вниманием, восприятием).
Новая социальная ситуация развития начинает устанавливаться с поступлением ребёнка в школу. В центре данной ситуации развития стоит учитель.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учебная. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.
В младшем школьном возрасте мышление выполняет доминирующую функцию. В этот период происходит переxод от наглядно-oбразнoго к cловесно-логичеcкому мышлению [Габай 1998, c. 78].
Преимущественное развитие в школьном обучении получает словесно-логическое мышление. Обучение строится следующим образом: в первые два года вся работа строится на наглядных образцах, в последствие объем таких занятий постепенно сокращается. Наглядно-oбразное мышление cтанoвится менее необходимым в учебной деятельноcти [Выготский 1996, c. 27].
Индивидуальные различия детей проявляются ближе к концу младшего школьного возраста.
Психологи условно делят детей на несколько групп:
1) «теоретики» («мыслители») – эти дети легко справляются с решением учебных задач в словесной форме;
2) «практики» - при работе эти дети опираются на наглядность и практические действия;
3) «художники» - у этих детей преобладает яркое образное мышление.
Некоторые дети обладают равновесием между различными видами мышления.
Большую роль в формировании теоретического мышления играют научные понятия.
Теоретическое мышление необходимо для того, чтобы обучающийся мог решать задачи, ориентируясь при этом на внутренние признаки и связи объектов, а не на внешние свойства предмета [Рубинштейн 1999, c. 69].
Восприятие в дошкольном возрасте носит анализирующий характер, что нельзя сказать о восприятии в младшем школьном возрасте, так как в этот период у ребенка происходит развитие интеллекта, что создает возможность для установления связи между предметами.
Это легко прослеживается, когда ребенок, например, описывает картину. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие у младшего школьника носит синтезирующий характер. Все эти особенности следует учитывать при общении с ребенком и его развитии [Рубинштейн 1999, c. 124].
Существует два направления развития памяти у ребенка в младшем школьном возрасте – это произвольность и осмысленность.
В данном возрасте у детей происходит непроизвольное запоминание учебного материала, который либо вызывает у них интерес, либо преподнесен в форме игры, либо включает в себя яркие пособия.
Однако младшие школьники, в отличие от дошкольников, имеют способность к произвольному запоминанию материала, который им менее интересен.
В дальнейшем обучение будет строиться, опираясь на произвольную память. Как в дошкольном возрасте, так и в младшем школьном возрасте дети обладают механической памятью.
Многие обучающиеся младшего школьного возраста на протяжении всего обучения механически заучивают материал без какого-либо понимания содержания. В дальнейшем это приводит к трудностям в обучении в среднем звене, так как материал увеличивается в объеме и становится более сложным.
Поэтому совершенствование смысловой памяти в младшем школьном возрасте даст хорошую возможность для того, чтобы освоить широкий круг приемов, то есть различных способов запоминания материала [Леонтьев 2001, c. 78].
B младшем школьном возрасте происходит активное развитие внимания. Если данная психическая функция не будет сформирована, то процесс обучения осуществляться не может.
На уроке основная обязанность учителя – постоянное привлечение внимания обучающихся к учебному материалу, удержание данного внимания на протяжении длительного времени.
У младшего школьника, по сравнению с дошкольным возрастом, объем внимания увеличивается в 2 раза, так как ребенок может сосредоточено заниматься одним делом 15-25 минут, следовательно, происходит повышение устойчивости внимания, его переключения и распределения.
В младшем школьном возрасте заметно происходит формирование личности. Ребенок вступает в новые отношения со взрослыми и сверстниками, он включается в коллектив, начинает доминировать учебная деятельность, которая предъявляет серьезные требования к обучающемуся [Эльконин 1994, c. 124].
Все это оказывает большое влияние на формирование и закрепление такой системы отношений, как отношение к людям, коллективу, к учению. У ребенка появляются новые обязанностям, в результате чего формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются способности [Эльконин 1994, c. 34].
Младший школьный возраст - это ответственный этап школьного детства. Достижения данного возраста заключаются в том, что определяющим звеном для последующих лет обучения является учебная деятельность. Результатом младшего школьного возраста должно стать то, что ребенок хочет учиться, умеет учиться и верит в свои силы.
Таким образом, организация и проведение внеурочной работы предполагает отказ от привычного, традиционного способа преподавания, необычный подход к ответам учащихся, организация их самостоятельной работы, которая приобретает особое значение при переходе от педагогики знаний, умений, и навыков к педагогике развития. А, следовательно, большое внимание должно уделяться тем формам обучения, которые способны обеспечить достижение этих целей. Одной из таких форм является факультатив, который отвечает и возрастным особенностям младших школьников, и главным образовательно-развивающим целям обучения.