СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические условия развития познавательной активности и исследовательской деятельности одаренных обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью данной работы является описание модели работы с одаренными обучающимися посредством их выявления. сопровождения и поддержки

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия развития познавательной активности и исследовательской деятельности одаренных обучающихся»







Творческая работа


Психолого-педагогические условия развития познавательной

активности и исследовательской деятельности

одаренных обучающихся


Выполнил: учитель английского языка высшей

квалификационной категории МБОУ

«Лицей №9 имени А.С. Пушкина

Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»

Биктагиров Искандер Ханафеевич















г. Зеленодольск, 2016




Введение

Переход школы на новый ФГОС, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор требований, таких как:

·  требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей);

·  требования к структуре (наличие вариативной части, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");

·  требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности).

Главной целью данной работы является  описание модели системы работы с одаренными учащимися посредством их выявления, сопровождения и поддержки. Условиями достижения обозначенной цели, соответственно, определяются и основные задачи:

1.Создание всесторонних условий для личностного совершенствования одаренных учащихся, иначе, развитие их интеллекта, навыков исследовательской деятельности и творческих способностей. Социальная и психологическая поддержка со стороны учителей, администраци образовательного учреждения, заинтересованных предприятий и вузов, системы дополнительного образования, родителей..

2.Обеспечение одинаковых возможностей в стимулировании мотивации развития способностей, реализации интересов всех одаренных детей данного образовательного учреждения.


1.



3.Постоянное расширение возможностей для участия одаренных и творчески мыслящих учеников различных олимпиадах, турнирах, конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях, фестивалях в рамках своего образовательного учреждения, муниципального района, республики и за её пределами.

4. Проведение в своем образовательном учреждении различных мероприятий

музыкально-драмматической и художественно-эстетической направленности с одаренными детьми.

5. Активное вовлечение одаренных детей во внеурочную деятельность и внешкольную работу.

6. Использование современных образовательных технологий, форм и средств деятельности, которые способствуют развитию творчества в урочной и внеурочной деятельности, инициативности и научно-исследовательских навыков, самостоятельности мышления.

7. Систематический мониторинг инновационного процесса изменений и развития образовательного простанства.

8. Апробация новых методических решений и приемов обучения.

9. Определение творческого потенциала, интересов и способностей детей в ходе проведения диагностических обследований с целью выявления степени их одаренности в той или иной сфере человеческой деятельности.

10. Создание банка данных об одаренных детях данного образовательного учреждения, прогнозирование развития их интеллектуально-творческих способностей.

Практическая значимость работы может определяться возможностями использования данной модели или её элементов, а также опыта других школ РФ, работающих по этой проблеме в практической деятельности учителей по развитию одаренных детей в своих образовательных учреждениях.









2.




Основная часть

Важной теоретической основой по созданию психолого-педагогических условий развития познавательной активности, исследовательской деятельности одаренных детей являются положения самого ФГОСА общего

образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):

-… умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

-… личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и

социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,

3.



научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования…

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики…

- формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать


4.



аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

Предметные результаты изучения предметной области "Филология"

должны отражать:

Иностранный язык. Второй иностранный язык:

- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

- …создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

В федеральной «Концепции одаренности» подчеркивается, что «учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предвари­тельного ответа на следующие вопросы:

1) с каким видом одаренности мы име­ем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

2) в какой форме может проявиться ода­ренность: явной, скрытой, потенциальной;

3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:

развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

      4) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную  на работу с одаренными детьми гимназию,



5.



общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

В государственной программе "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ" также говорится о необходимости «…обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде…». Также отмечается недостаточное распространение «деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий».

Совершенно очевидно, что исходя из тех задач по развитию и творческой самореализации одаренных детей, о которых так или иначе говорится во многих документах федерального и регионального уровня, практически в каждом образовательном учреждении нашей страны ведется подобная деятельность. В этой связи, хотелось бы привести краткое описание опыта

работы «Муниципального общеобразовательного учреждения Черская начальная общеобразовательная школа Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия)». Педагогический коллектив этой школы разработал программу «Одаренные дети» в рамках одноименной

президентской программы. Она достатачно объемна и поэтому думается целесообразно отметить её самые интересные, на мой взгляд, положения. Например, они выделяют 3 этапа релизации программы:

I этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

II этап – диагностический – на этом этапе (1-4 классы) проводится индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка.

III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка.

Ожидаемые результаты реализации программы следующие:

- создание механизма выявления, поддержки и социализации одаренных детей;

• систематизация работы с одаренными детьми;• привлечение к работе с одаренными детьми специалистов КНС, научно-исследовательских

6.



организаций, творческой интеллигенции, родителей;

• повышение качества подготовки, переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми

  • Увеличение числа одарённых детей.

  • Повышение качественных показателей обученности школьников в целом.

  • Поэтапное формирование исследовательской культуры обучающихся.

  • Формирование надпредметных умений самостоятельной работы.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

Заслуживает внимания гипотеза, выдвинутая в данной программе:

«Если будет создана система организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических и материально-технических условий развития одаренных детей, то появятся возможности для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей».

Очень важным является раздел « Психолого – педагогическое сопровождение», согласно которого предусматривается:

- создание банка данных одаренных учащихся (ОУ), организация психолого-педагогического семинара для педагогов по работе с одаренными учащимися;

- организация психолого-педагогического семинара для педагогов по работе с ОУ;

- организация системы тренингов, способствующих творческому росту педагогов и ОУ;

- организация мониторинга развития ОУ.

В разделе «Организация работы с одаренными учащимися в рамках учебного процесса» намечены ставятся такие задачи:

- выбор педагогов для работы с ОУ;

7.



- создание авторских методических материалов для работы с ОУ;

- формирование учебных групп из одаренных учащихся (с разной целевой направленностью);

- выбор стратегии обучения для каждого ОУ (ускорение, углубление…);

- разработка программ индивидуальной работы с ОУ;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;

- организация итогового контроля развития ОУ (предпочтение защиты творческих работ).

Согласно раздела «Организация работы с одаренными учащимися во внеурочной деятельности» намечается:

- создание творческих групп, научных обществ;

- проведение конкурсов, научно-исследовательских, проектных и творческих работ, научно-практических конференций среди учащихся;

- проведение внутришкольных олимпиад, участие в районных предметных олимпиадах;

- участие в районных и краевых конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах;

- участие в Интернет-конкурсах.

И, наконец, в разделе «Материально-техническое и информационное обеспечение» намечено контролировать следующие моменты:

- обеспечение укомплектованности учебных кабинетов;

- обеспечение соответствия учебных кабинетов нормам СЭС;

- постоянное обновление информации на сайте для трансляции своего опыта на другие учебные заведения;

8.



- укомплектованность библиотеки необходимой литературой;

- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами

- поощрение педагогов и одаренных детей по результатам года.


Заключение

Исходя из выше изложенного можно сделать ряд выводов.В частности, в каждом образовательном учреждении должна быть своя программа по работе с одаренными детьми, которая должна быть предметом постоянного внимания со стороны администрации, учителей школы, а также всех заинтересованных сторон. В урочной, внеурочной и внешкольной деятельности необходимо отойти от практики работы с одаренными детьми, основанной лишь на проявившихся видах одаренности, так как это является «своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности». В федеральной «Концепции одаренности» специально отмечается «не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими ее видами». Эти положения крайне важны, ведь это необходимо для выбо­ра соответствующей индивидуальности ре­бенка формы обучения, обеспечивающей наиболее эффективное развитие его одаренности.

Реализация такого подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов, ибо основная цель работы с одаренными детьми – это «содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации».

Список литературы


1.Приказ Кабинета Министров РФ от 6 октября 2009 г. № 413 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.Федеральная целевая программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

3. Постановление от 22 февраля 2014 г. N 110 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ


9.




ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ".

4. Программа работы с одаренными детьми в учебно-воспитательном процессе «Одаренные дети» («Муниципальное общеобразовательное учреждение Черская начальная общеобразовательная школа Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия)», автор М.Н. Франк.

5.Статья «Условия успешной работы с одаренными детьми», авторДолганова Елена Александровна, учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов БОУ СОШ №2 ст. Динской, Краснодарского края.






















10.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!