Творческая работа
Психолого-педагогические условия развития познавательной
активности и исследовательской деятельности
одаренных обучающихся
Выполнил: учитель английского языка высшей
квалификационной категории МБОУ
«Лицей №9 имени А.С. Пушкина
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
Биктагиров Искандер Ханафеевич
г. Зеленодольск, 2016
Введение
Переход школы на новый ФГОС, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор требований, таких как:
· требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей);
· требования к структуре (наличие вариативной части, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");
· требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности).
Главной целью данной работы является описание модели системы работы с одаренными учащимися посредством их выявления, сопровождения и поддержки. Условиями достижения обозначенной цели, соответственно, определяются и основные задачи:
1.Создание всесторонних условий для личностного совершенствования одаренных учащихся, иначе, развитие их интеллекта, навыков исследовательской деятельности и творческих способностей. Социальная и психологическая поддержка со стороны учителей, администраци образовательного учреждения, заинтересованных предприятий и вузов, системы дополнительного образования, родителей..
2.Обеспечение одинаковых возможностей в стимулировании мотивации развития способностей, реализации интересов всех одаренных детей данного образовательного учреждения.
1.
3.Постоянное расширение возможностей для участия одаренных и творчески мыслящих учеников различных олимпиадах, турнирах, конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях, фестивалях в рамках своего образовательного учреждения, муниципального района, республики и за её пределами.
4. Проведение в своем образовательном учреждении различных мероприятий
музыкально-драмматической и художественно-эстетической направленности с одаренными детьми.
5. Активное вовлечение одаренных детей во внеурочную деятельность и внешкольную работу.
6. Использование современных образовательных технологий, форм и средств деятельности, которые способствуют развитию творчества в урочной и внеурочной деятельности, инициативности и научно-исследовательских навыков, самостоятельности мышления.
7. Систематический мониторинг инновационного процесса изменений и развития образовательного простанства.
8. Апробация новых методических решений и приемов обучения.
9. Определение творческого потенциала, интересов и способностей детей в ходе проведения диагностических обследований с целью выявления степени их одаренности в той или иной сфере человеческой деятельности.
10. Создание банка данных об одаренных детях данного образовательного учреждения, прогнозирование развития их интеллектуально-творческих способностей.
Практическая значимость работы может определяться возможностями использования данной модели или её элементов, а также опыта других школ РФ, работающих по этой проблеме в практической деятельности учителей по развитию одаренных детей в своих образовательных учреждениях.
2.
Основная часть
Важной теоретической основой по созданию психолого-педагогических условий развития познавательной активности, исследовательской деятельности одаренных детей являются положения самого ФГОСА общего
образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
-… умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
-… личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
3.
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования…
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики…
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
4.
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Предметные результаты изучения предметной области "Филология"
должны отражать:
…Иностранный язык. Второй иностранный язык:
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- …создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
В федеральной «Концепции одаренности» подчеркивается, что «учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
1) с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
2) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
3) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными:
развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;
4) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию,
5.
общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.
В государственной программе "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ" также говорится о необходимости «…обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде…». Также отмечается недостаточное распространение «деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий».
Совершенно очевидно, что исходя из тех задач по развитию и творческой самореализации одаренных детей, о которых так или иначе говорится во многих документах федерального и регионального уровня, практически в каждом образовательном учреждении нашей страны ведется подобная деятельность. В этой связи, хотелось бы привести краткое описание опыта
работы «Муниципального общеобразовательного учреждения Черская начальная общеобразовательная школа Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия)». Педагогический коллектив этой школы разработал программу «Одаренные дети» в рамках одноименной
президентской программы. Она достатачно объемна и поэтому думается целесообразно отметить её самые интересные, на мой взгляд, положения. Например, они выделяют 3 этапа релизации программы:
I этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
II этап – диагностический – на этом этапе (1-4 классы) проводится индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка.
III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка.
Ожидаемые результаты реализации программы следующие:
- создание механизма выявления, поддержки и социализации одаренных детей;
• систематизация работы с одаренными детьми;• привлечение к работе с одаренными детьми специалистов КНС, научно-исследовательских
6.
организаций, творческой интеллигенции, родителей;
• повышение качества подготовки, переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми
Увеличение числа одарённых детей.
Повышение качественных показателей обученности школьников в целом.
Поэтапное формирование исследовательской культуры обучающихся.
Формирование надпредметных умений самостоятельной работы.
Творческая самореализация выпускника школы.
Заслуживает внимания гипотеза, выдвинутая в данной программе:
«Если будет создана система организационно-управленческих, научно-методических, психолого-педагогических и материально-технических условий развития одаренных детей, то появятся возможности для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей».
Очень важным является раздел « Психолого – педагогическое сопровождение», согласно которого предусматривается:
- создание банка данных одаренных учащихся (ОУ), организация психолого-педагогического семинара для педагогов по работе с одаренными учащимися;
- организация психолого-педагогического семинара для педагогов по работе с ОУ;
- организация системы тренингов, способствующих творческому росту педагогов и ОУ;
- организация мониторинга развития ОУ.
В разделе «Организация работы с одаренными учащимися в рамках учебного процесса» намечены ставятся такие задачи:
- выбор педагогов для работы с ОУ;
7.
- создание авторских методических материалов для работы с ОУ;
- формирование учебных групп из одаренных учащихся (с разной целевой направленностью);
- выбор стратегии обучения для каждого ОУ (ускорение, углубление…);
- разработка программ индивидуальной работы с ОУ;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;
- организация итогового контроля развития ОУ (предпочтение защиты творческих работ).
Согласно раздела «Организация работы с одаренными учащимися во внеурочной деятельности» намечается:
- создание творческих групп, научных обществ;
- проведение конкурсов, научно-исследовательских, проектных и творческих работ, научно-практических конференций среди учащихся;
- проведение внутришкольных олимпиад, участие в районных предметных олимпиадах;
- участие в районных и краевых конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах;
- участие в Интернет-конкурсах.
И, наконец, в разделе «Материально-техническое и информационное обеспечение» намечено контролировать следующие моменты:
- обеспечение укомплектованности учебных кабинетов;
- обеспечение соответствия учебных кабинетов нормам СЭС;
- постоянное обновление информации на сайте для трансляции своего опыта на другие учебные заведения;
8.
- укомплектованность библиотеки необходимой литературой;
- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами
- поощрение педагогов и одаренных детей по результатам года.
Заключение
Исходя из выше изложенного можно сделать ряд выводов.В частности, в каждом образовательном учреждении должна быть своя программа по работе с одаренными детьми, которая должна быть предметом постоянного внимания со стороны администрации, учителей школы, а также всех заинтересованных сторон. В урочной, внеурочной и внешкольной деятельности необходимо отойти от практики работы с одаренными детьми, основанной лишь на проявившихся видах одаренности, так как это является «своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности». В федеральной «Концепции одаренности» специально отмечается «не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими ее видами». Эти положения крайне важны, ведь это необходимо для выбора соответствующей индивидуальности ребенка формы обучения, обеспечивающей наиболее эффективное развитие его одаренности.
Реализация такого подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов, ибо основная цель работы с одаренными детьми – это «содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации».
Список литературы
1.Приказ Кабинета Министров РФ от 6 октября 2009 г. № 413 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.Федеральная целевая программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
3. Постановление от 22 февраля 2014 г. N 110 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
9.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ".
4. Программа работы с одаренными детьми в учебно-воспитательном процессе «Одаренные дети» («Муниципальное общеобразовательное учреждение Черская начальная общеобразовательная школа Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия)», автор М.Н. Франк.
5.Статья «Условия успешной работы с одаренными детьми», авторДолганова Елена Александровна, учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов БОУ СОШ №2 ст. Динской, Краснодарского края.
10.